«Уэмбли» забронзовел – пора его оживить.
Неправильная система канализации, просадка грунта возле фундамента стадиона, падение 50-тонной балки, едва не убившей несколько тысяч рабочих. Ничего не напоминает? Сроки строительства растянулись в два раза, а стоимость подскочила в четыре и составила 1,17 млрд евро. Это снова не про «Крестовский», хотя очень похоже. Зависшая на семь лет реконструкция величественного «Уэмбли» обошлась на 250 миллионов дороже долгостроя «Санкт-Петербург Арены» и заняла второе место в мире по расходам – в топе арена «Нью-Йорк Янкиз» (1,67 млрд евро).
Многолетний символ Имперского стадиона, белые башни-близнецы, заменили на более узнаваемую 130-метровую ажурную арку и напичкали арену самой современной техникой. «Уэмбли» открыли в марте 2007-го, и за это время стадион стал не только гордостью нации, но и источником постоянной головной боли для его владельца – Ассоциации футбола Англии (ФА). Основная проблема заключается в неэффективной эксплуатации арены, напоминающей дорогущий бутик в центре города, который работает всего несколько дней в году.
Прошло 11 лет со сдачи объекта в эксплуатацию, но владельцы до сих пор не погасили взятый у 13 английских банков кредит. Долг составляет 117 миллионов евро, и ФА планирует закрыть его только в 2024 году. Главный актив английского футбола превратился в бремя – из-за затрат на «Уэмбли» уже много лет заморожена программа строительства искусственных площадок в стране, недостаточно финансируются и другие проекты.
Прибыль стадиона в прошлом году составила всего 47 миллионов евро, и это еще солидно с учетом расквартировавшегося на время строительства собственной потрясающей арены «Тоттенхэма». Английские болельщики давно скулят, что матчи национальной сборной проводятся исключительно в Лондоне и на одном стадионе, но трансформировавшаяся в компанию по недвижимости ФА вынуждена так делать – иначе вовсе уйдет в минус. По той же причине на «Уэмбли» проводятся полуфиналы и финал Кубка Англии и плей-офф Чемпионшипа – это приводит к жалобам клубов на потерю возможной прибыли на билетах.
Помощь пришла из-за океана. Начиная с 2013-го на стадионе два раза в год играет команда НФЛ «Джексонвилл Джейгуарс», и в конце апреля ее владелец Шахид Хан предложил ФА выкупить «Уэмбли» за 575 миллионов евро. Очень заманчиво, особенно с учетом целого ряда бонусов от миллиардера – ассоциация сохранит прибыль от сдачи вип-лож на стадионе и матчей сборной Англии. Это принесет еще около 300 миллионов евро в течение двух-трех лет.
Хан обладает потрясающим чутьем на деньги. 50 лет назад он приехал из Пакистана в США учиться на инженера и первый год подрабатывал мойщиком посуды в ресторане за 1 доллар в час. После окончания вуза Шахид устроился на фирму по производству бамперов для автомобилей и через пару лет открыл собственную, но с креативным подходом. Хан придумал технологию сварки, благодаря которой вес бампера значительно уменьшился. Предприниматель скооперировался с мечтавшими о выходе на американский рынок японскими автопроизводителями и сколотил на этом состояние. В рейтинге Forbes американец занимает 217-е место с капиталом 5,85 млрд евро.
Обладатель 62 заводов, на которых трудятся 24 тысячи рабочих, пообещал погасить долг ФА и с почтением и деликатностью отнестись к английской святыне. «Уэмбли» нуждается в точечных изменениях, направленных на привлечение большего внимания к арене. Моя задача – вдохнуть в него жизнь», – раскрыл карты Хан. Покорение новых рынков – фишка предпринимателя, который предложил максимально выгодные условия для всех. Шахид запланировал переезд «Джексонвилл Джейгуарс» из Флориды в Лондон и согласовал франшизу с заинтересованной в экспансии НФЛ.
Пять лет назад Хан купил «Фулхэм» за 220 млн евро и с тех пор живет в Лондоне – в начале этого года миллиардер вложил 80 миллионов в реконструкцию «Крэйвен Коттедж», а теперь готов выйти на новый уровень. Возможно, лет 20 назад по поводу продажи «Уэмбли» началась бы паника, но сейчас британцы относятся к этому с пониманием. «Не вижу проблемы. Старый «Уэмбли» не принадлежал ФА, и мы выиграли там чемпионат мира. Активы и деньги должны работать», – считает Гари Линекер.
Англичане давно свыклись с мыслью, что иностранный капитал приносит только пользу экономике страны. «Манчестер Юнайтед», «Сити», «Челси» (Хан готов приютить команду Абрамовича на время реконструкции «Стэмфорд Бридж») и другие клубы никогда бы не сделали качественный шаг в развитии без американских, арабских и российских денег. Нет ничего плохого в пришествии Шахида или других инвесторов, если это пойдет на пользу национальной реликвии.
Как и в случае с «Крестовским», задержка при строительстве «Уэмбли» связана с государственным владением объекта – частному инвестору невыгодно затягивать сроки и уж тем более воровать у самого себя. Противники продажи «Уэмбли» утверждают, что так очередь дойдет и до Биг-Бена с Букингемским дворцом, но такие разговоры некорректны. Поток туристов к памятникам архитектуры вряд ли иссякнет, а футбольный стадион без регулярной эксплуатации превратится в бездушный и убыточный кусок бетона.
Eurosport
фото: Getty Images, twitter.com/wembleystadium
=
См. также:
Как строился Уэмбли