Если вам доведется побывать на обзорной экскурсии по столице Ирландии и ваш гид почти с гордостью расскажет, что «Авива» – первый регбийный стадион, на котором прошел международный матч по «хулиганской игре», не удивляйтесь. Несмотря на то, что стадиону только в этом году исполнится десять лет, экскурсовод будет прав. Для большинства местных поклонников игры с овальным мячом главная арена Зелёного острова – по прежнему легендарный «Лэнсдаун Роуд».
Отец ирландского регби
Своим появлением на свет первый регбийный стадион Дублина обязан культовой фигуре ирландского регби и спорта вообще – Генри Данлопу. Сей достойный мужчина, среди прочего, прославился тем, что основал чуть ли не десяток спортивных обществ, в том числе и регбийный клуб «Лэнсдаун» (сегодня входящий во франшизу «Ленстер»).
Клуб «Лэнсдаун» с кубком Ленстера, 1903 год
Больше десяти лет для реализации разнообразных спортивных проектов он использовал газоны своей альма-матер – Тринити колледжа Дублина, но в какой-то момент руководство учебного заведения решило, что спорта близ учебных корпусов слишком много. Студенты частенько больше интересовались баталиями на полях и лужайках, а не занятиями. В результате Данлопа вежливо попросили устраивать спортивные дуэли где-то в другом месте. Это не значит, что Тринити Колледж распрощался с регби. Но в качестве основной базы для дублинских любителей игры с кожаной дыней он был потерян.
Спортивные площадки Тринити колледжа. На некоторых из них играл еще Генри Данлоп
Надо сказать, что в полном соответствии с обычаями своего времени, Генри занимался спортом в качестве хобби. В Тринити-колледже он получил профессию инженера, которая приносила ему неплохой доход. Именно специальное образование позволило ему найти оригинальный выход из сложившейся ситуации.
Как раз в то время недалеко от Дублина, через земли лорда Пемброка, прокладывали очередную железнодорожную ветку. Местность на пути следования будущих поездов выравнивали, буквально прорезая знаменитые ирландские холмы. Прикинув, сколько готового строительного материала в виде груд земли, вывороченных валунов и срубленных деревьев пропадают без всякой пользы Данлоп решил, что это его шанс. Он обратился к лорду Пемброку и тот, за арендную плату в 60 фунтов стерлингов в год, отдал молодому инженеру под строительство солидный участок поместья именуемый, в честь проходящей рядом дороги, Лэнсдаун Роуд. К слову новенькая железнодорожная станция получила то же название.
Разметкой будущих сооружений и организацией работ Генри занимался сам, используя запасы земли и камней для того, чтобы выровнять и приподнять площадку для будущих спортивных сооружений и полей, тем самым обеспечивая их защиту от частых дождей и разливов многочисленных рек окрестностей Дублина.
Стадион «Лэнсдаун Роуд» после строительства большой трибуны. Приблизительно 1930-е годы
Конечно, в одиночку Данлоп потянуть такой проект не смог бы, но его поддержали многие энтузиасты спорта. Дошло до того, что идеей строительства «лучшего стадиона в Британии» загорелся сам арендодатель, который не только помог молодому регбисту, но и привлек нескольких меценатов и числе лэндлордов Ирландии.
Надо отдать должное Генри – он стремился позаботиться не только о любимом виде спорта. Открывшийся в 1872 году спортивный комплекс был, что называется, многофункциональным. Вот, что впоследствии вспоминал о проделанной работе сам «отец ирландского регби»:
«Я не буду долго распространяться о пережитых мной трудностях и том, как боролся с подготовкой и укреплением местности (о чем я мог бы сказать гораздо больше). Вместо этого приведу следующие факты:
Я проложил гаревую дорожку длиной в четверть мили, разметил площадку для теннисного клуба Лэнсдауна своим собственным теодолитом, основал клуб стрельбы из лука Лэнсдауна, крикетный клуб Лэнсдауна и, наконец, регбийный клуб Лэнсдауна, выступающий в красном, черном и желтом цветах».
«Площадка была превосходно осушена и выровнена и стала одним из лучших газонов в Ирландии. Тогда он был фактически лучше, чем сейчас (написано в 1921 году. Ред.), поскольку из-за тени большой трибуны он не высыхает должным образом в дождливые сезоны».
Железнодорожная станция
Если вы заметили, оценивая свою работу Генри Данлоп скромно назвал газон «одним из лучших в Ирландии». Однако, по всей видимости, созданный им комплекс был на тот момент лучшим в Великобритании. А в 1878 году он еще и навечно оказался вписан в историю, как первая специализированная регбийная арена, принявшая международный матч – 11 марта «Алые розы» обыграли «Клеверных» на их домашнем газоне со счетом 2:0.
