Какой бы футбольной инфраструктурой ни располагала страна, выбранная хозяйкой чемпионата мира, строительство и/или масштабная реконструкция стадионов неизбежна. Турнир такого уровня предъявляет к аренам особые требования по вместимости, безопасности и комфорту зрителей — и организаторам приходится тратить серьезные средства, чтобы соответствовать всем правилам ФИФА.
Forbes изучил стоимость всех стадионов, принимавших матчи чемпионата мира за последние 20 лет, и рассказывает о самых дорогих проектах.
Чемпионат мира — 1998
«Стад де Франс», Франция, Сен-Дени
Открыт в 1998 году
Вместимость 81 338 зрителей
Стоимость около $450 млн
Чемпионат мира – 1998 во Франции стал первым, на который приехали 32 команды, вместо 24. Но футбольная страна была вполне к этому готова и потратила на инфраструктуру лишь $1,6 млрд (для сравнения – расходы РФ составили $10–16 млрд). 9 из 10 арен были действующими задолго до турнира, 5 из них принимали чемпионат мира 1938 года. Их необходимо было только обновить, на что ушло порядка $220 млн. А вот на строительство нового стадиона «Стад де Франс» организаторы выделили 2,67 млрд французских франков (примерно $450 млн).
В 1998-м на 80-тысячном «Стад де Франс» прошел главный матч в истории французского футбола. В финале сборная Франции забила три гола в ворота Бразилии и впервые (в единственный пока раз) стала чемпионом мира.
После этого «Стад де Франс» стал спортивным символом Франции: на арене прошли чемпионаты мира по легкой атлетике (2003) и регби (2007). В 2016-м страна принимала футбольный Евро — и сборная Франции снова играла в финале на «Стад де Франс». Но на этот раз победа досталась соперникам – команде Португалии.
И хотя «Стад де Франс» входит в топ-6 самых вместительных стадионов Европы, клубный футбол его не жалует. Там проходят лишь финалы Кубка Франции и статусные матчи вроде финала Лиги чемпионов (дважды). Причина тому — высокая арендная плата: так, Французская федерация регби за каждую игру платит порядка €3–5 млн.
Чемпионат мира — 2002
«Стадион Ниссан», Япония, Иокогама
Открыт в 1998 году
Вместимость 72 327 зрителей
Стоимость $560 млн
Чемпионат мира – 2002 стал первым по многим критериям: первый в Азии, первый на территории двух стран – Кореи и Японии. И впервые матчи прошли на таком количестве арен – турнир задействовал 20 стадионов в 20 городах. Этот рекорд не побьют даже хозяева ЧМ-2026 (в одобренной заявке 16 городов), хотя его примут сразу три страны – Мексика, США и Канада, а участвовать будут 48 сборных, вместо нынешних 32.
И Корея, и Япония использовали чемпионат для повышения популярности футбола, который сильно проигрывал бейсболу/софтболу, и улучшения спортивной инфраструктуры. 17 из 20 стадионов, на которых прошли матчи чемпионата мира, были построены специально к первенству и официально открыты за год до его старта. Только на сооружение новых арен обе страны потратили больше $3,5 млрд. Но самым дорогим стал японский «Стадион Ниссан», построенный чуть раньше — первый матч на нем состоялся в 1998 году.
Во время чемпионата на «Стадионе Ниссан» Бразилия выиграла финал против Германии, а также состоялся печально известный матч Япония – Россия, после которого в центре Москвы произошли массовые беспорядки.
Коммерческое название «Ниссан» приносит владельцам стадиона, администрации города Иокогама, доход – автопроизводитель платит $1,4 млн в год. При этом за идентичный нейминг (тоже Nissan Stadium) арены в Нэшвилле (США), где играет команда по американскому футболу «Теннеси Тайтенс», Nissan выложил $100 млн на 20 лет, то есть по $5 млн в год.
Чемпионат мира — 2006
«Альянц Арена», Германия, Мюнхен
Открыт в 2005 году
Вместимость 75 000 зрителей (70 000 – на матчах Лиги чемпионов)
Стоимость $476 млн
«Альянц Арена» с самого начала являлась клубной собственностью – «Баварии» и команды «Мюнхен 1860». Весной 2006 года «Бавария» выкупила у «Мюнхена» 50-процентную долю стадиона за €11 млн, а в 2008-м окончательно стала единоличным владельцем (у «Мюнхена» статус арендатора до 2025 года).
Затраты на строительство «Альянц Арены» составили €340 млн ($476 млн), еще €210 млн выделили из муниципального бюджета на развитие инфраструктуры района. Проект стадиона разработали в бюро Herzog & de Meuron. Основной архитектурной особенностью арены являются световые подушки, меняющие цвет в зависимости от проходящего матча клуба или сборной.
Благодаря высокой посещаемости домашних матчей (в сезоне 2005/06 – 67 588, последние три – 75 000, то есть 100%) и эффективности бизнеса в целом «Бавария» погасила долги за строительство уже к 2014 году (а планировали за 25 лет).
Права на название стадиона принадлежат страховой компании Allianz до 2041 года, это стоит ей €8 млн в год. Однако коммерческое название разрешено использовать только на матчах внутренного чемпионата: ФИФА и УЕФА брендирование запрещают. Именно поэтому на время чемпионата мира – 2006 вывеска Allianz Arena была демонтирована и перемещена на мюнхенский Дом искусств.
