Liverpool Echo вспоминает долгий путь к новому расследованию трагедии на "Хиллсборо" в Уоррингтоне и восстановлению справедливости.
15 апреля 1989 года
96 болельщиков Ливерпуля отправились на футбольный матч на стадион "Хиллсборо", чтобы больше никогда не вернуться домой.
Август 1989 года
Опубликованы предварительные выводы доклада Тейлора – верховного судьи, назначенного главой расследования трагедии.
В этом докладе полиция подверглась резкой критике. Судья заявил, что главный суперинтендант Дэвид Дакенфилд не спешил действовать быстро, в то время как остальные сотрудники не смогли заблокировать проход к центральной террасе.
18 апреля 1990 года
Коронер Южного Йоркшира Стефан Поппер запустил процесс расследования, несмотря на то, что руководитель прокурорской службы еще не принял решение о предъявлении каких-либо уголовных обвинений.
В день проводилось до восьми мини-допросов. Подробная информация о каждой жертве - в том числе об их уровне алкоголя в крови, даже если в большинстве случаев он был нулевым - зачитывалась присяжным полицейскими Уэст-Мидлендса.
14 августа 1990 года
Руководитель государственной прокурорской службы Аллан Грин принял решение, что в отношении любого отдельного лица, группы или организации в результате трагедии не будет возбуждено ни одного уголовного дела, ссылаясь на недостаток на то оснований.
В следующем месяце следствие в Шеффилде возобновилось. Была установлена крайняя временная отсечка - 15:15, поскольку считалось, что все жертвы, получившие травмы, к этому моменту уже скончались.
Причиной смерти была названа травматическая асфиксия, то есть какие-либо вопросы, касающиеся отсутствия эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации, были признаны недопустимыми.
По прошествии нескольких месяцев следствия недовольные вердиктом о случайной гибели и подкрепленные доказательствами патологоанатомов, что их близкие были еще живы после 15:15 и не погибли от травматической асфиксии, семьи шести жертв - Кевина Уильямса, Иэна Гловера, Майкла Келли, Пола Карлайла, Питера Тутла и Ричарда Джонса - подали петицию на проведение нового расследования.
Их запрос был отклонен как "не отвечающий интересам правосудия", однако в итоге более двух лет спустя дело было пересмотрено в Королевском суде Лондона.
Верховный судья Мак-Кован подтвердил вердикт коронера из Шеффилда.
26 ноября 1994 года
Энн Уильямс инициировала парламентские дебаты в Палате общин.
После того как ее запрос о новом расследовании обстоятельств смерти ее 15-летнего сына Кевина был отклонен в 1992 году, Энн обратилась в телекомпании. Выпуск The Cook Report, посвященный ее делу, вышел на экраны в июне 1994 года.
Восемь месяцев спустя член парламента сэр Малкольм Торнтон предъявил полученную информацию в Палате общин министру внутренних дел сэру Николасу Лайоллу, который сказал, что рассмотрит заключения, сделанные в The Cook Report, когда те будут представлены в письменном виде.
Ключом к новым данным стала история Тони Эдвардса, ассистента водителя скорой помощи - единственной из 44 машин, которая в тот день сумела прорваться через полицейские кордоны на поле, где, как им было сказано, болельщики "все еще дерутся" - оказавшись в гуще трагедии в 15:35.
Полиция Уэст-Мидлендса заявила, что в тот момент на поле не было карет скорой помощи, однако их же собственные видеозаписи опровергли данную информацию. Эдвардс, единственный фельдшер, добравшийся до конца "Леппингз Лейн", ни разу не вызывался в качестве свидетеля для доклада Тейлора или расследования.
Его слова были подкреплены показаниями полицейского Дерека Бредера и специального констебля Дебры Мартин, которая сказала, что Кевин Уильямс подавал признаки жизни до 4 часов вечера.
Бредер сообщил, что при оказании помощи в 15:37 у мальчика еще прощупывался пульс, и, по словам Мартин, Кевин открыл глаза и сказал: "Мама" незадолго до своей смерти около 16:00.
Оба свидетеля заявили, что после визита полиции Уэст-Мидлендса их показания были изменены в сторону того, что никаких признаков жизни подано не было.
Восемь месяцев спустя второе ходатайство Энн Уильямс вновь было отклонено с вердиктом, что "в интересах правосудия" новое дознание проводиться не будет.
Декабрь 1996 года
Документальный фильм "Хиллсборо" Джимми МакГоверна всколыхнул общественный интерес к трагедии и привел к требованиям о новом ходатайстве.
