15 апреля в Екатеринбурге открыли обновленный Центральный стадион. Летом он должен принять матчи Чемпионата мира по футболу, а матч между местным клубом «Урал» и московским «Спартаком» стал хорошей афишей. Откровенно говоря, в победу хозяев поля никто не верил, но они смогли удивить болельщиков не меньше, чем знаменитые временные трибуны, уходящие далеко за пределы стадиона куда-то в небо.
За большую часть технической и IT-начинки стадиона отвечал системный интегратор «Крок», с чьей подачи Content Review в составе группы коллег удалось проникнуть на стадион на следующий день после исторической победы «Урала». Чтобы рассказать о всем, что удалось реализовать «Кроку» на стадионе, не хватит и трех репортажей, поэтому о чем-то придется упомянуть лишь вскользь. Самым интересным элементом нам показалась система безопасности и контроля, которую сейчас внедряют на всех стадионах, принимающих игры мундиаля. С нее и начнем.
Всего перед тем, как попасть в чашу стадиона и занять свои места, болельщику придется пройти три зоны контроля. Первая из них наиболее важная и, соответственно, технологичная. Чтобы попасть на территорию арены, болельщику понадобятся как минимум две вещи — это билет на игру и паспорт болельщика. Его, к слову, довольно просто оформить, процедура занимает несколько минут. Но, с учетом российского менталитета, стоит сделать это заранее, а не в день игры. Паспорт болельщика — это бейдж с фотографией, штрих-кодом и встроенной RFID-меткой. Попадая в павильон, болельщик должен пройти досмотр и идентификацию. Но сам контроль начинается с момента, когда фанат переступает через порог.
Рядом с дверьми расположены газовые анализаторы, которые способны уловить не только запах пороха и сигнализировать о том, что гость несет с собой файер, но и мониторит радиационный фон. У сотрудников охраны есть портативные газоанализаторы взрывчатых веществ, способные установить, например, что прошедший через двери человек недавно работал с пластитом.
В ходе прохождения зоны досмотра, гость сканирует и билет, и свой паспорт болельщика. При этом на экране сотрудника, осуществляющего контроль, высвечивается фотография гостя. Это делается для того, чтобы стюарты и сотрудники службы безопасности могли произвести визуальный контроль и отсеять тех, кто пытается воспользоваться чужим паспортом или билетом.
Вторая зона контроля — непосредственный вход на арену. Тут стоят уже привычные тем, кто на футболе не случайный гость, турникеты. Что не так привычно, это запрет на проход в стадион через любые входы: при сканировании штрих-кода система определяет не только валидность билета, но и соответствие сектора входу, через который гость хочет пройти внутри.
Возможно, необходимо некоторое пояснение: обычно внутри стадиона можно пройти по кругу и, как следствие, иногда удобнее зайти через менее загруженный вход, а уже потом пройти до сектора. Жесткое распределение входов является частью системы безопасности и дополнительным контролем доступа в дополнительные «зоны гостеприимства», специально выделенные для секторов с более дорогими билетами фудкортов.
Наконец, последнюю проверку билетов осуществляют стюарты на входе непосредственно в чашу стадиона на сектор. Но это визуальный контроль, сродни тому, что осуществляют стюардессы на входе в салон самолета. Если же во время перерыва болельщик захочет покинуть здание стадиона, например, для перекура, то он должен будет пройти через турникет, отсканировав билет и на выходе, и на повторном входе.
На этом технические мелочи не заканчиваются. Помимо дополнительного временного входного павильона, компания «Крок» отвечала и за специальные ворота (официально именуемые «порталами»), через которые болельщики будут покидать стадион после игры. Они оснащены считывателями тех самых RFID-меток, встроенных в паспорт болельщика, и в режиме реального времени службы безопасности стадиона могут видеть, сколько гостей в конкретный момент осталось на стадионе. Не заснул ли кто на трибуне, не потерялся ли в хитросплетениях лестниц и проходов подтрибунных помещений. А может и вовсе задумал что недоброе.
Если уж совсем по-взрослому, то системы безопасности сегодня способны не только выяснить, остались ли болельщики на трибуне, но и выяснить, где они находятся. RFID-метка содержит информацию о человеке, включая фотографию. Система видеонаблюдения способна не только фиксировать, что происходит на трибунах и территории стадиона, но и «вести» конкретного гостя, распознавая лица. А значит, если выяснится, что на стадионе после игры остались болельщики, их довольно быстро можно будет обнаружить через системы видеонаблюдения.
Требования FIFA к организации IT-систем довольно суровые, но их внедрение позволит местным футбольным клубам, базирующимся на стадионах-участниках мундиаля, предложить своим болельщикам сервис топ уровня. Например, сохранив исторические фасады и даже окна-бойницы билетных касс, была полностью модернизирована система продажи билетов. Обслуживать покупателей теперь можно быстрее, билеты печатаются на специальных принтерах, вся информация о покупке синхронизируется с системой безопасности стадиона и онлайн-продажей.
«Крок» отвечал за реализацию полутора десятка IT-систем стадиона, основная часть которых касается безопасности и аудио-визуального оформления. Предметом особой гордости компании является цифровая платформа на базе решений extreme networks и сеть Wi-Fi.
Например, на территории перед стадионом установлены двухсторонние светодиодные всепогодные экраны, выдающие одинаково четкую и яркую картинку хоть в туман, хоть в дождь, хоть под прямым солнечным светом. В дни матчей на них выводится дополнительная информация для болельщиков, а в остальное время их можно использовать как рекламные щиты, благо их хорошо видно с прилегающих к арене улиц. Внутри чаши стадиона установлено два больших экрана и размещены акустические системы, способные выдавать звук до 120 децибел. Это перекрывает последние требования FIFA к громкости аудио-систем, после чемпионата в ЮАР, где из-за вувузел не было слышно объявлений по стадиону, к акустике и громкости звука особое внимание.
Матч «Урал» — «Спартак», перед которым прошла официальная церемония открытия стадиона, посетило почти 27 тысяч человек, а на играх чемпионата мира его максимальная вместимость составит 35,7 тысяч. После мундиаля временные конструкции «небесных» трибун будут демонтированы, хотя и делаются всяческие намеки на то, что если «Урал» захочет, то трибуны оставят. Но вряд ли футбольный клуб, чья средняя посещаемость не превышает десяти тысяч, сможет заполнить 35 больше, чем на паре матчей за сезон. Поэтому после чемпионата мира трибуны демонтируют, а чаша стадиона будет полностью закрыта металлическим сайдингом. И куда больше станет походить на «кастрюлю», как называют новую арену жители Екатеринбурга.
Content-Review.com
=
См. также:
В Екатеринбурге официально открылась арена к ЧМ-2018