Корреспондент «Советского спорта» побывал
у строящегося футбольного стадиона на острове Крестовский
в Санкт-Петербурге и заметных подвижек к сдаче объекта не обнаружил.
Крестовский остров – это сказка. Не случайно Лучано Спаллетти и другие состоятельные персоны города владеют апартаментами в километре от будущего стадиона. Ровные зеленые газоны, вековые насаждения, доверчивые белки. Тишина. Здесь же множество площадок, на которых в выходные оживают рестораны, аттракционы и хоккейные «коробки». При условии, что в ближайшие годы семейная аудитория потеснит оголтелых фанатов, Питер получит территорию образцового досуга, где не будут хулиганить. Стар и млад тянутся к чарующей природе Крестовского, а спустя какое-то время в западной части острова они смогут посмотреть первоклассный футбол.
Вопрос дня: сколько лет пройдет, прежде чем
объект сдадут? Сегодня строительство, которое осуществляется на деньги,
выделяемые из городского бюджета, фактически остановлено. Рабочие, их
здесь около полусотни, пожаловались, что им не раз задерживали зарплату,
а задания поступают вразнобой. Что происходит? Причастные
к строительству говорят о колоссальных переделках – из-за
ЧМ-2018 пришлось начинать новый проект. У депутата Законодательного
собрания Петербурга Олега Нилова иное мнение. Главная проблема, из-за
которой строительство до сих пор не завершено, по его мнению, –
непрофессионализм различных структур – городских и спортивных. Они
«подошли к строительству со своими интересами».
Тем временем цена объекта за три года взлетела с 7 до 40 миллиардов рублей. А срок сдачи перенесен с 2009 на 2013 год.
В который раз отметим: сколько людей, столько и мнений.
БУШ: ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – КРЫША
За разъяснениями я обратился к заместителю
директора организации Моспроект-4 Дмитрию Бушу. Моспроект-4 занимается
проектированием чудо-стадиона. Непростая получилась история…
– Нас
привлекли к работе в прошлом году; заказчик указал на необходимость
перепроектирования частично отстроенного объекта, – объясняет Буш. –
Проект стадиона 2005 года нужно было пересмотреть, чтобы арена
соответствовала лучшим стандартам ФИФА и стала многофункциональной.
Чтобы не только футбольное поле выкатывалось туда и обратно, но концерты
можно было проводить. Итак, нам предстояло увеличить вместимость,
площадь стадиона, повысить комфорт и выполнить целый ряд других
требований. Только перепроектирование велось порядка 7–8 месяцев.
– Итак, вы приступили к работе…
–
Да. Переделывать всегда сложно. Три этажа сооружения уже были построены
в соответствии с прежним проектом. Нам приходилось многое менять:
расширять, рубить или достраивать, например, дополнительные лестницы.
Часть конструкций заменять с металла на железобетон.
Но самая большая
проблема – кровля. Ее площадь и форма претерпели значительные
изменения. Фирма, которая занималась монтажом и изготовлением, завозила
металл на стройку. Было желание сохранить в максимальном количестве
металлоконструкции, несмотря на то что это входило в противоречие
с новой конструкцией объекта. В результате мы получили не самую
рациональную конструкцию кровли.
Поэтому мы решили уточнить решение
по кровле. И отказались от конструкций, которые входили в противоречие
с обновленным проектом. Это единственное, но столь существенное,
изменение.
– Понятна проблема: прежний проект вступил в конфликт с новым. Но почему стоит стройка?
–
Потому что в настоящее время проводится экспертиза нового проекта.
Можно продолжать работы на участках, которые не претерпят изменений. Это
порядка 20–30 процентов от общего объема работ.
– Почему нет денег у рабочих?
– Это вопрос к заказчику.
– Можете объяснить, почему рабочие на объекте недовольны?
–
Заказчик не может оплачивать объем работ, который в процессе экспертизы
может претерпеть изменения. Проблема с финансированием объясняется этим
временным обстоятельством.
– Верна ли информация издания «Коммерсант» о том, что стадион будет стоить 40 миллиардов?