До этого международные регбийные встречи проводились либо на почти не оборудованных лужайках и пустырях, где в лучшем случае выставлялись временные трибуны, либо на стадионах предназначенных для других видов спорта, вроде крикетного лондонского «Овала».
Стадион «Лэнсдаун Роуд» в 1990-е годы
Появлиние «Авивы»
Пятнадцать лет Генри Данлоп руководил стадионом, сдавая его Ирландскому регбийному союзу по 5 фунтов за матч + процент с чистой прибыли выше 50 фунтов, после чего решил, что его роль в истории комплекса сыграна и с чистой совестью перепродал аренду казначею IRFU Генри Шеппарду. Когда последний в 1906 году умер, Ирландское регби выкупило права аренды за 200 фунтов стерлингов и больше чем на 100 лет стало единоличным владельцем стадиона.
Стадион «Лэнсдаун Роуд», 2006 год
Разумеется «Лэнсдаун Роуд» часто перестраивали и реконструировали. К началу 21-го века вместимость его трибун достигла внушительного показателя в 48 тысяч зрителей. Однако в этом случае больше половины болельщиков вынуждены были стоять. Если же он принимал посетителей в чисто «сидячей» конфигурации, посмотреть матч могли только 36 000 человек. Очевидно, что для одной из центральных регбийных арен мира этого было маловато. И, как не ценили боссы Ирландского регби историческое значение творения Генри Данлопа, было принято решение провести его капитальную реконструкцию – по сути снести и выстроить заново.
Еще одно сложное решение, которое пришлось в связи с этим принять IRFU – разделить контроль над стадионом с Футбольной ассоциацией Ирландии – самостоятельно собрать средства на такое масштабное начинание у регбистов не получилось, а при объединении с футболистами около трети необходимой суммы соглашалось добавить государство. В результате было создано управляющее строительством и новой ареной предприятие, доли в котором были поделены поровну между IRFU и FAI. Разработку проекта поручили сразу двум компаниям. Местная Scott Tallon Walker занялась дизайном интерьеров, а приглашенной из США Populous доверили экстерьер.
Строительство стадиона «Авива» на месте «Лэнсдаун Роуд»
Надо сказать, что задачка перед американцами была поставлена не из простых. Новый стадион, который по проекту должен был вмещать более 50 тысяч сидящих болельщиков, нужно было вписать тютелька в тютельку на то место, которое занимал старый комплекс. Нельзя было трогать находящиеся рядом сооружения и поля принадлежащие местным регбийным клубам и как-то влиять на городскую застройку или инфраструктуру. Кроме того заказчики потребовали учесть дождливый климат Ирландии и новые требования к экологической безопасности.
Строительство стадиона за 40 секунд
С поставленными задачами архитекторы справились блестяще. Чтобы вписаться в границы старого стадиона, новое сооружение было сделано асимметричным – с широкой западной трибуной и узкой северной. Чтобы не увеличивать нагрузку на почву, фасад был собран из сравнительно лёгких поликарбонатных панелей, к тому же сделанных съемными. Это позволяет менять систему защиты от дождя и ветра, а так же проветривания в зависимости от времени года и погодных условий. Кроме того стадион не отправляет собранную дождевую воду в сток, перегружая ливневки. Он оборудован оригинальной системой, которая собирает воду от осадков и использует ее для технических нужд и полива газона.
Премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн на строительстве стадиона «Авива»
Интересно, что архитекторам удалось сохранить конфигурацию поля в общих чертах ту же, что когда-то запланировал Генри Данлоп. А вот историческое название стадион при реконструкции утратил. Постройка обошлась в колоссальную сумму – 410 миллионов евро. Как и в случае с многими другими аренами, руководство управляющего стадионом предприятия, за год до окончания строительства, продало права на название спонсорам – группе страховых компаний «Авива». Это, впрочем, не мешает ирландским болельщикам по традиции называть стадион по старому – «Лэнсдаун Роуд».
Стадион «Авива»
Открытие новой арены состоялось 14 мая 2010 года, причем в роли «разрезателя ленточки» выступил тогдашний премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн.
Именно эта дата в большинстве справочников указана в качестве дня рождения главного ирландского стадиона, но большинству любителей регби в Эйре все же приятнее отсчитывать его историю от 1872 года. И, говоря по правде, они правы. В конце концов, разве, скажем, те же «Мюррейфилд» или «Твикенхэм» подвергались менее масштабным перестройкам?