Отвозил Пеле в аэропорт, его газон хвалил Кройфф.
Дом 85-летнего Андреса Пералеса, вид сверху (в 30 метрах от арены, адрес дома совпадает с адресом стадиона):
Андрес работал в клубе почти 50 лет, и за это время побывал водителем автобуса, сторожем, консьержем, полевым делегатом (отвечал за качество газона) и массажистом. В городе его знают буквально все, а он – максимально предан Малаге: «Я никогда не переставал заботиться о газоне в надежде, что «Ла Росаледа» снова наполнится. Я знаю этот стадион лучше, чем какой-либо другой».
Пералес пришел в «Малагу» в 1966 году. Первая его работа – водитель клубного автобуса
Андрес родился в андалузском городе Мармолехо в 1935 году. До Малаги оттуда 240 км – когда Пералес еще был ребенком, его семья преодолела эту дорогу в поисках лучшей работы.
Андрес пошел в малагский Colegio El Buen Pastor (Колледж доброго пастыря) и успешно его окончил. Для поступления в университет необходимо было сдать переходные экзамены: письменная часть состояла из испанского, латыни и математики, а в устной части нужно было сдавать все изучаемые в колледже предметы. Андресу не повезло, и в 17 лет он пошел работать. Был механиком, дальнобойщиком в компании отца, водителем пожарной машины и сотрудником туристического агентства Ruta Soler. Именно здесь Пералес впервые познакомился с «Малагой»: «Я не был их фанатом, но как-то отвез игроков на матч в Гранаду, и президент клуба Морено де Луна попросил меня остаться в кресле клубного автобуса».
Пералес работал на Austin-BMC 1961 года выпуска, el Flecha Azul («Синяя Стрела»), одного из будущих символов клуба. Тогдашний директор «Малаги» и глава туристической компании «Путешествия Торремолинос» (Торремолинос – город в 17 км от Малаги) Диего Франко Кантос дал заказ на выпуск трех автобусов мастерским Taillefer (выпускали автомобили английского бренда Austin в Малаге). Два из них развозили туристов, а третий стал клубным автобусом «Малаги». El Flecha Azul отличался от других клубных автобусов того времени повышенной комфортностью: там были отдельные сиденья с подголовниками и пепельницами. Кроме того, спинки кресел были украшены фотографиями основных памятников Испании.
Андрес перевозил главную и молодежную команды. Как рассказывает Пералес, «путь в Мадрид занимал 10 часов, а чтобы добраться до Барселоны требовалось 20 часов. На склонах иногда приходилось выходить из автобуса и толкать его».
Однажды на el Flecha Azul был даже Пеле. В 1967 году в Малагу на Кубок Коста-дель-Соль приезжал «Сантос» со знаменитым бразильцем.
Утром после финального матча («Эспаньол» обыграл «Сантос» 2:1) бразильцев надо было отвезти в аэропорт. «Мне позвонил тренер Малаги, Заррага, и попросил отвезти их в Мадрид, чтобы успеть на рейс, который вылетает в 11:00. Я сказал им, что времени нет, и предложил ехать в Лиссабон (вероятно, для пересадки – Tribuna.com), чтобы успеть. Там был Тостао, Пеле сидел на двигателе, рядом с рулем. Они путешествовали с несколькими бутылками сладкого вина, которое им подарили, и были счастливы. А один из игроков нес пять миллионов песет наличными за участие в турнире. Мне заплатили две тысячи из них, когда моя зарплата составляла двадцать тысяч», – вспоминает Пералес.
Спустя 25 лет за рулем, в 1991-м, Пералесу надоело водить автобус, и клуб предложил ему поработать на стадионе «Ла Росаледа». Он обслуживал помещения, игровое поле, работал даже дворником. Пералес сменил Хуана Круза, который покинул должность полевого делегата и консьержа в возрасте 84 лет.
Андрес Пералес хорошо справлялся со своими обязанностями полевого делегата: «Мы держали поле в безупречном состоянии. Однажды к нам приехала «Барселона», и я услышал, как Йохан Кройфф сказал, что в Каталонии нет газона такого качества».
«Ла Росаледа» построена на территории розария. Стадион принимал матчи ЧМ-82
Стадион «Ла Росаледа» (вместимость – 30 044 человек), на территории которого находится дом семьи Пералес, был построен в 1941 году на месте бывшего розария (в переводе с испанского rosaleda – розарий). Чемпионат мира 1982 года проходил в Испании сразу на 17-ти стадионах, и стадион «Малаги» был в их числе.
