Без сенсаций тихо и планомерно закончился очередной сезон Единой Лиги ВТБ. Пришло время посмотреть на цифры средней посещаемости команд, сравнить их с прошлогодними, а заодно посмотреть как у команд менялась посещаемость за время участия в турнире.
Начнем с посещаемости. В прошлом сезоне рост посещаемости показали три клуба: «Локомотив-Кубань», «Химки» и «Калев». В этом сезоне ни одна из этих команд продолжить рост не смогла, у «Калева» и вовсе падение едва не достигло 50%. Рост посещаемости вновь показали три команды: на сей раз ЦСКА, «Енисей» и «Астана». Девять команд лиги показывают отрицательную динамику как минимум второй сезон подряд.
Рекордное падение у «Красного Октября». Об этом было много и написано, и сказано, добавить к этому нечего. Огромное падение и у «Байзонс», на 44% – и это на фоне скромной прошлогодней цифры в 1448 зрителей! Хотя в прошлом году такая цифра была достигнута во многом благодаря матчу с «Зенитом» в HK Arena: на матч пришло 8900 человек, и это стало рекордном сезона 14/15.
В этом сезоне максимальное количество зрителей было на матче «Локомотив-Кубань» – «Химки»: 7284.
Общая аудитория по сезонам и средняя посещаемость одного матча:
Лучшим был сезон 12/13. В сезоне 13/14 еще играли литовские клубы, но посещаемость уже пошла на спад.
За 15 домашних матчей «Вита» собрала аудиторию меньшую, чем вместимость ее арены – суммарно 7920 человек увидели сие зрелище при вместимости арены 8539.
Графически динамика изменения общей аудитории смотрится нагляднее:
Аудитория прошедшего чемпионата была наименьшей за пять сезонов. В сезоне 10/11 играло 12 команд, по 6 в каждой группе, затем был «Финал Четырех».
По средней посещаемости матчей прошедший сезон худший в истории лиги:
Три сезона подряд средняя посещаемость матчей падает, в сравнении с сезоном 12/13 она сократилась почти вдвое: на 1287 зрителей или 43,7%.
Теперь наглядно посмотрим на динамику изменения посещаемости клубов, проведших в лиге три и более сезона («Зенит» не включен», считать в вопросе посещаемости его преемником «Триумфа» не правильно: другой город, другой уровень финансирования команды)
БК Астана
После удачного прошлого сезона, когда команда вышла в плей-офф, сохранить и без того скромный интерес к команде не удалось. В этом сезоне два матча команда провела в Караганде.
ВЭФ
Интерес к команде в Риге первые три сезона неизменно рос, однако потом что то пошло не так: в сезоне-13/14 падение посещаемости более чем в два раза, а затем за следующие два сезона аудитория уменьшилась еще вдвое:
Калев
У эстонцев положительная динамика была неизменной вплоть до этого сезона. В сезоне 15/16 аудитория уменьшилась почти вдвое.
Цмоки-Минск
Последние два сезона в Минске посещаемость не ахти. В прошлом сезоне это можно было объяснить спортивными результатами: предпоследнее место в регулярном чемпионате (хотя в сезоне-13/14 это не мешало минчанам собрать аудитории почти в три раза большую). В сезоне-15/16 «Цмоки-Минск» выступил относительно неплохо – 12-е место.
Но на команду ходить в Минске перестают: даже на матч с ЦСКА, который в Минске обычно вызывает ажиотаж, пришло всего 1950 человек.
Нимбурк
Нимбурк провел лучший сезон в лиге, попал в плей-офф, однако играет в маловместимом несоответствующем регламенту зале. Рост спортивных результатов дал 28% роста посещаемости. Однако в зрителях прирост смотрится куда скромнее, чем в процентах: всего +274. Если раньше хотя бы часть матчей чехи проводили на O2 арене и благодаря этому имели более высокие цифры посещаемости, то теперь даже матч плей-офф против ЦСКА они играли в своем скромном спортзале.
БК Енисей
Одна из трех команд, показавшая в этом сезоне рост посещаемости. Однако на уровень сезона-13/14 красноярцы так и не вернулись.
В следующем сезоне команда будет играть в маленьком зале: единственная в Красноярске площадка с 3000 зрительских мест, дворец спорта имени Ярыгина, закрывается на реконструкцию. Смотря на разное отношение в этом году к «Красному Октябрю» и «Байзонс» с «Нимбурком», за «Енисей» становится тревожно: как бы лига их не исключила с пафосной трактовкой «зал у них маловат для второй по силе лиге Европы».
Нижний Новгород
7 из 15 матчей в этом сезоне «Нижний» провел в ФОК «Мещерский», который является маловместительным и труднодоступным. Это сказалось на средней посещаемости клуба, до этого бывшей на вполне приемлемом уровне. Второй сезон подряд посещаемость команды падает.
ЦСКА
ЦСКА в этом сезоне поработал над привлечением болельщиков. Шутка ли, даже «Мегаспорт» на нескольких матчах Евролиги собирал аншлаги. Однако на уровень сезонов-10/11 и 11/12 в Единой Лиге клуб пока что не вернулся.
БК Химки
Посещаемость сократилась незначительно, всего на 45 человек.
УНИКС
Самый малозначащий график, ведь ни для кого не секрет, что казанцы творчески относились к определению посещаемости: даже при незаполненном нижнем ярусе они с легкостью насчитывали 3000 зрителей. Однако после предупреждения от Единой Лиги ВТБ к вопросу посещаемости стали относиться серьезнее, благодаря чему в этом сезоне цифры посещаемости уже не вызывают ухмылку.
Посещаемость сезона-15/16 была бы более низкой, если бы не финальные матчи с ЦСКА, суммарно собравшие 11500 человек (общая аудитория матчей УНИКСа 44070 человек, то есть двумя финальными матчами они собрали 26% от суммарной аудитории). Даже несмотря на это, УНИКС показал худшую посещаемость за время выступления в турнире – вот что честность с цифрами делает.
Локомотив-Кубань
В вопросе посещаемости «Локомотив-Кубань» и «Автодор» – наше все.
Ни разу средняя посещаемость в Краснодаре не снижалась ниже отметки в 3 тысячи человек. Если бы не краснодарцы, то общая аудитория матчей лиги и показатель средней посещаемости матчей были бы совсем низкими.
Красный Октябрь
Тут комментировать нечего: был бы у клуба доступ в зал, где они играли предыдущие два сезона, вряд ли изменение посещаемости было бы ощутимым и значительным.
Однако директорат лиги считает что лучше заставлять команду играть в Москве в зале, отвечающем требованиям регламента, при пустых трибунах:
Телевизионная картинка и атмосфера матчей в пустом «Крылатском», по их мнению, гораздо привлекательнее, чем в крохотном «Альянс-Баскете»
Волгоградцам надо отдать должное: поменяв по ходу сезона больше половины состава, испытав проблему с финансированием, клуб закончил турнир на девятом месте – это к вопросу об уровне команд нижней части таблицы.
В целом наглядно видно падение зрительского интереса к матчам лиги, причем не только в России (еще в прошлом году некоторые пытались привязать экономическую обстановку в стране к падению посещаемости), но и за границей.
Отличный или нет был сезон – судите сами. Однако по посещаемости он был отличным от предыдущего, это без вопросов.
Блог "С баскетболом по жизни"