Интервью с экс-директором «Арены Львов» Евгением Болкуном про рентабельность стадиона, конфликт с «Карпатами» и суд за долги.
- Было рентабельно строить такой стадион, как «Арена Львов»?
- Целесообразнее было реконструировать стадион «Украина» или строить многофункциональный стадион. Чтобы проводить различные мероприятия. Сделать те же легкоатлетические дорожки. Тогда было бы больше наполнения. Но содержать стадион и дальше целесообразно. Потому что затрачены большие средства.
Сумма, которой не хватает для самообеспечения - примерно 6-7 миллионов гривен в год. В этом году мы получили 4 миллиона дотации, но разрыв в 2-3 миллиона все еще существует.
Поэтому активно работаем над тем, чтобы продать рекламные площади крыши. Например, одной из авиакомпаний. Здесь рядом пролетают самолеты, из них видно крышу.
- Еще какие шаги делаете?
- Активно работаем над продажей названия стадиона. В Гданьске есть стадион, подобный нашему. Они продали название энергетической компании за 3 миллиона злотых - это 22 миллиона гривен. Если бы получали хотя бы 3 миллиона гривен, то закрывали бы этот разрыв. Хочется, чтобы стадион обходился без дотаций.
Мы разработали целый портфель рекламных площадей, специально наняли маркетолога и сменили главу коммерческого отдела. Думаю, что это выход из ситуации.
Футбол сейчас не очень, люди не интересуются стадионом. Если в Европе на матчи ходят по 40 тысяч, то у нас - 4 тысячи. Стоимость матчей не покрывает все расходы, это нерентабельно.
Сегодня мы предоставляем услуги по организации матча за 200 тысяч гривен. Но этот расчет делался в 2013 году. Сейчас стоимость должна составлять 450 тысяч гривен за матч.
Но мы понимаем ситуацию в футбольных клубах и идем им на встречу. Мы должны предоставлять стадион за такую цену, потому что тогда вообще не было бы желающих здесь сыграть. Последний матч «Верес» провел на «Украине». Причина была одна - там дешевле.
- Есть недовольные газоном стадиона. Что планируете с ним делать?
- Надо делать замену газона. Нынешний уже лежит 7 лет. Такие газоны меняют не реже чем в 5 лет, а мы протянули 7. Мы работаем над этим. Деньги выделяет министерство.
- Когда его заменят?
- Если тендер будет положительным, то планируем в середине июля. Поскольку 15 июля у нас планируется мероприятие с вовлечением газона. К сентябрю и матчу Украина - Словакия новый газон должен быть введен в эксплуатацию.
- Реально, чтобы газон стадиона выдержал две команды за сезон?
- Мы рассматриваем вариант с газоном, который выдержит две команды. На следующей неделе приезжают голландцы, которые стелют такие поля в Катаре на чемпионат мира. 30 процентов - искусственной травы, она застилается на специальной сетке, затем засыпается грунтом и сеется обычная трава. Выдерживает 800 часов в год. Тогда мы спокойно принимаем две команды. «Карпаты» готовы играть здесь, если будет такой газон.
Это 240 тысяч евро. Мы в поисках этих денег. «Львов» заявил, что 2 миллиона гривен готов дать сразу, а 100 тысяч мы сможем минусовать с каждого матча.
- Для вас есть разница в том, сколько людей приходит на футбольный матч?
- Мы в договоре договариваемся так - часть средств от билетов попадает нам. Это 25 процентов. Мы солидарно распределяем риски и доходы. Мы также рекламируем матчи и с тех процентов платим за пропускную систему, продажа в онлайне. С тех 25 процентов 7 мы отдаем за услуги IT-программы, которая поставила турникеты. Остальные - наши доходы.
- Проведение какого мероприятия для вас является наиболее выгодным?
- Наиболее выгодно - матчи под эгидой УЕФА. Там большая стоимость. Клубы, которые играют в еврокубках, имеют определенные доходы от УЕФА и могут больше заплатить.
- Чем отличается проведение матча УПЛ от матча Лиги Европы?
- Уровень безопасности выше. УЕФА имеет свои требования по размещению баннерной линии, рекламы, дополнительные расходы по клинингу. Свою баннерную линию мы заменяем и ставим их. Стоимость такого матча как минимум в два раза превышает цену за матч УПЛ.
