Об этом в эксклюзивном интервью «КП» заявил генеральный директор генподрядчика строительства Григорий Фельдман
Тема стадиона в Петербурге волнует многих. Последние успехи команды
сделали «Зенит» еще более популярным в городе на Неве. Да и заждались
уже болельщики настоящего футбольного дворца наподобие тех, что
построены в Англии и Германии.
Строительство под свой контроль
взяло правительство Санкт-Петербурга и главный спонсор «Зенита» Газпром.
Решено было построить не просто стадион, а одну из лучших арен в
Европе. Пригласили гениального японского архитектора Кисе Курокава. Он
придумал «Космический корабль» - проект невероятно красивый и очень
сложный. И приземлиться этот «корабль» должен был на Крестовском острове
в начале сезона-2009.
Но вдруг в конце апреля президент
«Зенита» Александр Дюков заявил, что новый стадион в срок сдать не
успеют - в лучшем случае это произойдет не раньше 2010 года. А стоимость
его строительства может увеличиться чуть ли не вдвое.
А цены вопроса нет
-
Увеличение стоимости означает, что она выросла по отношению к чему-то, -
начинает наш разговор Фельдман. - Когда говорят, что смета
первоначального проекта Курокавы была 6,67 млрд рубле», это абсолютно
неправильно. Курокава не делал никакого проекта: ни первоначального, ни
какого-либо еще. Есть только один проект, который сделали проектировщики
компании «АВАНТ». Кисе Курокава создал архитектурную концепцию -
внешний вид стадиона, примерное расположение, количество и
предназначение внутренних помещений, вписал проект в окружающую среду
города. Все - на уровне эскизов и рисунков. А определить по рисунку
стоимость строительства нельзя. В этом случае говорить о какой-то
первоначальной смете принципиально некорректно - ее просто невозможно
составить без точного понимания объема работ.
Все ждут экспертизы
- Получается, что реальная стоимость стадиона станет известна только после того, как экспертиза одобрит проект?
-
Да. Расценки, по которым мы работаем, - государственные. Однако среди
материалов и работ, проводимых компанией, есть такие, которые в
территориальных расценках никак не описываются. По ним используются
договорные цены с подрядчиками, проводятся тендеры и выбирается
оптимальное соотношение: цена - качество.
В работе над проектом
задействованы самые лучшие специалисты. Например, одним из рецензентов
проекта стал известный академик Травуш (он участвовал в строительстве
Останкинской телебашни. - Прим. авт.). Он сделал замечания, мы их
отработали. Только после этого он дал положительное заключение. Надеюсь,
что и решение экспертизы будет положительным.
- И все-таки смета увеличится в процессе строительства?
-
Что вы имеете в виду? Увеличится ли смета, которую предстоит
рассмотреть и утвердить Главгосэкспертизе? Учитывая постоянный рост
мировых цен - и в первую очередь на металл, - возможно, увеличится. Но
рост будет незначительным - на проценты, а не в разы. А увеличится ли
она по отношению к 6,67 млрд рублей? Я уже объяснил, что этот вопрос
некорректен. Основное, что я хочу донести до читателей «КП», состоит в
том, что так называемое «удорожание» на самом деле никакое не
удорожание, а следствие грамотного проектирования и определения точных
объемов строительных работ.
Золотые сваи
К
примеру, на стадионе «Альянс-Арена» в Мюнхене, на котором «Зенит» играл с
«Баварией», свай вообще нет. Они там просто не нужны - грунт
прекрасный. На «Стад де Франс» во Франции забито 600 свай на глубину 15
метров. А на зенитовском стадионе стоят 12 тысяч свай на 30-метровой
глубине.
А Гинер удивляется
Сразу после того как
Александр Дюков высказался по поводу увеличения стоимости строительства и
сроках, своим мнением на этот счет поделился и президент ЦСКА Евгений
Гинер. Армейцы, так же как и «Зенит», планируют построить себе
современную арену. Босс ЦСКА удивился тому, что стоимость строительства
питерского стадиона выросла. И отметил, что уже знает, сколько будет
стоить его стадион - 200 млн долларов.
- Как можно сравнивать эти
два стадиона? - удивляется Григорий Фельдман. - Какой у ЦСКА стадион?
