Чем живет самый посещаемый третий дивизион европейского футбола.
Все знают об отличных цифрах аудитории, собирающейся на матчи английской Премьер-Лиги. Многие знают о том, что Чемпиошип входит в десятку самых посещаемых европейских лиг, опережая голландский, португальский и российский чемпионаты и подпирая французскую Лигу 1 и итальянскую Серию А. В тени двух главных английских дивизионов находится League One, третий эшелон английского футбола. Каждый год состав участников League One меняется практически на 30 процентов, однако средняя аудитория матчей остается достаточно стабильной.
По посещаемости третья категория английского футбола опережает высшие дивизионы Греции, Дании, Хорватии, и совсем не намного отстает от кишащей миллионами евро турецкой Суперлиги. Отдельные матчи League One показывает в прямом эфире Sky Sports, также англичане умудряются продавать права на этот турнир и за границу: например, несколько лет подряд игры третьего английского дивизиона можно было увидеть на платных каналах в Дании. В общем, лига живет полной жизнью, а ее лидерам по посещаемости могут позавидовать 70% клубов РФПЛ.
Лидером третьего дивизиона и по очкам, и по аудитории является «Шеффилд Юнайтед». Стадион «Брэмолл Лейн» знаменит тем, что именно здесь cостоялся финал первого турнира в истории футбола, - Yodan Cup.
С 1880 по 1887 год хозяином «Лейн» был «Шеффилд Уэнсдей», но после открытия «Olive Grove» «совы» переместились на свою новую площадку. В марте 1889 года через шесть дней после полуфинального матча Кубка Англии между «Престоном» и «Вест Бромвичем», на который собралась толпа в размере 23 тысяч человек, было решено создать клуб, который стал бы постоянным и полноценным хозяином «Брэмолл Лейн». Новообразованный футбольный клуб «Шеффилд Юнайтед» стал ответвлением от существовавшего на тот момент клуба по крикету.
«Брэмолл Лейн» является старейшим из ныне действующих футбольных стадионов, в 1994 году после доклада Тейлора на арене не осталось стоячих мест, а нынешний законченный вид «Лейн» получил в 2001-м году после постройки угловой трибуны. В 2009-м году у клуба появились намерения по поводу перепланировки домашней арены, но в 2011-м, после вылета «клинков» в третий дивизион, от этой идеи пришлось отказаться. Сейчас стадион рассчитан на то, чтобы принять максимум 32 700 зрителей.
«Шеффилд Юнайтед» – «Нортхэмптон», стадион «Брэмолл Лейн», 24 194 зрителя
За всю свою продолжительную историю «Шеффилд Юнайтед» лишь раз оказывался в четвертой категории английского футбола, а сезон 2010/11, после которого «клинки» вылетели в League One, стал худшим моментом в истории клуба за последние 25 лет. В этом году фанаты The Blades мечтают распрощаться с третьим эшелоном и снова встретиться с соседями из «Уэнсдей» в Чемпионшипе. Сценарий весьма вероятный, если, конечно, «совы» не проведут ударную концовку сезона и завоюют путевку в Премьер-Лигу.
Итак, в нынешнем сезоне «Шеффилд Юнайтед» собирает на каждом матче третьего дивизиона по 20 тысяч болельщиков. Может ли этот показатель быть выше и зависит ли величина аудитории от текущих результатов и от дивизиона, в котором играет команда? Что ж, в случае с «клинками» эта зависимость имеет достаточно четкие формы. Для примера возьмем данные о посещаемости домашних матчей «Шеффилд Юнайтед» последние 10 лет, когда клуб успел поиграть и Премьер-Лиге, и в Чемпионшипе, и в третьем дивизионе.
Как видно, единственный за последние 10 лет сезон в Премьер-Лиге «Шеффилд Юнайтед» провел со средней посещаемостью более чем в 30 000 человек. Потом последовал заметный спад – три последующих сезона в Чемпионшипе зарегистрировали уменьшение аудитории на 5 тысяч человек, а в сезоне, когда «клинки» вылетали из второго эшелона, показатели упали примерно на треть от тех, что были в Премьер-Лиге. С августа 2011-го по май 2016-го средняя посещаемость составляла чуть менее 20 тысяч человек, а в текущем году, во многом благодаря удачному выступлению команды, произошел небольшой рост. Так что разговоры о том, что все английские болельщики всегда заполняют стадионы вне зависимости от положения дел в клубе, оставим на откуп романтикам.
Является ли пример «Шеффилда», потерявшего существенную часть аудитории с вылетом из Премьер-Лиги, единственным? В League One легко можно найти еще несколько клубов, поигравших в 21-м веке в главной лиге страны.
«Болтон», проведший в АПЛ все «нулевые», с вылетом в Чемпионшип потерял примерно те же 5 тысяч, что и «Шеффилд Юнайтед». Причем потери с каждым новым сезоном только росли, - сказывались печальные результаты и место в таблице. Сейчас «странники» собирают менее 15 тысяч зрителей, занимая по этому показателю третье место в дивизионе.
Еще один похожий пример существенного снижения посещаемости после вылета из АПЛ являет собой «Чарльтон». Последние годы Addicks балансируют между Чемпионшипом и League One, а цифры домашней аудитории в этом сезоне удручают (как, собственно, и игра команды).