–
По поводу сметы комментариев давать не могу. Мы должны подать проект
на экспертизу в течение двух недель. Изменения стоимости увязано
с изменением объемов металла и железобетона. Увеличится стоимость или
сохранится на прежнем уровне, сказать не могу. Экспертиза даст ответ.
ДО СТАДИОНА ПО ВОДЕ
– Сохранилась ли в проекте труба, из которой польется рекой пиво для болельщиков?
–
Это немецкий и английский опыт. У нас труба с пивом не предусмотрена,
так как существует законодательный запрет продажи алкогольных напитков
на стадионах.
– Сколько ждать возобновления строительства? И реально ли сдать стадион к концу 2013 года?
–
Срок рассмотрения настоящего проекта экспертами – три месяца.
Теоретически в марте можно разворачивать полномасштабное строительство.
Так что поставленные сроки выполнимы.
– От метро «Крестовский остров» до стадиона идти не менее 20 минут. Есть ли возможность провести ветку метро прямо к арене?
–
Юридически не наш вопрос. Расстояние в два километра между стадионом
и метро соответствует нормативам для крупных объектов. В таких случаях
можно организовать челночное движение автобусов. Существуют, насколько
я знаю, и варианты с водным транспортом.
РЕАКЦИЯ «ЗЕНИТА»
«ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ГОРОДОМ»
Из ФК «Зенит» в редакцию газеты «Советский спорт» поступило письмо следующего содержания.
«Строительство
нового стадиона на Крестовском острове находится в ведении
администрации Санкт-Петербурга. Город строит стадион и принимает решения
о его перепроектировке. ФК «Зенит» принимал участие только
в формировании технического задания при проектировании первого уровня
стадиона, то есть всех спортивных объектов и зон работы СМИ: поле,
раздевалки команд, помещения для судей, микст-зона и т.д. Необходимо
отметить, что проект первого уровня – единственный в проектной
документации, не вызвавший нареканий со стороны авторитетных
консалтинговых компаний и представителей ФИФА.
В дальнейшем, уже
после начала строительства, ФК «Зенит» были привлечен к обсуждению
проекта в 2009 году – губернатор Санкт-Петербурга дала поручение
клубному менеджменту разработать программу эксплуатации нового стадиона,
так как предполагается, что после окончания строительства он будет
передан в управление клубу. Для получения экспертной оценки проекта
стадиона с точки зрения перспектив эксплуатации и возможностей
извлечения прибыли клубом были привлечены ведущие мировые компании,
специализирующиеся на эксплуатации спортивных сооружений подобного
уровня. Экспертиза ФК «Зенит» была передана администрации города
и принята к сведению. Выдвижное поле или раздвигающаяся крыша изначально
были частью утвержденного конкурсной комиссией проекта господина
Куракавы.
Что касается финансирования строительства, то оно полностью
осуществляется заказчиком – администрацией Санкт-Петербурга. При этом
между правительством города и одним из совладельцев клуба – компанией
«Газпром нефть» – существует договоренность, согласно которой компания
перерегистрировалась из Омска в Санкт-Петербург, чтобы часть налогов,
выплачиваемых нефтяной компанией в городской бюджет, направлялась
на строительство нового стадиона – крупного городского инвестиционного
проекта.
В настоящий момент, насколько нам известно, официально сроки
ввода в эксплуатацию стадиона назначены на середину 2013 года с тем,
чтобы сезон-2013/14 «Зенит» имел возможность играть на новом футбольном
стадионе.
Учитывая новое резкое удорожание проекта, город не может
позволить себе ни сдачу «сырого» объекта, ни новое перенесение сроков
сдачи стадиона в эксплуатацию. Остается надеяться, что после сдачи
стадиона в эксплуатацию болельщики и управляющая компания стадиона
не столкнутся с необходимостью составлять новую смету на его доводку.
РЕАКЦИЯ КОМИТЕТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ОБЪЕКТ БУДЕТ СДАН К КОНЦУ 2013 ГОДА
Заказчик объекта настроен оптимистично.
