Очередной материал из серии текстов о белорусских стадионах предоставляющих возможность читателям отправиться в виртуальное путешествие по стране, дабы во всех подробностях и при помощи огромного количества визуального материала узнать, какие сооружения находятся на просторах синеокой. Сегодня в ракурсе Мозырь. Знакомьтесь: «Юность».
В прохладный осенний вечер мы отправились на мозырский стадион «Юность», чтобы проникнуть в заветные уголки арены, которые в основном оставались за полем зрения обычного болельщика. В роли собеседника мы попросили выступить директора данного сооружения Александра Александровича Майкова.
— В должность директора «Юности» я вступил где-то в середине мая 1994 года. Когда был мальчиком, бегал, конечно, в футбол, как все. А работал до «Юности» методистом в станции юных техников.
— И как попали в структуру футбольного клуба?
— Офис клуба находился в одном здании с моим офисом на старой работе. Так я познакомился с тренерами, и меня позвали помочь в оформлении календаря, таблицы розыгрыша чемпионата, так как я умею рисовать. Помню, тогда еще на стадионе была одна трибуна деревянная и вагончик, а газон и вовсе трудно было назвать газоном.
И вот после того, как я выполнил эту художественную работу, мне предложили попробовать работу с полем. Тогда не было ни косилок, ни специальных каких-то приспособлений, вообще ничего. Информацией об этом я не владел тогда никакой, пришлось почитать немного, залезть в библиотеку.
И вот с помощью властей города мы занялись этим. Спланировали, выровняли, подсеяли, закатали. Через месяц директор клуба приехал, повел меня на поле, оглянулся, оценил результаты и взял на работу.
Двигаемся от административного здания к трибунам. Александр Александрович начинает вспоминать историю возникновения стадиона.
— Строительство началось в 1979 году, и на тот момент это был стадион средней школы №3, ныне это гимназия. Потом решили все это вывести на более серьезный уровень, подключили СДЮШОР-1. Так начал создаваться уже стадион для игры профессиональных футбольных клубов.
— В каком году были построены первые трибуны?
— Вообще, первый этап благоустройства стадиона начался в мае 1996 года. Были заасфальтированы дорожки, расширили поле, посадили деревья и построили нынешнее административное здание, где мы сейчас находимся. Вот тогда и возвели первые деревянные трибуны. В июле команды уже переодевались здесь, в этом же административном здании, в раздевалках на первом этаже.
— А где до этого переодевались футболисты?
— Наши переодевались в автобусе, а приезжие — в специальных вагончиках. Позже, в период 1997-1998 годов, постепенно были построены общественный туалет, здание с раздевалками и помещением для судей.
Сейчас раздевалки, комната судей, помещение для диктора, электрощитовая и другие помещения находятся в специальном здании. Его вы наверняка узнаете по интернет-трансляциям из Мозыря.
Вот здесь переодеваются футболисты мозырской «Славии». Примечательно, что до сезона-2011, когда мозырянам удалось добыть путевку в высшую лигу, это был «гардероб» гостевых команд. Руководство клуба по старым футбольным поверьям перед сезоном решило сменить раздевалки, на удачу. И не прогадало. Но в нынешнем году этот финт полесской дружине помочь не смог.
А здесь последние 3 года Юрий Иванович Малеев говорил напутственные слова своим футболистам перед игрой.
Помещение для судей. В тесноте, да не в обиде.
***
Направляемся к специальному зданию для прессы и высокопоставленных персон.
— В каком году появилось помещение для VIP-персон и журналистов?
— Это был тоже примерно 1997 год. Помещение построили специально под еврокубки.
Тут располагаются спортивные журналисты и ведущие онлайн-трансляций во время матчей:
А это хоромы диктора по стадиону:
— Известно, что стадион «Юность» футбольному клубу «Славия» не принадлежит. Возникают ли по этой причине какие-либо затруднения?
— Да, действительно, стадион принадлежит мозырской СДЮШОР-1. И это, прежде всего, влияет на развитие инфраструктуры стадиона в принципе. Прошло уже 17-18 лет, и все требует капитального ремонта. А такое финансирование СДЮШОР, конечно же, не потянет. Деньги есть только на зарплату, на траву, на мел и бензин. Все. Ну и косметические ремонты проходят время от времени, когда нужно что-то подкрасить, починить.
Электронное табло проработало в Мозыре 2 года, с 2010 по 2011. И, проводив команду в высшую лигу, ушло на покой.
— Оно было приобретено, когда начальником отдела была Климова Тамара Михайловна. Мы искали разные варианты, Турчин (экс-директор ФК «Славия» – примечание Offside.by) предлагал другие варианты, но они были дороже. В итоге был выбран более дешевый вариант. Как говорится, «скупой платит дважды».