Андрес Пералес переехал на «Ла Росаледу» вместе с семьей в 1989 году. «Малага» благоустроила как жилой дом одно из подземных сооружений стадиона – прямо под главной трибуной. В то время в Испании это было довольно частым явлением – обустроить стадионные помещения под жилье клубных сотрудников.
«В доме было около 90 квадратных метров, три спальни, ванная комната, просторная кухня и склад», – вспоминает 56-летняя Кончи, одна из дочерей Пералеса. Там он со своей женой Антонией воспитал семерых детей. Антония вместе с двумя дочерьми работала в прачечной. Семья Пералес никогда не платила за дом: такие объекты содержит государство.
В 1992-м «Малага» обанкротилась. «Ла Росаледу» выставили на аукцион
В сезоне-1989/90 «Малага» вылетела из Ла Лиги, после чего клуб серьезно вложился, чтобы вернуться в Примеру. Задача была почти решена: «Малага» заняла четвертое место и вышла в стыковые матчи, но проиграла «Кадису». Это стало поворотным моментом: деньги не отбились, и команда ушла в глубокий кризис. В следующем сезоне клуб вылетел в третий дивизион с долгами в более чем 2,5 миллионов песет (песета – испанская валюта до прихода евро; в 1992 году 1 песета равнялась 5 американским центам). А в 1992 году Club Deportivo Málaga прекратил существование, а стадион конфисковали. С этого момента платить деньги Андресу Пералесу было некому, но он по-прежнему ухаживал за «Ла Росаледой». Стадион был пуст. Его охраняли два сторожа, и они разрешали доступ только Пералесу с сыном, Энди, который после уроков мчался на «Ла Росаледу» и помогал отцу – косил траву на стадионе. Андрес зарабатывал деньги, работая таксистом. Деньги шли на еду и покупку бензина для поливочных машин.
В 1993 году клуб возродился, но уже под другим названием: на базе второй команды Club Atlético Malagueño был создан Málaga Club de Fútbol (нынешнее название).
Входы на стадион «Ла Росаледа» носят имена легенд «Малаги». Один из них назван в честь Андреса Пералеса
В 2002 году стадион реконструировали, а семье Пералес предложили переехать уже в настоящий дом. Сегодня вместе с Андресом постоянно живет только младший из сыновей, 41-летний Энди, который продолжает дело отца.
Вход №19, в нескольких метрах от которого находится нынешний дом семьи Пералес, ведет на автомобильную парковку «Ла Росаледы» – именно сюда Андрес на протяжении 25 лет привозил игроков на el Flecha Azul. В 2010 году входу №19 присвоили имя Андреса Пералеса. После этого клуб отметил еще несколько легенд: Себастьяна Виберти (№5), Мигеля Рамоса Варгаса «Мигели» (№8), Антонио Фернандеса Бенитеса (№0), Педро Базана (№9), Хосе Антонио Гальярдо (№13) и Бена Барека (№6).
После изменения нумерации в 2018 году вход изменил номер с «19» на «18», и это был отличный повод еще раз поблагодарить Андреса Пералеса и отметить его вклад в историю «Малаги».
Жизнь во время карантина
Андрес Пералес посвятил «Малаге» всю жизнь. В его доме побывали 17 разных президентов «Малаги», особенно теплыми были отношения семьи Пералес с Фернандо Сансом (президент клуба в 2006-2010 годах). «Моя мама иногда готовила ему еду, и он спускался завтракать с ней в прачечную», – вспоминает Энди.
В 2010-м Андрес Пералес вышел на пенсию, и стадион стал местом его отдыха. Сейчас в «Малаге» работают трое его детей: Энди и Кончи трудятся в прачечной, а Луиза занимается техобслуживанием. Несмотря на карантин, все объекты стадиона продолжают свою работу. Они ждут возвращения футбола так же, как в 1992-м Андрес Пералес на пустом стадионе верил в возвращение «Малаги».
Андрес Пералес со своим сыном, Энди
«Я не могу жаловаться, – говорит Энди Пералес. – После еды я хожу по тренировочной площадке, которая находится рядом с домом. И если захочу, я могу попасть в тренажерный зал первой команды, чтобы немного потренироваться. На стадионе я бываю не часто, его и так видно из дома».
Tribuna.com
фото: Getty Images, laliga.com, elespectador.com, elpais.com/EDP, malagacf, elpais.com, eldesmarque.com, elpais.com
=
См. также:
Экскурсия по стадиону Ла Росаледа в Малаге