- Концерт стоит как еврокубок?
- Концерты выгодные для нас, но мы не можем проводить более 4 концертов в год, потому что поле портится. Мы покрываем его специальным покрытием, но оно не может находиться на газоне больше, чем 72 часа. Потому что трава под ним запревает и нужно время на восстановление. Недавно мы проводили два концерта подряд, и трава получила стресс.
По доходам концерт находится примерно на уровне еврокубковых матчей.
- Раньше у вас был конфликт с «Карпатами», а именно - с Дячук-Ставицким. Почему он возник?
- Дячук-Ставицкий вообще не принимал участия в переговорах. Там были другие люди, которые не были настроены на конструктив. Такое впечатление, что они специально провоцировали скандал. Возможно, это было связано с финансовым состоянием клуба.
Сначала мы договаривались, а потом от них приходила другая цена. Когда мы уже встретились с Дячук-Ставицким и я назвал последнее предложение, то было видно по его реакции: «Да, я готов. Давайте». А потом опять же появляется статья и снова другие условия. Я сделал вывод, что они и не думали здесь играть.
Была такая же ситуация с фан-шопом. Они говорили, что хотят именно тот, которым пользуется «Шахтер». Мы предлагали лучшее помещение рядом, но они не соглашались.
Когда «Шахтер» съехал, я предложил «Карпатам»: «Пожалуйста, заходите». На что они сказали: «Нет, нам невыгодно. У нас есть в центре магазин».
- Для «Карпат» и для «Вереса» были разные условия по аренде стадиона?
- Для «Вереса» первый матч прошел по более низкой пробной цене. Далее она была абсолютно одинаковой.
- Контракт с «Шахтером» имел свои особенности?
- Единственным дополнительным пунктом в соглашении с «Шахтером» было то, что клуб полностью содержит газон. За каждую игру он платил 50 процентов стоимости. Если какой-то другой клуб проводил матч на этом газоне, то мы компенсировали «Шахтеру» эту сумму. Мы понимали, что он тратит больше, это соглашение было для нас выгодным.
- Кто сейчас ухаживает за газоном?
- Наша агрономическая служба. У нас есть опытный агроном, который также помогает другим клубам. Был период, газон был в не самом лучшем состоянии, потому что играли при температуре «-14». Мы включали подогрев, а это очень дорого - месяц стоит миллион гривен. Плюс 6000 гривен в сутки идет на подсветку специальными лампами фотосинтеза.
- «Арена Львов» не достроена до конца. Что нужно сделать и почему это не выполняется?
- В проекте есть наружное освещение на фасаде, некоторые инженерные сети, построенные, но не отлажены. Электроподстанция, которая находится за кольцевой дорогой, и должна быть основным источником питания. Она построена и смонтирована, но не введена в эксплуатацию. В проекте двухуровневый выезд на кольцевую дорогу. Чтобы достроить вторую очередь, нужно 330 миллионов гривен в ценах 2013 года.
Но даже не проведены расчеты за первую очередь с генподрядчиком и субподрядчиками. Генподрядчик в суде выиграл у заказчика 111 миллионов. Уже подготовлено постановление Кабинета министров, но оно так и не подписано, средства на это не выделяются.
Я подал предложение провести строительный и финансовый аудит, осуществить корректировку проекта и отказаться от некоторых работ. Например, от выезда на кольцевую дорогу и отделки фасада.
Стадион полностью не введен в эксплуатацию. Это является большим нарушением. Прямо говоря, он не должен был бы эксплуатироваться.
- Есть опасность для зрителей?
- Здесь все сделано так, что никакой опасности нету. Есть недостатки, которые видны невооруженным глазом. Например, затекание деформационных швов. С променады через эти швы вода попадает на первый уровень корпуса. Много чего мы отремонтировали собственными силами. Также доставили оборудование на котельную. Это дало нам возможность существенно экономить теплоносители.
На всех опорах стоят сейсмические датчики. Они выведены на мониторы. Все в пределах нормы.
- Будет большая экономия, если электростанцию подключить к стадиону?
