К ЧМ-2018 несколько ведущих ИТ-интеграторов предложили заказчикам интересные идеи из концепции умных стадионов. Благодаря Чемпионату мира, на крупнейших стадионах появятся технологии Wi-Fi высокой плотности, системы распознавания лиц, новые технологии энергосбережения, системы безопасности и системы геопозиционирования для стадионов.
Однако инновации будут доступны только на крупнейших стадионах, тогда как финансирование малых объектов не позволяет внедрять такие инновации.
Wi-Fi высокой плотности
Общедоступные сети Wi-Fi есть не на каждом стадионе ввиду дороговизны решения. Так, трибуны стадионов, на которых планируется ЧМ-2018, по правилам ФИФА, должны вмещать от 30 тыс. зрителей. Это означает, что ресурсов обычных Wi-Fi сетей для посетителей просто не хватит.
Для зрелищных спортивных мероприятий, где число зрителей исчисляется десятками тысяч, строят сети Wi-Fi высокой плотности.
Так, ключевым компонентом комплексного решения Huawei Agile Stadium является Wi-Fi высокой плотности. Решение позволяет предоставить одновременный беспроводной доступ для 40 тыс. болельщиков.
«Это решение несет в себе не только технологические преимущества: беспроводная сеть сближает между собой болельщиков, команду и стадион.
Реклама и дополнительные сервисы (например, заказ еды и напитков прямо на трибуну) будут интересны стадиону и позволят повысить выручку.
Дополнительные интерактивные сервисы (повторы голов и важных моментов игры, коммьюнити для общения и голосований, онлайн статистика и подробная информация о командах) меняют восприятие от посещения стадиона, позволяют болельщикам почувствовать себя частью игры.
Прямой канал для коммуникаций с целевой аудиторией будет интересен клубам и фан-сообществам», - рассказал iot.ru Сергей Аксенов, менеджер по продуктам Huawei Enterprise Business Group.
«С точки зрения владельцев спортивных объектов, Wi-Fi высокой плотности позволяет предоставлять зрителям максимально высокий уровень сервиса на территории всей чаши стадиона: качество связи и специальные мобильные приложения.
В частности, благодаря последним болельщики могут просматривать стриминговое видео с камер, общаться в чате, размещать фотографии, участвовать в конкурсах и т.д.
Мировой опыт показывает, что мобильные приложения, в том числе за счет возможности таргетинга, хорошо монетизируются и позволяют привлекать больше спонсоров и рекламодателей», - добавил Алексей Чувилин, технический менеджер компании КРОК.
Сейчас решения Huawei развернуты на нескольких десятках стадионов по всему миру. В том числе Wi-Fi высокой плотности интересуются директора и руководители ИТ-отделов стадионов, которые должны принять матчи ЧМ-2018.
«И это – несмотря на то, что беспроводная инфраструктура для стадиона не является обязательным компонентом к ЧМ-2018», - отметил Сергей Аксенов.
Системы распознавания лиц
Сейчас биометрию активно используют на государственных и режимных объектах, в органах государственной власти, аэропортах. Проекты по распознаванию лиц – достаточно новые для стадионов РФ.
Например, в США на футбольном стадионе FedExField в штате Мэриленд биометрической системой контроля доступа с 2010 года может воспользоваться более 7,5 тыс. человек – болельщиков, зрителей, сотрудников стадиона, работников подрядных и других организаций.
Распознание пользователей происходит по отпечаткам пальцев. Эту систему планировалось интегрировать с ERP-системами стадиона.
«В скором времени мы увидим возросший спрос на системы биометрии и распознавания лиц для российских стадионов.
Этому будет способствовать обновление законодательства и нормативной базы в части обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», - считает Алексей Красов, главный инженер дирекции комплексной безопасности «Астерос».
Технологии энергосбережения
Большое внимание в индустрии умных стадионов также уделяется вопросам энергосбережения. Например, системы Energy Management позволяют собирать статистику, выстраивать графики потребления энергии.
«Уже на основе графиков персонал стадиона максимально эффективно управляет оборудованием, использующем эту энергию.
Когда на стадионе проводятся матчи, ИТ-инфраструктура (освещение, видеонаблюдение, медиаэкраны и пр.) запускается в автоматическом режиме.
Во все остальные дни Energy Management следит, чтобы оборудование работало в энергосберегающем режиме», - прокомментировал iot.ru Алексей Чувилин.
По его словам, аналогичное решение в среднем окупается за полтора года. А за пять лет эксплуатации системы Energy Management помогут сэкономить десятки тысяч долларов.