Май 1997 года
Мемориальный концерт на "Энфилде", посвященный жертвам Хиллсборо, и приход к власти нового лейбористского правительства вернули надежду на продвижение в деле.
В июне новый министр внутренних дел Джек Стро поручил верховному судье Стюарту-Смиту еще раз "изучить все данные".
6 октября 1997 года
Стюарт-Смит прибыл в Мерсисайд, где в Морском музее встретился с семьями погибших, и сразу же спросил отца одной из жертв: "Здесь есть ваши люди, или они, как и болельщики Ливерпуля, свернули в последний момент?"
Он рассмотрел новые доказательства, не представленные на в ходе предыдущего расследования, а также новую информацию относительно временной отметки 15:15 и измененных показаний свидетелей, однако пришел к выводу, что никаких существенных оснований для возобновления следствия нет – вердикт, который в феврале следующего года был подтвержден Джеком Стро.
Август 1998 года
Группа Поддержки Семей Хиллсборо выдвинула частные обвинения против бывшего главного суперинтенданта Дэвида Дакенфилда и бывшего суперинтенданта Бернарда Мюррея.
По итогам шестинедельного слушания присяжные признали Мюррея невиновным в непредумышленном убийстве, и за восемь дней обсуждения так и не смогли вынести вердикт по Дакенфилду.
В повторном слушании судьей Хупером было отказано.
Ноябрь 2006 года
После отклоненного ранее в этом году третьего ходатайства о новом расследовании обстоятельств гибели своего сына Кевина, Энн Уильямс передала свое дело в Европейский суд по правам человека.
Более трех лет спустя суд постановил, что ее прошение должно было быть подано в течение шести месяцев после дознания верховного судьи Стюарта-Смита в 1997 году, и "время уже вышло".
15 апреля 2009 года
Министр спорта Энди Бернхэм выступил на мемориальной службе Хиллсборо на "Энфилде" в 20-ю годовщину трагедии по приглашению лорд-мэра Ливерпуля Стива Ротерэма.
Речь министра была освистана и сопровождалась скандированиями: "Justice for the 96!".
Позже Бернхэм вместе с членом парламента Марией Игл призвал к полному раскрытию всех документов, касающихся Хиллсборо, и в июле Министерство внутренних дел заявило о своей готовности обнародовать всю ранее не представленную информацию и о намерении назначить независимую комиссию для контроля над процессом.
26 января 2010 года
Назван состав Независимой комиссии Хиллсборо, в которую вошли такие люди, как Фил Скратон, автор книги "Хиллсборо: Правда"; Кейти Джонс, продюсер фильма "Хиллсборо" Джимми МакГоверна, а также обозреватель Питер Сиссонс.
17 октября 2011 года
После опубликования электронной петиции, призывающей к полному обнародованию документации и собравшей более 100 000 подписей, в Палате общин состоялись дебаты, посвященные Хиллсборо.
Член парламента Стив Ротерэм завершил свою вступительную речь перечислением имен и возрастов 96 погибших.
Министр внутренних дел Тереза Мэй без проведения голосования подтвердила, что все документы будут опубликованы Независимой комиссией в полном объеме.
12 сентября 2012 года
Опубликован отчет Независимой комиссии Хиллсборо.
В нем в числе прочего было сказано:
- Болельщики Ливерпуля не являлись причиной и не способствовали смерти 96 мужчин, женщин и детей.
- Своевременная, уместная и надлежащим образом оказанная помощь дала бы возможность спасти многие жизни.
- Полиция Южного Йоркшира предприняла изобретательную, мстительную и злопамятную попытку переложить вину на болельщиков путем подтасовки фактов.
19 декабря 2012 года
Верховный суд аннулировал заключение о "случайной гибели" и назначил новое расследование.
31 марта 2014 года
В Уоррингтоне запущен процесс нового судебного дознания.
5 января 2016 года
По истечении 267 дней дознание завершилось слушанием доказательств.
26 апреля 2016 года
Суд присяжных вынес окончательный вердикт.
Семьи и все участники кампании были реабилитированы после принятия решения о том, что их близкие стали жертвами убийства.
Присяжные также заявили, что болельщики Ливерпуля не явились причиной и никак не повлияли на возникновение опасной ситуации в районе турникетов "Леппингз Лейн".
Liverpoolfc.ru
фото: theguideliverpool.com
=
См. также:
Ливерпуль запретил The Sun посещать Анфилд из-за Хиллсборо