— И восстановлению табло не подлежит?
— Не подлежит. Приходили специалисты и обнаружили в нем детали 70-х годов. Поэтому это табло уже точно не будет работать.
Так что счет игры обновляется вот на таком старичке.
***
Мозырским болельщикам приходится туго, когда погода их не жалует. Обычно все бегут врассыпную под любые укрытия. Тоже немаловажный фактор, влияющий на посещаемость стадиона.
— Как насчет козырька над трибуной?
— Каждый год при приемке стадиона перед сезоном возникает этот вопрос. Есть предписание – должен быть козырек. Но обещания даются и, к сожалению, не выполняются.
— Освещение?
— Точно такая же ситуация и по освещению. На стадионе установлены мачты, есть специальные трансформаторы, от которых к этим мачтам проведено электропитание, залиты фундаменты, подготовлены анкерные болты. В общем, все готово было к установке осветительных мачт. Но это все было сделано 17-18 лет назад, и сейчас это эксплуатировать уже нельзя.
***
На «Юности» установлены красные пластиковые сидения. Такие есть практически на любом стадионе Беларуси.
— Пластиковые сиденья заменили деревянные в 1997 году. Год простояли, и их поменяли бесплатно на новые, так как в материале не хватало какого-то компонента, и они выгорели за один сезон.
Мозырь когда-то был самым футбольным городом страны. Команда с Полесья дважды брала чемпионство и дважды становилась обладателем кубка. Именно стадиону «Юность» принадлежит рекорд посещаемости всех времен белорусского первенства.
Сейчас в это трудно поверить, но 3 ноября 1995 года игру с минским «Динамо» пришло посмотреть 19 500 зрителей! И в дальнейшем стадион частенько собирал более десяти тысяч. И это не было каким-то нонсенсом.
— Да, были времена. Когда не было пластиковых сидений, люди на деревянных лавочках теснились, как могли. Только на трибунах можно было расположить как минимум шесть с половиной тысяч (вместимость стадиона «Юность» – 5 253 человек). На травяных пригорках еще не было деревьев, и они также были полностью заполнены людьми.
— От чего, на ваш взгляд, главным образом зависит посещаемость?
— Конечно же, от игры команды.
— Вспомните, когда стадион в последний раз заполнялся полностью.
— Ой, давно. Это были времена при Кузнецове, наверное (1998-2000 – примеч. Offside.by), и немного позже.
К началу сезона, когда еще не растаял весь снег, многие стадионы страны просто не в состоянии принимать футбольные матчи. «Юность» не исключение. Первые домашние игры чемпионата последние два года «Славия» проводила в соседних Хойниках на искусственном покрытии.
— Чтобы своевременно начинать играть на «Юности», требуется подогрев поля. Оно у нас полностью живое и попросту не успевает высохнуть. Даже сейчас проходят тренировки, что уже очень нежелательно для качества газона.
Ранее главная арена Мозыря собирала аншлаги не только на матчах любимого футбольного клуба. На ней проводились различного рода культурно-массовые мероприятия.
— Проводятся ли сейчас на стадионе какие-нибудь нефутбольные мероприятия?
— Сейчас уже почти не проводятся, а раньше это случалось довольно часто. Александр Солодуха два раза выступал. Последний раз — 4 года назад. Еще были какие-то концерты, различные приезжие цирки, водяное шоу.
— Кому идут деньги от продажи билетов и других мероприятий на стадионе?
— В последнее время практически все полностью идет в клуб, и какой-то мизерный процент выделяется на стадион.
— А что с точками общепита?
— Ну, опять же, раньше их было много, а сейчас вот, например, только одна. Этим также занимается клуб.
Сейчас клуб из Мозыря отправляется в первую лигу. Два года провела «Славия» в «вышке», но не смогла закрепиться в ней надолго.
— Что для вас изменится после вылета команды?
— В первую очередь приятней, когда команда выступает в высшей лиге, это честь города. Конечно, в первой лиге будет попроще, не нужен дубль. Но мы все очень расстроены.
— Чем отличается лицензирование стадиона перед сезоном в высшей и первой лигах?
— В высшей лиге, естественно, больше требований. И начинается раньше этот процесс в «вышке», чем в первой лиге, недели на две-три.
***
Ранее, когда не было отдельного помещения с раздевалками и судейской комнатой, футболисты и судьи переодевались прямо в административном здании, а затем спускались к самому полю вниз по лестнице. Выглядело, надо признаться, довольно эффектно. Но, оказывается, планы у руководства стадиона были гораздо грандиознее.