Пресс-секретарь
комитета Елизавета Макурина заверила: стройка не заморожена, работы
на объекте выполняются по сей день. Редакции предоставили список текущих
работ:
– бетонные работы по мосту над выкатным полем, работы
по устройству конструкций чаши стадиона – на отметках 25,
32 и 37 метров, устройство металлоконструкций фермы внешнего контура
в зонах В и С, устройство металлоконструкций несущего каркаса выкатного
поля, устройство металлоконструкций дополнительного перекрытия
на отметке 10,05, реконструкция одного из павильонов, устройство
фундаментов под дополнительные помещения в холме (новый стадион строится
на одном из холмов Крестовского острова. – Прим. ред.).
В ответ
на вопрос о том, почему же сроки сдачи объекта беспрестанно переносятся,
Елизавета Макурина пояснила: по причинам исключительно «технического»
характера.
– Арена проектировалась под требования ФИФА и УЕФА образца 2006 года, – сказала пресс-секретарь комитета по строительству. – В 2009 году появились дополнительные требования ФИФА
к странам, которые боролись за право принять у себя чемпионат
мира-2018. Когда стало окончательно ясно, что чемпионат пройдет
в России, пришлось вносить изменения в проект. Срок и смета увеличились.
То есть размер строящегося стадиона фактически стал больше в полтора
раза. Кроме того, произошли изменения в требованиях по безопасности,
комфорту трибун и т.д. По международной классификации у нового стадиона
будет высшая категория разряда «А». А матчи под эгидой ФИФА и УЕФА –
вплоть до полуфинала чемпионата мира – можно будет проводить на нем
круглый год. Пространство под куполом стадиона будет прогреваться:
в зимнее время в чаше стадиона во время матчей столбик термометра
не опустится ниже плюс 5.
– На новом стадионе можно будет играть
в хоккей, волейбол, баскетбол, заниматься боксом, – продолжает Елизавета
Макурина. – Благодаря корректировкам в плане на высоком уровне
проводить концерты и различные зрелищные мероприятия… Словом, все эти
изменения потребовали времени. Нет никаких оснований заявлять, что
кто-то сознательно затягивает строительство. На сегодняшний день
планируемая дата сдачи арены – конец 2013 года. Что касается финансового
вопроса, то все работы на объекте в полном объеме ведутся за счет
средств бюджета Санкт-Петербурга. И оплачиваются комитетом
по строительству полностью и своевременно.
ПАМЯТНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СТАДИОНА
Изучим хронологию переносов и вспомним тех, кому приходилось сообщать народу грустные новости.
АВГУСТ-2007
Валентина МАТВИЕНКО, в то время губернатор Санкт-Петербурга:
«Первый матч на Крестовском острове будет сыгран в марте 2009 года».
АПРЕЛЬ-2008
Александр ДЮКОВ, президент «Зенита»:
«Арена не будет сдана в эксплуатацию раньше 2010 года».
ИЮЛЬ-2008
Валентина МАТВИЕНКО:
«Можно успеть к сезону-2009».
ЯНВАРЬ-2009
Александр КРАСНИЦКИЙ, заместитель генерального директора ЗАО «Трансстрой»:
«Строительство должно быть завершено к концу 2010 года».
ИЮНЬ-2009
Валентина МАТВИЕНКО:
«Работы отстают от графика на один месяц, срок сдачи – ноябрь 2010 года».
ИЮЛЬ-2009
Александр ДЮКОВ:
«Торжественное открытие стадиона состоится в зимний период-2010–2011 с участием одного из грандов мирового футбола».
МАЙ-2010
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, генеральный директор корпорации «Трансстрой»:
«Реальная дата окончания строительства – конец 2011 года».
ЯНВАРЬ-2011
Роман ФИЛИМОНОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга
«Окончательный срок завершения строительных работ – ноябрь 2012 года».
НОЯБРЬ-2011
Александр РУДЕНКО, генеральный директор ЗАО «Трансстрой»:
«Строительство арены пока остановлено. Сдать объект получится не раньше декабря 2013 года».
Советский спорт