За два месяца до начала Второй мировой Лондон выиграл право провести Олимпиаду 1944 года. Естественно, соревнования не состоялись. После разгрома Германии власти страны мечтали как можно скорее вернуться к мирной жизни. Это касалось не только экономики, общественной жизни, быта, но и спорта. В 1946-м в Англии стартовал первый послевоенный чемпионат страны, тогда же Международный олимпийский комитет вновь выбрал Лондон столицей летней Олимпиады. Принять соревнования город должен был уже в 1948-м.
Этому решению предшествовали споры внутри страны. Главным сторонником Олимпиады был король Георг VI (отец Елизаветы II), но многим британцам идея не нравилась: после войны экономика находилась в тяжелом положении, поэтому росла популярность левых идей. Например, в 1945-м на выборах победила партия лейбористов, которые исповедовали умеренные социалистические взгляды. На этом фоне стремление монарха провести Игры ради «восстановления Великобритании после войны» не нашло большой поддержки.
Но Олимпийскому комитету она и не требовалась. Лондон конкурировал с Балтимором, Миннеаполисом, Лозанной и Филадельфией. В отличие от британской столицы ни на один из этих городов не упало ни одной бомбы, но все же выбрали именно Лондон.
Многие стадионы сильно пострадали во время немецких авианалетов. Снаряды порушили «Хайбери», «Аптоп Парк», «Ден» и «Вэлли». «Уэмбли» повезло больше, но район вокруг самого большого стадиона города тоже изрядно обстреливали. Впервые его бомбили 27 августа 1940-го, когда на окрестные дома упало несколько зажигательных снарядов. В течение года бомбардировки только усиливались, и одна из самых страшных пришлась на ночь с 15 на 16 ноября. Тогда немцы сбросили 3000 бомб, так что спустя десятилетия в районе «Уэмбли» продолжают находить неразорвавшиеся боеприпасы.
Дорога, построенная немцами, используется до сих пор
Восстановлением Лондона занимались те же, кто его уничтожал: после войны в Великобритании находились 400 тысяч немецких военнопленных. Отпускать их не планировали, даже несмотря на подписанную в 1929 году Женевскую конвенцию, которая обязывала репатриировать всех пленных сразу после заключения мира. Правда, Британия (как, впрочем, и остальные страны-победительницы) сослалась на то, что вместо мира был подписан акт о капитуляции. Это позволяло использовать труд немцев в течение нескольких лет после окончания войны.
Поначалу речь шла об уборке улиц: военнопленные должны были собирать окурки и подметать мостовые. Правда, не всем местным это нравилось: лондонцы не хотели каждый день видеть бывших солдат рейха, поэтому часть немцев отправили обрабатывать землю и собирать урожай, а остальных – на олимпийские стройки.
К 1948-му надо было привести в порядок дорогу, соединяющую главный городской стадион и станцию метро «Уэмбли Парк». Она стала центральным променадом на пути к арене. Олимпийский путь длиной в 500 ярдов (457 метров) и шириной в 45 футов (13 метров) строили 120 человек. По меньшей мере треть из них были немцами.
В 1948-м по дороге проходила эстафета олимпийского огня, а чуть позже она служила финальным участком марафонской дистанции. До сих пор по этому пути болельщики следуют на финалы Кубка Англии и Кубка английской лиги, а нынешним летом – на матчи Евро-2020.
Блог His foot
фото: Getty Images, globallookpress.com
=
Див. також:
Чому фанати збірної Англії співають «It’s coming home»