Чемпионат мира — 2010
«Кейптаун», ЮАР, Кейптаун
Открыт в 2009 году
Вместимость 55 000 зрителей (64 100 – во время чемпионата)
Стоимость $600 млн
Стадион «Кейптаун» является не только самым дорогим ($600 млн) чемпионата мира – 2010, но и вообще самым дорогим в Африке. К слову, в африканский топ-10 входят сразу шесть стадионов ЧМ-2010 общей стоимостью больше $2 млрд.
«Кейптаун» был построен на месте частично разрушенного в 2007 году старого стадиона «Грин-Пойнт» (вместимостью 18 000), который в свою очередь в начале 20 века заменил велотрек (1897 года постройки). Основной целью возведения нового стадиона на этом историческом месте было коммерческое развитие Грин Пойнта, района Кейптауна на берегу Атлантического океана. Кроме строительства новой арены, были реконструированы и другие спортивные объекты: из оставшейся от старого стадиона 7-тысячной трибуны сделали легкоатлетический стадион, модернизировали площадку для крикета и гольф-клуб, а также благоустроили парк.
Однако возведение такого дорогого и масштабного стадиона вызвало много вопросов, в том числе со стороны тогдашнего мэра Кейптауна. Хеллен Зилле выступала за сохранение ландшафта местности, который могла нарушить высота арены. Тогда было решено возвести искусственное плато, куда погрузили часть нижних ярусов и парковку, тем самым сделав более мягким переход от природного ландшафта к махине-стадиону.
Чемпионат мира — 2014
«Национальный», Бразилия, Бразилиа
Открыт в 2013 году
Вместимость 71 000 зрителей
Стоимость $900 млн
«Пять шокирующих фактов о бразильской коррупции в преддверии чемпионата мира» — так The Washington Post назвали статью, где рассказали в том числе и о дорогущем стадионе «Национальный». Изначально организаторы планировали лишь обновить арену 1974 года, но затем планы кардинально изменились. 45 000 мест оказалось слишком мало, поэтому старый стадион был снесен, а на его месте появился новый – 70-тысячный. Таким образом плановый бюджет в $300 млн вырос до $900 млн: на тот момент по цене «Национальный» уступал лишь английскому «Уэмбли» стоимостью $1,6 млрд. Такие вложения оказались абсолютно неоправданными для города с населением 2,5 млн человек.
Кроме матчей чемпионата мира, «Национальный» принимал футбольный турнир Олимпиады-2016. Но вот сильной местной команды в столице нет: клуб «Бразилиа» выступает лишь в низшей лиге, то есть хуже 128 команд из первых четырех дивизионов. По этой причине вне международных турниров дорогущий стадион эффектного футбола не принимает.
Хотя и международные матчи особой радости местным жителям не приносили. Полное название стадиона включает имя нападающего Мане Гарринчи, «второго после Пеле», и напоминает бразильцам об успешных годах, когда Бразилия дважды подряд стала чемпионом мира (1958, 1962). Но на домашнем чемпионате-2014 успеха не случилось. После разгромного поражения в полуфинале от немцев 1–7 сборная Бразилии именно на стадионе «Национальный» уступила и в матче за 3-е место Нидерландам 0–3.
Чемпионат мира — 2018
«Санкт-Петербург», РФ, Санкт-Петербург
Открыт в 2017 году
Вместимость 56 196 зрителей (64 468 – во время чемпионата)
Стоимость более $1 млрд
За 10 лет строительства (2007-2017) «Санкт-Петербурга» (так стадион называется на время чемпионата мира, после он получит выбранное голосованием горожан название «Крестовский») изведал многое. По ходу работ сменилось 3 генподрядчика: «Синтез-СУИ», «Трансстрой», «Метрострой», а автор футуристического дизайн-проекта японский архитектор Кисё Курокава скончался. Были поданы многочисленные судебные иски. Норвежское издание Josimar провело расследование, в котором рассказало об использовании рабского труда северокорейских рабочих. А вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин обвинил в протечке крыши стадиона бессовестных бакланов, проклевавших ее.
В итоге эпопея с возведением нового стадиона в Петербурге завершилась на официальной стоимости 43,5 млрд рублей (с учетом обвала курса рубля после 2014 года – это больше $1 млрд).
Гендиректор консалтинговой компании Arena Com Томас Спек считает, что питерский стадион — это «белый слон» (дорогостоящий, но неокупаемый объект). По его словам, там необходимо проводить не менее 100 мероприятий в год, чтобы окупить затраты.
Нынешней управляющей компании стадиона ООО «Зенит-Арена» (футбольный клуб получил арену в аренду на 49 лет за символический 1 рубль в год) приходится думать о средствах на содержание. Годовая эксплуатация стадиона с выкатным полем и раздвижной крышей обойдется в 600 млн – 1 млрд рублей.
При этом уже в первый сезон на новой арене «Зенит» показал отменную посещаемость – в среднем 44 275 болельщиков за игру (лучший показатель в чемпионате РФПЛ), что позволит клубу увеличить доходы.
фото: DR, Marcus Bredt, wikimedia.org, 4k-wallpaper.net, instagram.com/odinokov.photo