Такая технология в скором времени будет задействована на одном из российских стадионов, который сотрудничает с компанией КРОК.
Системы безопасности
По словам Владимира Уфнаровского, генерального директора компании «Системы компьютерного зрения», сейчас на рынке, в том числе – организации спортивных мероприятий, широко востребованы решения, связанные с безопасностью.
Его компания занимается анализом видео. Сейчас такие системы позволяют из десятков тысяч посетителей на стадионах выявлять конкретные лица.
«Заказчиков больше всего интересует выделение лиц в толпе, запись видео стадиона со сверхвысокой четкостью, чтобы можно было проанализировать причины возникновения тех или иных чрезвычайных ситуаций постфактум.
Также для клиентов интересны решения, связанные с самим спортивным событием. Для футбола это может быть, например, отслеживание отдельных игроков и анализ их действий, камеры суперразрешения для трансляции на гигантские экраны и т.п.», - сообщил он.
Владимир Уфнаровский уточнил, что его компания не «затачивала» свои решения специально для спортивных объектов, но большую часть продуктов можно применять также на стадионах.
«Думаю, наиболее интересными будут решения по склейке большого количества видеопотоков в реальном времени, запись видео в суперразрешении», - рассказал эксперт.
Системы геопозиционирования для стадионов
Системы геопозиционирования для стадионов также будут интересны российским заказчикам, считает Роман Свитич, старший системный архитектор компании «ЛАНИТ-Интеграция» (группа компаний ЛАНИТ).
«Наибольший интерес у наших заказчиков вызывают системы геопозиционирования для мобильных устройств с алгоритмами расчета оптимальных маршрутов прохода и времени ожидания в очереди, так как они позволяют увеличить объемы продаж еды, напитков и сувенирной атрибутики (типа «Яндекс. Пробки», только для стадиона).
Активно обсуждается система видеоидентификации болельщиков на входных турникетах, т.к. это есть в Приказе МВД России №1092», - рассказал он.
Проекты, реализованные в РФ
Активная работа по строительству и модернизации стадионов ЧМ-2018 началась в 2014 году. С этих пор востребованность в применении современных ИТ-решений, несомненно, растет, поясняет Алексей Чувилин.
Он считает, что это не только заслуга ЧМ-2018, но и некоторых футбольных клубов, которые, ориентируясь на передовой мировой опыт в спортивной индустрии, запускают новые сервисы: высокоскоростной Wi-Fi (HD Wi-Fi), мобильные приложения, IPTV, Digital Signage (цифровые информационные панели) и пр.
«Новые технологии позволяют не только обеспечить больший комфорт болельщиков от пребывания на спортивном объекте и, как следствие, повысить их лояльность, но и получить стадионам дополнительный доход от внедрения, иными словами, оптимизировать капитальные затраты на создание ИТ-инфраструктуры.
В частности, такой комплексный проект мы скоро завершаем в одном регионе РФ. Также 10 сентября открыл свои двери новый стадион ЦСКА в Москве, для которого мы создали инженерную и аудиовизуальную инфраструктуру», - сообщил Алексей Чувилин.
По его словам, в рамках проекта было внедрено более 40 различных подсистем для комплекса зданий арены ЦСКА. Стадион соответствует нормам UEFA и станет тренировочной площадкой для команд во время чемпионата мира.
Компания «Астерос» реализует комплексный стадионный проект в северо-западном районе Москвы. Для этого развертываются системы безопасности и мультимедиа, строится ИТ- инфраструктура.
В результате спортивная площадка будет оснащена самыми современными аудио и видео системами и ИТ-сервисами, ее посетители смогут почувствовать высокий уровень комфорта и безопасности.
«Всю прилегающую территорию стадиона «Астерос» свяжет в единый контур системой безопасности. Мы спроектировали и на данный момент осуществляем строительство инженерной инфраструктуры для коммерческого блока, гостиницы, комплекса апартаментов и других объектов.
Кроме того, «Астерос» реализует проект по организации реконструкции ряда важнейших систем, в том числе безопасности, для стадиона «Лужники» в рамках подготовки инфраструктуры страны к ЧМ-2018», - отметил Алексей Красов.
«Астерос» также завершила проектирование инфраструктуры стадиона «Калининград». Частью этой инфраструктуры стали 13 выскокотехнологических систем, обеспечивающих аудиовизуальное производство, коммуникационную среду для теле- и радиотрансляций.
Для людей с ограниченными возможностями, в том числе слабослышащих, было предусмотрено дополнительное технологическое оснащение.
