![](/_nw/305/62176941.jpg)
Чем живет самый посещаемый третий дивизион европейского футбола.
Все знают об отличных цифрах аудитории, собирающейся на матчи английской Премьер-Лиги. Многие знают о том, что Чемпиошип входит в десятку самых посещаемых европейских лиг, опережая голландский, португальский и российский чемпионаты и подпирая французскую Лигу 1 и итальянскую Серию А. В тени двух главных английских дивизионов находится League One, третий эшелон английского футбола. Каждый год состав участников League One меняется практически на 30 процентов, однако средняя аудитория матчей остается достаточно стабильной.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg922%2F4748%2FKM8RSj.png)
По посещаемости третья категория английского футбола опережает высшие дивизионы Греции, Дании, Хорватии, и совсем не намного отстает от кишащей миллионами евро турецкой Суперлиги. Отдельные матчи League One показывает в прямом эфире Sky Sports, также англичане умудряются продавать права на этот турнир и за границу: например, несколько лет подряд игры третьего английского дивизиона можно было увидеть на платных каналах в Дании. В общем, лига живет полной жизнью, а ее лидерам по посещаемости могут позавидовать 70% клубов РФПЛ.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg924%2F870%2FoCvxpI.png)
Лидером третьего дивизиона и по очкам, и по аудитории является «Шеффилд Юнайтед». Стадион «Брэмолл Лейн» знаменит тем, что именно здесь cостоялся финал первого турнира в истории футбола, - Yodan Cup.
С 1880 по 1887 год хозяином «Лейн» был «Шеффилд Уэнсдей», но после открытия «Olive Grove» «совы» переместились на свою новую площадку. В марте 1889 года через шесть дней после полуфинального матча Кубка Англии между «Престоном» и «Вест Бромвичем», на который собралась толпа в размере 23 тысяч человек, было решено создать клуб, который стал бы постоянным и полноценным хозяином «Брэмолл Лейн». Новообразованный футбольный клуб «Шеффилд Юнайтед» стал ответвлением от существовавшего на тот момент клуба по крикету.
«Брэмолл Лейн» является старейшим из ныне действующих футбольных стадионов, в 1994 году после доклада Тейлора на арене не осталось стоячих мест, а нынешний законченный вид «Лейн» получил в 2001-м году после постройки угловой трибуны. В 2009-м году у клуба появились намерения по поводу перепланировки домашней арены, но в 2011-м, после вылета «клинков» в третий дивизион, от этой идеи пришлось отказаться. Сейчас стадион рассчитан на то, чтобы принять максимум 32 700 зрителей.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg923%2F8669%2FB5ErnP.jpg)
«Шеффилд Юнайтед» – «Нортхэмптон», стадион «Брэмолл Лейн», 24 194 зрителя
За всю свою продолжительную историю «Шеффилд Юнайтед» лишь раз оказывался в четвертой категории английского футбола, а сезон 2010/11, после которого «клинки» вылетели в League One, стал худшим моментом в истории клуба за последние 25 лет. В этом году фанаты The Blades мечтают распрощаться с третьим эшелоном и снова встретиться с соседями из «Уэнсдей» в Чемпионшипе. Сценарий весьма вероятный, если, конечно, «совы» не проведут ударную концовку сезона и завоюют путевку в Премьер-Лигу.
Итак, в нынешнем сезоне «Шеффилд Юнайтед» собирает на каждом матче третьего дивизиона по 20 тысяч болельщиков. Может ли этот показатель быть выше и зависит ли величина аудитории от текущих результатов и от дивизиона, в котором играет команда? Что ж, в случае с «клинками» эта зависимость имеет достаточно четкие формы. Для примера возьмем данные о посещаемости домашних матчей «Шеффилд Юнайтед» последние 10 лет, когда клуб успел поиграть и Премьер-Лиге, и в Чемпионшипе, и в третьем дивизионе.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg922%2F724%2FcfL6HL.png)
Как видно, единственный за последние 10 лет сезон в Премьер-Лиге «Шеффилд Юнайтед» провел со средней посещаемостью более чем в 30 000 человек. Потом последовал заметный спад – три последующих сезона в Чемпионшипе зарегистрировали уменьшение аудитории на 5 тысяч человек, а в сезоне, когда «клинки» вылетали из второго эшелона, показатели упали примерно на треть от тех, что были в Премьер-Лиге. С августа 2011-го по май 2016-го средняя посещаемость составляла чуть менее 20 тысяч человек, а в текущем году, во многом благодаря удачному выступлению команды, произошел небольшой рост. Так что разговоры о том, что все английские болельщики всегда заполняют стадионы вне зависимости от положения дел в клубе, оставим на откуп романтикам.
Является ли пример «Шеффилда», потерявшего существенную часть аудитории с вылетом из Премьер-Лиги, единственным? В League One легко можно найти еще несколько клубов, поигравших в 21-м веке в главной лиге страны.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg924%2F1316%2FwOFY46.png)
«Болтон», проведший в АПЛ все «нулевые», с вылетом в Чемпионшип потерял примерно те же 5 тысяч, что и «Шеффилд Юнайтед». Причем потери с каждым новым сезоном только росли, - сказывались печальные результаты и место в таблице. Сейчас «странники» собирают менее 15 тысяч зрителей, занимая по этому показателю третье место в дивизионе.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg923%2F4700%2FcXxdRD.png)
Еще один похожий пример существенного снижения посещаемости после вылета из АПЛ являет собой «Чарльтон». Последние годы Addicks балансируют между Чемпионшипом и League One, а цифры домашней аудитории в этом сезоне удручают (как, собственно, и игра команды).