Сколько свай, какая степень армирования, есть ли выдвижное поле, какие
грунты, какова вместимость? 30 тысяч? Так это в два раза меньше, чем у
нас. И Гинер подчеркивает, что за время строительства стадиона цена ни в
коем случае не вырастет. Если Евгений Леннорович сделает проект со
всеми техническими решениями, расчетом нагрузок, геологическими
изысканиями, вот тогда его можно сравнивать с нашим проектом. А так это
просто слова… Я предлагаю не молоть зря языками, а разговаривать
профессионально.
Поле будет лучшим в России
Идея с выдвижным
полем вызвала очень много споров. Окончательное слово еще в апреле 2007
года сказала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко - поле будет
именно выдвижным. Хотя удовольствие это дорогое. Да и делать такую
поляну трудно. К примеру, на арене «Шальке-04» один выезд такого поля
стоит 20 тысяч евро.
Как заметил Григорий Фельдман, в проекте
Курокавы не было выдвижного поля - было модульное, и вывозилось оно за
пределы стадиона погрузчиками.
- Дорого не столько само поле,
сколько его устройство. Практически половина свай находится под полем.
Будь поле стационарным, они просто были бы не нужны - вес 22
футболистов, ворот, мяча, трех судей, запасных игроков и тренеров не
требует свайного основания. Но поскольку выдвижное поле весит 11 тысяч
тонн, то под него необходимо было забить 5,5 тысячи свай.
Кроме
того, конструкция выдвижного поля очень сложная. Для его нормального
движения необходимо основание с идеальной горизонтальной поверхностью,
намного точнее, чем, скажем, взлетно-посадочная полоса аэропорта.
Необходимо сделать прочное основание для упора мощного гидравлического
оборудования, которое необходимо для поднятия трибун. И это все весьма
затратные мероприятия.
- Поле будет лучшим в России, -
рассказывает наш собеседник. - По опыту «Шальке-04» мы знаем, что за 6
лет эксплуатации газон у них менялся только два раза. И оба раза на этом
настояли футбольные чиновники из УЕФА. Но, по большому счету, в этом
не было особой необходимости.
КОНФУЗ
Что не учел Курокава
1. У него вся чаша
стадиона была запланирована из бетона. Но расчеты показали, что это
невозможно. Вес бетонной чаши становится таким гигантским, что прочности
материала не хватает и чашу просто разрывает. Проектировщики сумели
решить эту задачу: спрятали внутри чаши три силовых пояса и увеличили
тем самым жесткость конструкции.
Три верхних этажа будут сделаны из металла (около 60 тысяч тонн). Внешне это будет абсолютно незаметно.
2.
Курокава рассчитывал, что для того, чтобы завершить земляные работы, в
том числе срыть знаменитый насыпной холм, внутри которого находилась
чаша стадиона им. С. М. Кирова, придется разработать 100 тысяч тонн
грунта. Но по факту оказалось, что почти 700 тысяч. Более того, холм по
проекту должен быть сохранен. То есть землю сначала нужно срыть,
построить стадион, а потом снова завезти ее на старое место.
3.
Ошибся японец и в количестве свай, необходимых для строительства. По его
подсчетам, их нужно было всего около 3 тысяч, а на практике
понадобилось 12 тысяч.
4. То же и с фундаментом стадиона. В
условиях активных подземных течений на Крестовском острове и слабых
грунтов простой бетон не годится. Нужен специальный водостойкий. Он
очень дорогой.
Пилоны, являющиеся основной опорой верхней части
стадиона и конструкции крыши, должны нести нагрузку более 3000 тонн. Для
этого требуется специальное основание, по сути, искусственная скала.
5.
Не учел Курокава и жесткость сооружения, частоту колебаний трибун от
синхронного воздействия тысяч ног прыгающих от эмоций болельщиков. Так
вот: синхронное топанье полной чаши - 62 тысяч человек - по частоте
вызываемых колебаний близко к собственной частоте возбуждения
конструкции стадиона - 1-1,5 герц. При такой «качке» стадион начнет
трясти, как при землетрясении. Сооружение, конечно, не рухнет, но
приятного в этом мало. Фанатов просто будет тошнить все 90 минут матча.
В итоге проектировщики стадиона сумели увеличить собственную частоту конструкции почти вдвое и вывести ее из зоны резонанса.