Небольшая зависимость показателей средней посещаемости от нахождения в определенной лиге существует у «Брэдфорда». Но главным образом на изменение количества аудитории сказывается динамика цен на абонементы. В 2007 году клуб выступил с инициативой сократить цены на абонементы, сделав их максимально доступными, всего за 138 фунтов. Продав к концу июля 2007-го свыше 12 тысяч абонементов, «Брэдфорд» стал самым посещаемым клубом четвертого дивизиона, продемонстрировав рост аудитории в сравнении с предыдущим сезоном в League One почти на 80 процентов. 5 последующих сезонов в четвертом дивизионе «Брэдфорд» провел при высокой средней посещаемости, которая не падала ниже отметки в 10 тысяч человек.
«Брэдфорд Сити» – «Честерфилд», стадион «Вэлли Пэрейд», 17 416 зрителей
После выхода в третий дивизион цены выросли: абонемент для взрослых на «Вэлли Пэрейд» стал стоить 199 фунтов, и нахождение в более высоком дивизионе не принесло значительного прироста аудитории. Все изменилось перед началом сезона 2015/16: клуб снова затеял кампанию по снижению цен, - стоимость абонемента для взрослых упала до 149 фунтов. Уже 6 июля 2015 года было раскуплено порядка 18 тысяч абонементов.
История повторилась летом 2016-го, и сейчас «Брэдфорд» является вторым по посещаемости клубом третьего дивизиона, немногим уступая Шеффилду. Для сравнения, самый дешевый сезонный абонемент для взрослого на домашние матчи «Шеффилд Юнайтед» обойдется в 342 фунта, а в середине декабря «клинки» запустили в продажу half season tickets, позволяющие посетить оставшиеся домашние матчи клуба, самый дешевый из которых на одного взрослого обойдется в 215 фунтов.
Достаточно стабильные показатели демонстрируют фанаты «Миллуолла», хотя и здесь заметен рост интереса в те сезоны, когда клуб выступает в Чемпионшипе.
Отойдя от абсолютных величин посещаемости, взглянем на показатели заполняемости – и обнаружим на первом месте клуб, прошедший за последние 14 лет суровый путь от девятого дивизиона до третьего.
В 2002-м году в английском футболе случился скандал: хозяева находившегося в бедственном положении «Уимблдона» приняли решение о переезде клуба в Милтон-Кинс. Фанаты, разумеется, не согласились и основали новый клуб, АФК «Уимблдон», и на протяжении следующих пяти лет судились владельцами, считая себя настоящим «Уимблдоном» и требуя от руководства «МК Донс» вернуть завоеванные «Уимблдоном» трофеи, среди которых главное место занимает выигранный в 1988 году Кубок Англии. В 2004 году клуб из Милтон-Кинса сменил название, цвета и эмблему клуба, а еще через 3 года президент «МК Донс» вернул муниципальному округу Мертон – колыбели «Уимблдона» - все завоеванные трофеи. Вопрос был исчерпан.
Конечно, в некоторой степени первому месту «Уимблдона» по показателю заполняемости трибун способствуют скромные размеры нынешнего дома клуба, стадиона «Кингсмедоу», который «Уимблдону» приходится делить с любительской командой «Кингстониан». Однако утверждать, что количество желающих посещать матчи подлинных «Донс» ограничивается пятью тысячами, было бы наивно. Так, на решающий матч плей-офф за выход в League One 30 мая прошлого года, в котором «Уимблдон» обыграл «Плимут», собрались 57 тысяч человек.
Финальный матч плей-офф за выход в League One, «Уимблдон» побеждает «Плимут» и выходит в третий дивизион английского футбола. Стадион «Уэмбли», 57 000 зрителей
Любопытно, что теперь «Уимблдон» оказался в одном дивизионе с тем самым «Милтон Кинс Донс». В матче первого круга, состоявшемся в Милтон-Кинс, хозяева праздновали минимальную победу на поле, а вот на трибунах фаны «Уимблдона» оказались громче. Пока по абсолютным показателям посещаемости «МК Донс» опережают «Уимблдон»: в среднем, на 30-тысячный стадион в Милтон-Кинс приходят 9 000 человек (домашний матч с «Уимблдоном» собрал 12 000), но после строительства нового стадиона для «Уимблдона», окончание которого намечено на 2019-й год, эта ситуация должна измениться.
Не очень помогают увеличить посещаемость «Милтон Кинс» и различные акции и скидки: например, клуб сделал бесплатный вход детям младше 12 лет, которые при этом должны приходить в сопровождении владельца сезонного абонемента. Если продолжить тему цен на абонементы, то отметим, что самые дешевые абонементы на оставшуюся половину сезона у 18-й команды третьего дивизиона стоят 188 фунтов. «Уимблдон», обитающий в середине таблицы, продает билеты на вторую часть сезона чуть дешевле – взрослому придется выложить как минимум 155 фунтов.
Во время матчей «Уимблдона» маленький стадион «Кингсмедоу» заполняется более чем на 90 процентов
Блог Top In Attendance
фото: Getty Images, instagram.com
=
См. также:
Как ходили на футбол в рождественские праздники: 150 самых посещаемых матчей