Компания «ЛАНИТ-Интеграция», в свою очередь, несколько месяцев назад завершила проектирование слаботочных и ИТ-систем для большой спортивной арены «Лужники».
В составе решений входит современная система коллективного приема IP-телевидения, позволяющая, например, транслировать сигналы с ТВ-камер, которые снимают моменты игры, на ТВ-панели в ресторанах и SKY-боксах.
«Также обсуждалась разработка системы трансляции контента на мобильные устройства – пользовательского приложения для смартфонов и планшетов, которое будет показывать расписание мероприятий, интерактивную карту стадиона, поддерживать трансляцию видеороликов.
Даже если такая система и не будет введена в эксплуатацию к 2018 году, ИТ-инфраструктура проектируется таким образом, чтобы поддерживать работу большинства решений Smart Stadium в будущем», - пояснил Роман Свитич.
Тенденции
Эксперты отмечают, что такие масштабные спортивные события, как Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу, становятся драйверами роста спроса на «умные» решения для обеспечения безопасности и комфорта спортсменов, болельщиков, VIP-гостей, официальных делегаций.
«Дальнейшему росту спроса на решения Smart Stadium будет способствовать совокупность нескольких факторов.
Среди них: развитие новых сервисов и технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность (AR\VR), интернет вещей, а также растущие требования к технологическому оснащению и безопасности крупных спортивных объектов со стороны регулирующих организаций как международных, так и внутри страны», - добавляет Алексей Красов.
По словам Романа Свитича, все стадионы, строящиеся или реконструируемые к ЧМ-2018, оснащаются современной серверной и телекоммуникационной инфраструктурой, которые не устареют как минимум в течение ближайших пяти лет.
В будущем на этой платформе можно строить ИТ-решения для «умного стадиона», далеко выходящие даже за рамки требований FIFA.
«На начальном этапе проектирования стадионов к ЧМ-2018 (а именно в 2014 году) несколько ведущих системных интеграторов РФ действительно вышли на рынок с интересными идеями реализации Smart Stadium.
Сразу стало понятно, что это очень дорогое удовольствие. Например, размещение на зрительских трибунах Wi-Fi высокой плотности – это сотни миллионов рублей капитальных затрат, крайне чувствительная сумма для любого стадиона.
Потом был скачок курса доллара и серьезное ужесточение требований МВД к слаботочным и ИТ-системам на стадионах», - говорит Роман Свитич.
Он уточнил, что тогда проектирование ограничилось требованиями FIFA и государственных силовых ведомств, где о Smart Stadium почти ничего не сказано.
«Также следует отметить, что ИТ-концепции большинства стадионов, проектируемых к ЧМ-2018, по-прежнему страдают от отсутствия опорных бизнес-моделей и взаимодействия между проектировщиками и службами эксплуатации.
Таким образом, с 2014 года спрос на Smart Stadium вырос, но заказчики относятся к этой теме очень осторожно по причине больших капитальных затрат и финансовых рисков», объяснил Роман Свитич.
По мнению Андрея Чувилина, не стоит ожидать быстрого повсеместного распространения инновационных технологий на спортивных объектах, что является задачей нескольких лет.
«Дело в том, что не у всех стадионов (особенно это касается регионов) есть бюджеты на развитие, поэтому им необходимо искать новые бизнес-модели, в том числе и с точки зрения окупаемости объектов, привлекать инвесторов», - заключил эксперт.
Интересные проекты в других странах
Алексей Чувилин:
В части применения новых ИТ-решений интересен стадион CONSOL Energy Center (команда НХЛ «Питтсбург Пингвинз»), открытие которого состоялось в 2010 году.
В инфраструктуру CONSOL Energy Center были внедрены высокоскоростной Wi-Fi, система IP-телевидения и Digital Signage.
Важной особенностью является то, что стадион разделен на отдельные зоны, в каждой из которых воспроизводится таргетированный контент, интересный конкретной группе болельщиков – например, той, которая располагается в VIP-ложе или которая находится в фуд-корте.
По итогам проекта новые технологические возможности позволили стадиону на 200% увеличить количество рекламодателей, на 300% повысить рекламные и спонсорские поступления, обеспечить большую узнаваемость бренда CONSOL Energy Center.
Более того, 80% зрителей сохранили контент, который они смотрели на стадионе, ретранслировав его в социальные сети.
Подобные решения (HD Wi-Fi, мобильное приложение) также внедрены в инфраструктуру стадиона Сантьяго Бернабеу (футбольный клуб Реал Мадрид).
iot.ru
=
См. также:
Как оторвать болельщиков от дивана и сделать идеальный стадион?