28 февраля группа вооруженных людей заблокировала работу "Донбасс Арены" и 28 пунктов выдачи гуманитарной помощи. С этого момента сотрудники Гуманитарного штаба не имеют доступа к Арене, а сотни тысяч жителей Донбасса не могут получить продуктовые наборы.
В интервью сайту "Сегодня" директор Гумштаба Александр Вишняков рассказал о том, как волонтеры работали на захваченной российскими войсками территории в течение двух с половиной лет и к каким последствиям может привести блокирование работы Штаба.
- 28 февраля появилось сообщение Гумштаба о том, что вооруженные люди захватили "Донбасс Арену". Как это происходило? Пострадал ли кто-то из ваших сотрудников?
– "Донбасс Арена" – это большой и сложный объект, на котором до 28 февраля больше 2,5 лет работали сотрудники Гуманитарного штаба.
Безопасность всегда стояла во главе всего. Безопасность для наших благополучателей, в том числе и качество продуктов, безопасность для наших волонтеров, безопасность наших сотрудников.
Именно этот рубеж оказался ключевым в тот момент, когда на Арену пришли вооруженные силовики самопровозглашенных "республик".
Они задержали несколько сотрудников Гуманитарного штаба Рината Ахметова и вывезли их в неизвестном направлении. Сама Арена Милосердия оказалась заблокирована.
– Что сейчас с теми сотрудниками, которых вывезли вооруженные люди?
– Они уже в безопасности. У тех, кто захватил пункты, была попытка запугать людей. Но им не удалось этого достичь.
Две рядовые сотрудницы, которые работали на "Донбасс Арене", взяли на себя координацию по всем пунктам. Мы не потеряли связь, и это позволило нам оперативно понять, что происходит. Эти сотрудницы тогда рисковали своими жизнями.
Утром 28 февраля мы открыли все пункты выдачи, начали работу, успели выдать нескольким людям наборы выживания.
Но буквально в течение двух часов все пункты были заблокированы людьми без опознавательных знаков. Позже стало понятно, что это – представители так называемой "ДНР".
Первое, что они потребовали, – прекратить выдачу и закрыть пункты, оставаться на рабочих местах и отключить телефоны.
Первые 30 минут главной задачей захватчиков было парализовать нашу работу. Парализовать волю людей. Кто-то не выключил телефон – это позволило не потерять с ними связь.
На пунктах выдачи вооруженные люди вели себя достаточно бесцеремонно по отношению к старикам и женщинам, которые пришли к нам за помощью. Их выгоняли силой.
Позже в тот же день нам на горячую линию позвонил дедушка из Горловки – он рассказал, как захватчики ударили его прикладом по голове. А одну из наших сотрудниц толкнули, она упала и сломала руку. Это был силовой захват.
– Зачем нужно было блокировать работу вашей организации?
– Я до сих пор не имею полной картины и не понимаю, зачем это сделали. Очевидно, им была дана соответствующая команда. О простых людях в этот момент не думали.
– Гуманитарный штаб работает на неподконтрольной территории с 2014 года. До этого возникали подобные проблемы?
– С августа 2014-го я находился на "Донбасс Арене" и был среди тех, кто принимал первые машины. С того момента Гуманитарный штаб Рината Ахметова привлекал особое внимание.
Конечно, за нами наблюдали. Все было: и расстреливали продукты на глазах, и угрожали.
Но последний год, когда все убедились, что мы работаем прозрачно, напряжение спало. На любом этапе, если кто-то считал нужным посмотреть, как мы работаем, – пожалуйста, приходите.
Мы вне политики. Наш принцип – раздавать простые продукты питания для простых людей – постоянно соблюдался.
– Расскажите, как работала Арена во время конфликта
– Это построенный с любовью объект со всеми стандартами европейского качества. Стадион имеет аккредитацию УЕФА 5 звезд, каждая звезда была доказана профессионализмом.
Стандарты с приходом войны и превращением стадиона в Арену Милосердия остались на прежнем высоком уровне. Плюс – жесточайший многоэтапный контроль качества. Качество и еще раз качество. Масштаб. Скорость. Никаких компромиссов.
Мы работали по 45 минут – живыми конвейерами. Их было пять. У нас нет ни одного зафиксированного случая отравления продуктовым набором.
Если бы программа "Ревизор" могла приехать на "Донбасс Арену", программа бы после этого закрылась.
Как это было устроено по контролю качества. Сначала – контроль качества при закупке. Обязательно – лабораторные тесты. Обязательно – сертификаты качества. Обязательно – последующая выборочная проверка.
По логистике. В Днепр приезжала паллета с макаронами, она перегружалась в автомобиль гуманитарного рейса и пломбировалась.
В Донецке этот автомобиль разгружали на стадионе за 30 минут. Это стандарт. Одновременно мы могли принимать до 15 автомобилей.
Затем паллеты расставляли на складе в таком порядке, в котором продукты будут складываться в наборы: сначала две муки, потом сахар, потом подсолнечное масло.
За 45 секунд собирался один пакет. Чтобы не наклоняться за пакетами, мы ставили лавочки. Стандарты качества и скорости пронизывали абсолютно все.
Третий этап – сформированный пакет доставляли в место хранения. Это выстроенный подиум, который соответствует всем складских нормам хранения.