— Сначала планировалось сделать подземный тоннель, чтобы игроки переодевались в здании, и потом по тоннелю шли к полю, а там у самого газона уже выходили наверх. Но потом все-таки решили построить отдельное здание с раздевалками и комнатой судей. Тогда эту лестницу и снесли за ненадобностью. Также по бокам от здания с раздевалками планировалось построить трибуны вместимостью около тысячи мест.
— Оказывает ли поддержку в содержании стадиона, например, Мозырский нефтеперерабатывающий завод?
— Нет, это все спонсоры только клуба.
— Что вообще нового появилось на стадионе за последнее время?
— По требованию федерации были установлены камеры видеонаблюдения. Теперь мы можем просматривать вход в административное здание, проход на сам стадион и трибуну.
***
На тренировочном мини-поле с искусственным газоном бывший игрок «Славии» Михаил Мартинович проводил тренировку среди ребят-юношей. С его именем связано немало славных моментов в истории мозырского стадиона.
— Вы довольно долго поиграли в Солигорске. Сравните инфраструктуру стадиона, активность болельщиков.
— Начну с того, что, когда я пришел в Солигорск, там не было также практически ничего своего. Был стадион, который по тем временам был на порядок хуже нашего. Но заполняемость была приличной. «Шахтер» всегда шел в призерах, лидерах. Болельщик там, конечно, специфический такой, любит и пожурить: много нового можешь услышать о себе с трибуны.
Но, повторюсь, на тот момент там была одна из самых худших арен в стране: как по газону, так и по самому сооружению. Со временем начали вкладываться хорошие деньги, была отстроена великолепная база, несколько тренировочных с искусственным и натуральным покрытием. Стадион оборудован очень хорошо.
Электронное табло, полностью перестелен газон, собираются расширять трибуны, то есть там все движется вперед. Что очень радует, потому что буквально 7-8 лет назад там не было ровным счетом ничего.
— Выходит, что все зависит от результатов?
— Все зависит и от результатов, и от властей города, и от заинтересованности людей. Понимаете, если лицом смотрят в сторону футбола, тогда намного легче. А когда так, никому не нужное дело, то очень тяжело, конечно.
— Вспомните какие-нибудь памятные события со времен забитого под завязку стадиона.
— Ну, я тогда был еще совсем молод, тренеры меня только начинали подключать к тренировочному процессу, так что внутрикомандных таких вещей я рассказать не могу. Но атмосфера вы сами знаете какой была. Времена МПКЦ, золотой сезон 2000 года… Народ приходил, трибуны заполнялись. Люди шли как на праздник.
На самом деле, футбол для Мозыря — это такая единственная отдушина, где может собраться большое количество людей, которые могут придти и поболеть за команду. Но при этом нужно показывать хороший футбол и, естественно, результат.
Тогда болельщикам было намного проще. Не было столько запретов, как в нынешнее время: с милицией, с магазинами. Я помню во времена МПКЦ на стадион приходило по 16 тысяч. Люди спокойно сидели с трехлитровыми банками пива и отдыхали.
Не было никаких драк, ничего плохого. Все болели, было просто великолепно. Пришел – оставил отрицательные эмоции, почерпнул положительные. Футбольная жизнь кипела, и, я считаю, каждый болельщик города получал от футбола колоссальное удовольствие.
***
В завершении повествования о мозырской «Юности» хотелось бы рассказать историю, главным героем которой является гражданин Германии Вернер Янковски. В свое время он являлся партнером АО МПКЦ и неоднократно приезжал в город с деловыми предложениями, которые были выгодны обеим сторонам. За небольшой срок Янковски полюбил Мозырь и футбольную команду МПКЦ.
Находясь в Мозыре с рабочим визитом немец посетил стадион «Юность». В тот момент шла подготовка поля к очередному матчу чемпионата.
И каково же было его удивление, когда трое рабочих ручными косилками на протяжении нескольких часов стригли траву, а затем семь рабочих метелками ее сметали. Ведь все это может сделать всего один агрегат и один человек.
Покидая стадион, Янковски пообещал руководству футбольного клуба мини-трактор, при условии завоевания «золотого дубля» командой по итогам сезона. Обе стороны свои слова сдержали.
Offside.by
=
См. также:
«По домам». Проект Offside.by о стадионах Беларуси. Борисовский «Городской»
«По домам». Проект Offside.by о стадионах Беларуси. ЦСК «Неман» (Гродно)
«По домам». Проект Offside.by о стадионах Беларуси. «Центральный» (Гомель)
«По домам». Проект Offside.by о стадионах Беларуси. «Торпедо» (Жодино)