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg921%2F5776%2F0tkNwB.png)
Небольшая зависимость показателей средней посещаемости от нахождения в определенной лиге существует у «Брэдфорда». Но главным образом на изменение количества аудитории сказывается динамика цен на абонементы. В 2007 году клуб выступил с инициативой сократить цены на абонементы, сделав их максимально доступными, всего за 138 фунтов. Продав к концу июля 2007-го свыше 12 тысяч абонементов, «Брэдфорд» стал самым посещаемым клубом четвертого дивизиона, продемонстрировав рост аудитории в сравнении с предыдущим сезоном в League One почти на 80 процентов. 5 последующих сезонов в четвертом дивизионе «Брэдфорд» провел при высокой средней посещаемости, которая не падала ниже отметки в 10 тысяч человек.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg921%2F1198%2F8Huypd.jpg)
«Брэдфорд Сити» – «Честерфилд», стадион «Вэлли Пэрейд», 17 416 зрителей
После выхода в третий дивизион цены выросли: абонемент для взрослых на «Вэлли Пэрейд» стал стоить 199 фунтов, и нахождение в более высоком дивизионе не принесло значительного прироста аудитории. Все изменилось перед началом сезона 2015/16: клуб снова затеял кампанию по снижению цен, - стоимость абонемента для взрослых упала до 149 фунтов. Уже 6 июля 2015 года было раскуплено порядка 18 тысяч абонементов.
История повторилась летом 2016-го, и сейчас «Брэдфорд» является вторым по посещаемости клубом третьего дивизиона, немногим уступая Шеффилду. Для сравнения, самый дешевый сезонный абонемент для взрослого на домашние матчи «Шеффилд Юнайтед» обойдется в 342 фунта, а в середине декабря «клинки» запустили в продажу half season tickets, позволяющие посетить оставшиеся домашние матчи клуба, самый дешевый из которых на одного взрослого обойдется в 215 фунтов.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg923%2F6334%2FW1AmZS.png)
Достаточно стабильные показатели демонстрируют фанаты «Миллуолла», хотя и здесь заметен рост интереса в те сезоны, когда клуб выступает в Чемпионшипе.
Отойдя от абсолютных величин посещаемости, взглянем на показатели заполняемости – и обнаружим на первом месте клуб, прошедший за последние 14 лет суровый путь от девятого дивизиона до третьего.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg923%2F5021%2FtVqDzT.png)
В 2002-м году в английском футболе случился скандал: хозяева находившегося в бедственном положении «Уимблдона» приняли решение о переезде клуба в Милтон-Кинс. Фанаты, разумеется, не согласились и основали новый клуб, АФК «Уимблдон», и на протяжении следующих пяти лет судились владельцами, считая себя настоящим «Уимблдоном» и требуя от руководства «МК Донс» вернуть завоеванные «Уимблдоном» трофеи, среди которых главное место занимает выигранный в 1988 году Кубок Англии. В 2004 году клуб из Милтон-Кинса сменил название, цвета и эмблему клуба, а еще через 3 года президент «МК Донс» вернул муниципальному округу Мертон – колыбели «Уимблдона» - все завоеванные трофеи. Вопрос был исчерпан.
Конечно, в некоторой степени первому месту «Уимблдона» по показателю заполняемости трибун способствуют скромные размеры нынешнего дома клуба, стадиона «Кингсмедоу», который «Уимблдону» приходится делить с любительской командой «Кингстониан». Однако утверждать, что количество желающих посещать матчи подлинных «Донс» ограничивается пятью тысячами, было бы наивно. Так, на решающий матч плей-офф за выход в League One 30 мая прошлого года, в котором «Уимблдон» обыграл «Плимут», собрались 57 тысяч человек.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg922%2F7863%2FAPeYyL.jpg)
Финальный матч плей-офф за выход в League One, «Уимблдон» побеждает «Плимут» и выходит в третий дивизион английского футбола. Стадион «Уэмбли», 57 000 зрителей
Любопытно, что теперь «Уимблдон» оказался в одном дивизионе с тем самым «Милтон Кинс Донс». В матче первого круга, состоявшемся в Милтон-Кинс, хозяева праздновали минимальную победу на поле, а вот на трибунах фаны «Уимблдона» оказались громче. Пока по абсолютным показателям посещаемости «МК Донс» опережают «Уимблдон»: в среднем, на 30-тысячный стадион в Милтон-Кинс приходят 9 000 человек (домашний матч с «Уимблдоном» собрал 12 000), но после строительства нового стадиона для «Уимблдона», окончание которого намечено на 2019-й год, эта ситуация должна измениться.
Не очень помогают увеличить посещаемость «Милтон Кинс» и различные акции и скидки: например, клуб сделал бесплатный вход детям младше 12 лет, которые при этом должны приходить в сопровождении владельца сезонного абонемента. Если продолжить тему цен на абонементы, то отметим, что самые дешевые абонементы на оставшуюся половину сезона у 18-й команды третьего дивизиона стоят 188 фунтов. «Уимблдон», обитающий в середине таблицы, продает билеты на вторую часть сезона чуть дешевле – взрослому придется выложить как минимум 155 фунтов.
![](https://cdn.tribuna.com/fetch/?url=http%3A%2F%2Fimageshack.com%2Fa%2Fimg922%2F4935%2FygTie7.jpg)
Во время матчей «Уимблдона» маленький стадион «Кингсмедоу» заполняется более чем на 90 процентов
Блог Top In Attendance
фото: Getty Images, instagram.com
=
См. также:
Как ходили на футбол в рождественские праздники: 150 самых посещаемых матчей