Вся территория арены, на которой работал гуманитарный Штаб, полностью зонирована. Там есть зона временного хранения, зона постоянного хранения, есть зона для тех продуктов, у которых повредилась упаковка и которые нельзя класть из-за этого в наборы выживания.
На следующий день наборы развозили по всем 28 пунктов выдачи. Одновременно загружали 10-12 автомобилей.
На сами пункты человек подходил с талоном, показывал его и получал свой пакет. Сразу же ему давали талон на следующий раз. Люди понимали, что они будут с продуктами как минимум 80 дней.
На Арене нет участка, который бы недоделали, недовентилировали, недочистили, недопроветрили.
Каждый волонтер, который работал на "Донбасс Арене", имел санитарную книжку. Мы установили посты с дезинфицирующим средством для рук внутри Арены! Это простые примеры, которые указывают на наши высокие стандарты.
– Как проверялось качество продуктов, которые хранились на Донбасс Арене и выдавались людям?
– Когда Ринат Ахметов решил помогать людям, он поставил нам задачу, чтобы соблюдались все самые высокие стандарты качества.
В Штабе работает 5-ти этапная система проверки качества. Контроль осуществляется от момента закупки продуктов до передачи пакета лично получателю в руки.
Обязательное условие для каждой единицы продукции во всех наборах – проверка в лаборатории.
Здесь главное – соответствие стандартам, предъявляемым к каждой группе продуктов питания. И если в партии, полученной от поставщика, были хоть малейшие отклонения, мы возвращали ему всю партию.
На "Донбасс Арене" мы делали финальную проверку продукции. Тоже многоэтапную. Волонтеры контролировали целостность заводской упаковки, внешний вид и качество паллетирования по прибытию фур.
На складе продукция размещалась по принципу зонирования, соблюдались все санитарные и противопожарные нормы, поддерживалась необходимая температура и влажность воздуха.
Обязательно проводился дополнительный контроль сроков годности при стикеровании и сборке пакета.
В основу всей этой системы заложен главный смысл – люди должны получить качественные продукты. И быть уверенными, что Штаб им это гарантирует.
– Кто-то приходил и проверял, как вы работаете?
– Вскоре после начала работы Гуманитарного штаба к нам приезжали международные наблюдатели и журналисты – приезжали по несколько раз в неделю.
– И что они говорили?
– Все, кто приезжал, были поражены, как работает Гуманитарный штаб на Арене Милосердия с точки зрения организации и контроля качества. Процесс организован на 10 из 10.
Обычно поражает своей энергетикой само футбольное поле, но пока они до него доходили, впечатление от работы Штаба все перебивало.
Это – космический корабль в сфере благотворительности, если говорить образно. А еще суперпрофессиональная команда. Люди сутками работали не покладая рук.
– На Арене остался какой-то запас продуктов, вы к нему также не имеете доступ?
– Мы знаем, что на Арене осталось 70 тысяч наборов. Одежда с символикой Штаба. Сегодня эту форму может надеть любой человек, при этом, даже не являясь сотрудником Гуманитарного штаба Рината Ахметова.
Мы можем отвечать только за помощь, выданную до 28 февраля. И мы можем только догадываться, что будет с этими продуктами. Кто и куда их направит. Что в них добавит.
И нужно понимать, что 70 тысяч наборов – это на 2,5 дня. 2,5 дня по сравнению с 2,5 годами ежедневной работы!
Все это время мы работали вне политики. Мы всегда знали о том, что люди нуждаются в помощи.
Если в 2014-м не было продуктов ни на полках магазинов, ни в ларьках, сейчас ситуация там изменилась. Но денег у людей по-прежнему нет. Пенсионерам большой набор продуктов питания позволял сэкономить на жизненно необходимые медикаменты.
– Какая сейчас гуманитарная потребность на неподконтрольной территории? Какие могут быть последствия из-за того, что ваша работа заблокирована?
– Есть данные международных организаций. ООН в конце 2016 года опубликовала отчет, согласно которому порядка 4 млн человек на Донбассе нуждаются в гуманитарной помощи. А среди нуждающихся еще есть семьи с тяжелобольными детьми.
В мирное время за счет госпрограмм они обеспечивались медикаментами. Когда пришла война, люди оказались отрезанными, и мы предложили свою помощь.
Это специальная программа Штаба для детей, болеющих сахарным диабетом, эпилепсией, другими хроническими заболеваниями. Называется "Лекарства детям".
Родители могут выезжать на контролируемую территорию и получать необходимые препараты. Благодаря адресной помощи на лечение 3,5 тыс. детей получили поддержку Штаба Ахметова с начала военного конфликта.
– Вы регулярно выдавали 500 тыс. наборов в месяц. Если штаб не возобновит работу, 500 тыс. человек будут недоедать или даже голодать?
– Что будет с полумиллионом человек, которые получали помощь ежемесячно, я боюсь даже говорить. Наверное, не все понимают масштаб произошедшего бедствия.
Нам на горячую линию поступают тысячи звонков. Люди плачут и не понимают, как им жить дальше. Люди в отчаянии.
Сегодня
фото: depo.ua, newsone.ua
=
См. также:
Палкин: «Донбасс Арена не засияет, пока Шахтер не вернется»