Репортаж новой эпохи – онлайн-экскурсия на стадион и в квартиры болельщиков.
Всем кажется, что матч без зрителей – это пустота, тишина и грусть. Но датский «Орхус» превратил негативный изоляционный фон в повод развлечься – и установил на стадионе огромный экран вдоль центральной трибуны. 40 метров в длину и 3 в высоту – этого хватило, чтобы частично прикрыть пустые кресла. Во время матча на экран крупным планом выводили видео болельщиков, которые получили бесплатные онлайн-билеты и подключились к клубу по видеосвязи в приложении Zoom.
Так на датский стадион попали болельщики, которые вряд ли еще когда-либо включили бы матч «Орхуса» и тем более не попали бы на арену. Всего на игре присутствовали больше 2000 человек из Дании, Беларуси, Украины, Италии, Испании, Великобритании, Австралии и США.
Осенью «Орхус» собрал на 3 тысячи больше болельщиков, чем вмещает стадион. В Zoom фанатов разделили по разным комнатам
Болельщики обычно приходят на стадион заранее, и в Zoom гостей тоже позвали за полчаса до начала трансляции. В прямом эфире показали разминку, а за 10 минут до игры устроили премьеру клипа фанатской песни «Орхуса» – в нем пианино вытащили на поле, а популярный датский певец Томас Хельмиг исполнил песню Malaga (несмотря на название, в ней упоминается родной певцу Орхус).
Болельщики исполняют Malaga перед каждой игрой на «Церес Парк». Шумно и нестройно, но искренне фанаты подпевали и в Zoom. Некоторые строки особенно актуальны в эпоху изоляции: «Иногда единственный способ жить дальше – думать о вчерашнем дне, поэтому я лежу в мечтах и в ожидании возвращения домой».
Заказ виртуального билета максимально приблизили к покупке настоящего: все та же схема стадиона, стандартный выбор сектора – только вместо пластмассового кресла получаешь место в Zoom-конференции. Секторы – отдельные комнаты, в каждой могли поместиться до тысячи человек: были конференции фанатов «Орхуса», «Рандерса» и случайных и нейтральных иностранцев вроде нас. Виртуальную посещаемость в «Орхусе» пока не посчитали: болельщики забронировали десять тысяч билетов, воспользовались ими точно не все, но многие подключившиеся смотрели футбол всей семьей.
Фанаты приготовили пиво и развесили перед экранами флаги. За пять минут до начала чат заполнился сообщениями «KSDH» («Вперед, «белые»!») – это сокращение традиционного заряда «Орхуса».
В этом сезоне «Орхус» собирал на матчах в среднем по 10 800 зрителей. Самым посещаемым стал октябрьский триллер с «Силькеборгом» (3:4), на который два клубных спонсора по случаю своего 225-летнего юбилея объявили свободный вход. В итоге на 19-тысячном «Церес Парк» оказались 22 тысячи человек, а многих болельщиков с бесплатными билетами на арену не пустили – люди и так стояли на беговых дорожках вдоль поля.
Благодаря внеплановому рекорду средняя посещаемость в этом сезоне подскочила с обычных 7-8 тысяч до 10. Здесь помогают и успехи команды, которая проводит лучший сезон за 23 года (сейчас она идет в тройке, хотя не была призером с 1997-го).
В Орхусе есть квартал, где можно заходить в квартиры. Zoom-матч – идеальная экскурсия по датской жизни
Перед первым домашним матчем каждый год тысячи орхусцев собирались возле церкви на зеленом бульваре Ингерслевс, где в честь команды проходило богослужение. В фан-зоне болельщики общались, слушали живую музыку, фотографировались с не попавшими в заявку игроками. Взрослые разогревались в барах, дети развлекались на площадках с надувными замками, а после приветственных слов мэра города и тренера единой белой рекой неслись два километра до стадиона.
Пройти этим путем можно и сейчас: если можно присутствовать на стадионе через Zoom, то почему не погулять по Орхусу перед матчем в Google Maps? Прогулка до Марселисборгских лесов, где находится стадион, в реальности заняла бы 30 минут, а в панорамах Google Maps хватит 5-7.
По пути на стадион вы бы прошли мимо зданий XIX века, готических церквей, частных вилл и гимназий. Есть плюсы в онлайн-путешествиях: не нужно носить тяжелый рюкзак, а еду можно достать из холодильника в любой момент.
Если перед походом на стадион вы решили погулять по центру города, вам стоило бы заглянуть в музей под открытым небом Ден-Гамл-Бай. Это квартал с домами разных эпох, от старинных до построенных в конце XX века. Это не макеты, а полноценные дома, которые завезли из разных регионов Дании – в каждый можно заглядывать и смотреть, как все устроено. Это магазины, мастерские и парикмахерские – все можно потрогать и посидеть в кресле. То же с жилыми домами: можно подняться на лестничную клетку, ходить по квартирам, даже позвонить в другую квартиру, где такие же туристы поднимут трубку.
Орхусцы преуспели в искусстве имитации. В Zoom можно было не только посетить матч при пустых трибунах, но и заглянуть в жизнь реальных фанатов.