- Электростанция - основной источник питания. Сюда электроэнергия проходит по кабелю, на котором есть 6 муфт. Если во время крупных мероприятий пропадает электроэнергия, то автоматически включается дизель-генератор и мы имеем бесперебойное питание. Это дорого, но мы вынуждены это делать. С подстанцией это делать было бы необязательно.
На концерте Dzidzo был сбой, но люди этого не почувствовали. Думали, что это элемент шоу. Прожекторы мелогалогенные и включаются 8-10 минут. Если дизель-генератор синхронно не работает с сетью, то получается следующая ситуация.
Если бы работала подстанция, то быстро началась бы развитие микрорайона. Когда жизнь здесь оживет, сюда запустят маршрутки. Сейчас на наши просьбы никто не реагирует. Перевозчикам невыгодно прокладывать такой маршрут, а городской транспорт не имеет права выезжать на кольцевую дорогу.
- Долги «Арены Львов» не влияют на жизнедеятельность стадиона?
- Судятся не с нами, а с заказчиком - дирекцией по строительству Евро-2012. Когда видят, что у них нет средств, то просят взыскать имущество. Вторая очередь - это имущество дирекции. И они говорят: «На «Арене Львов есть имущество. Пожалуйста, забирайте».
Есть фирма, которая поставила рассекатели у турникетов. Без них можно обойтись, но хорошо, когда они есть. Сейчас нас подали в суд за незаконное владение. Мы тянем этот процесс два года, но когда-то придет время. И мы ничего не сможем сделать.
- Кто будет играть на стадионе в новом сезоне?
- Надеюсь, что «Львов» будет играть здесь все матчи. Возможно, только рейтинговые. Кроме того, подписано соглашение с «Ворсклой» на три матча. Они могут его разорвать без штрафа за месяц до начала первого домашнего матча.
- Назовите три вещи, которые сделают стадион прибыльным.
- Газон, где могут играть две команды.
Развитие коммерческого направления.
Реконструкция некоторых систем, которые бы давали экономию в зимний период. Например, водопровод проходит в воздухе. По всей променаде подается вода, которая просто подвешена, а не находится в помещении. В зимний период она подогревается - это дополнительно 250 тысяч гривен в месяц. Готовим проект, чтобы на зиму сливать воду и ту трубу не нагревать. Это даст экономию в полмиллиона гривен.
- Сколько обходится содержание стадиона в год?
- 17-18 миллионов. У нас фонд зарплаты 600 тысяч в месяц на 80 человек.
Каждый рекламодатель смотрит, какие мероприятия проводятся. На футболе он не может присутствовать в медиа-зоне, только в наружной рекламе. Это правило чистого стадиона. Есть места, которые не попадают на телевидение, мы договариваемся, чтобы там была наша реклама.
- Дячук-Ставицкий говорил, что вы странно стали директором стадиона. Как вы заняли эту должность?
- В этом нет ничего незаконного. Директором мне предложил стать Игорь Жданов, мы знакомы с ним с Майдана. Я полгода был «и.о.» в 2016 году.
После полугода Министерство пригласило меня приехать и заключить сделку. Я сам обратился к министру - возможно, надо было объявить конкурс. Мне объяснили, что такой надобности нет, это не является обязательным. Здесь нет никаких проблем.
- Почему вы увольняетесь?
- Думаю больше сосредоточиться на своем деле. С пятницы я уже свободный человек. На свое место я рекомендовал первого заместителя, здесь давно работает. Все люди на своем месте. Алексей Семенюк имеет все качества, чтобы успешно управлять этим предприятием.
Скажу, что я побил рекорд по пребыванию директоров на стадионе «Арена Львов». Я седьмой на этом посту, дольше никто не работал.
- Вы уже не будете работать, но создается впечатление, что никуда не идете. Как так?
- Буду помогать. Даже в Киеве буду встречаться с голландцами по газону.
Все знают, что седьмого числа я уже иду, но все еще обсуждают со мной и советуются о проведении событий, которые будут даже в сентябре. Я всегда готов помогать и буду это делать.
Tribuna.com
фото: НК Верес, dzidzio.com
=
См. также:
«Арена Львов» может быть переименована в «Лимо-Арену»