Что мы увидели в Zoom? Болельщики вывесили всю атрибутику и не стеснялись камер
Фанаты смотрели игру, не заглядывая в Zoom и не беспокоясь, как они выглядят. Все чувствовали, что рядом болеет еще пара сотен человек, как на секторе.
В фанатской конференции все болельщики – в белом. По их футболкам можно выстраивать историю клуба: самая старая обязательно на дедушке, потом отец, в новой модели – ребенок.
В одной из квартир над диваном растянули черно-белый шарф, между родителями сидела девочка с соломенными волосами по плечи, в кепке любимой команды. Камера компьютера – напротив. Девочка ела чипсы, подпрыгивала, забиралась на диван с ногами. Переживала из-за каждого момента, удивлялась, распахивала глаза и открывала рот. Так могут переживать только дети.
На чердаке в другом доме собрались восемь подростков 10-12 лет и неотрывно следили за экраном.
Семья Штотгард постаралась: флаг клуба на стене, флаг с флагштоком у окна разложен так, что накрывал диван. На столе они разложили три шарфа, клубные сувениры и поставили плакат «Здесь правит АГФ». «АГФ» – сокращение от полного названия клуба Aarhus Gymnastikforening (это название досталось футбольному клубу от гимнастического, основанного на 22 года раньше, в 1880 году).
Шумнее всех клуб поддерживала молодая компания, поставившая на фон фотографию «Церес Парка». При движениях фон не успевал подстраиваться, поэтому у молодого человека, как у Чеширского кота, иногда пропадала голова. Девушки волновались так сильно, что грызли кулаки.
Были и чисто мужские компании: парни около 30 лет, за спинами на вешалках – пять белых футболок разных лет. Стол заставлен пивом. У большинства болельщиков – зеленые банки и бутылки Carlsberg и Tuborg. На белых футболках красным светился пивной спонсор «Орхуса» Ceres.
Некто Микаэль Роенборг в трансляции не появлялся: ноутбук стоял на полу, перед камерой – лежанка и отдыхающий на ней бульдог.
У другого датчанина перед камерой ходила кошка с бенгальским окрасом. Владелец безуспешно пытался отодвинуть питомца – мех кошки закрывал его от мира.
На огромном экране, расположенном вдоль центральной трибуны, показывали одновременно по двести Zoom-болельщиков. Лица менялись, как только кто-то издавал звук. Если в первом тайме на фоне общего гула сектора выделялись крики футболистов после жестких стыков или решений судьи, то во втором вздрагивать приходилось уже от воплей болельщиков. Кто-то скакал на стуле, кто-то едва не разломал очки: хозяева создали пять супермоментов, но с ответным голом затянули до 92-й минуты.
Сокрушение наконец сменилось ликованием.
Но не думайте, что «Орхус» сделал все идеально: многие не видели игру и уходили
Идея «Орхуса» красива, но, как часто бывает с новым и сделанным практически на коленке, вылезли разные недостатки.
• Предлагаемый при выборе билета вид с сектора не имел никакого значения, ведь игру в Zoom не показывали. Зрители могли смотреть только друг на друга.
• Многие иностранцы рассчитывали, что все-таки увидят игру прямо в Zoom, и кинулись в чат с вопросами. Организаторы в ответ лишь написали на датском о местных каналах, а тем, кто дублировал трансляцию в конференции, пригрозили баном. Оставалось параллельно идти на букмекерские сайты, искать пиратские трансляции или уходить со стадиона.
• К концу матча виртуальные трибуны наполовину опустели – было уже не так весело.
• Беспорядочный галдеж в секторах не имел ничего общего с заранее записанным интершумом пения фанатов под барабаны. Футболисты не слышали болельщиков, по словам игроков, не чувствовали их, зато впервые в истории видели их так хорошо.
Zoom-трибуны – это еще не все. «Орхус» поместил на секторы картонные фигурки, на парковке организовали автокинотеатр
Те, у кого конференции в Zoom не вызывают чувства единения, смотрели дерби с «Рандерсом» на большом экране из автомобилей, как днем ранее болельщики «Виктории» из Пльзени. Лин Хауманн с мужем совместили просмотр в автокинотеатре с Zoom-конференцией, поставив телефон на приборную панель. Их болельщики окружали со всех сторон.
За день до игры «Орхус» пригласил фанатов украсить «Церес Парк» атрибутикой, плакатами и бесплатными картонными фигурами – такие же использовала на трибунах гладбахская «Боруссия». На них можно было наклеить свои фотографии, но детям больше понравилось рисовать.
Дети до 15 лет всегда проходят на стадион «Орхуса» бесплатно, для взрослых билет стоит 100 крон – семья с двумя взрослыми и двумя детьми может попасть на футбол всего за 200 крон (800 гривен). Билетов дешевле в датской Суперлиге нет ни у кого.
Следующую игру «Орхуса» (против «Оденсе») можно будет снова виртуально посетить 1 июня. Бесплатные билеты уже доступны.
Tribuna.com
фото: East News, twitter.com/agffodbold, скриншоты авторов
=
См. также:
Фанаты Вест Хэма смогут болеть за команду в Zoom