2011 год войдет в историю Петербурга как год завершения долгостроев.
Летом
окончательно сдали дамбу, послезавтра наконец-то откроется
многострадальная станция метро «Адмиралтейская», почти возведена и
вторая сцена Мариинки... И лишь на Крестовском острове мало что
изменилось за минувший год.
А тут еще на будущий зенитовский стадион нагрянули следователи.
Правда, не в поисках растратчиков, а в
связи с очередной трагедией. Уже в третий раз с начала 2011 года на
стройке погиб человек. На сей раз сорвался с рабочей площадки и упал с
десятиметровой высоты 28-летний геодезист украинец Алексей П. От
полученных повреждений он скончался.
Так что новому гендиректору
инжиниринговой корпорации «Трансстрой-СПб» Александру Красницкому
приходится писать новую главу зенитовского стадиона с печальных строк.
Прежний гендиректор Илья Левин подал заявление на увольнение по
собственному желанию после очередного разноса своего московского
руководства за допущенные срывы графика стройки на Крестовском острове.
Левин понял, что ветер века дует не в его паруса, и подобру-поздорову
решил уйти. Решение это, вероятно, окончательно созрело после
нелицеприятной планерки, которую проводил 18 ноября на спортивном
долгострое вице-премьер Дмитрий Козак.
Желание Левина отойти в сторону можно
понять – руководителям этой стройки вообще не везет. В конце 2006 года
ООО «Синтез-СУИ», выиграв тендер, бралось за 6,6 млрд рублей сдать новый
стадион в декабре 2008 года. Затем эта контора преобразовалась в ООО
«Авант», но в 2008 году после срыва сроков город договор с этой
компанией расторг. А еще через месяц гендиректор «Аванта» Григорий
Фельдман погиб в автомобильной катастрофе.
Новый гендиректор стройки Александр Красницкий при заступлении на этот пост громогласно заявил своим подчиненным:
– Хватит, каникулы кончились, пора работать по-настоящему.
Только вот сказать легче, чем сделать.
Да, город выделил генподрядчику солидный аванс на продолжение
строительно-монтажных работ, закупку оборудования и стройматериалов. И
теперь строители форсируют финальный, седьмой, уровень формирования
бетонной чаши стадиона. На отметке 42 метра начали сборку замыкающего
металлического кольца, которое смонтировали на 15 процентов, как
сообщили из пресс-службы «Трансстроя».
Только вот не придется ли потом все это
разбирать, как на этой стройке уже бывало? Ведь до сих пор нет
окончательного проекта грандиозного сооружения и сметной документации, а
уж об окончательном решении Главгосэкспертизы и говорить не приходится.
Напомним, еще в середине ноября на
планерке по поводу недостроенного стадиона гендиректор проектировочной
организации «Моспроект-4» Дмитрий Буш обещал, что «через пару недель»
его подчиненные выдадут «Трансстрою» оставшуюся проектную документацию.
Вместо двух недель прошло пять, а документов как не было, так и нет.
В ноябре предполагалось, что
окончательную смету трансформированной под нужды УЕФА арены утвердят к
марту 2012 года. Теперь понятно, что и этот срок срывается, а значит,
затягивается и стройка.
Под большим вопросом и окончательная
стоимость – судя по всему, наш стадион строят под девизом «догнать и
перегнать «Уэмбли» – самую дорогую арену мира. По нашим сведениям, арена
обойдется не в 33, а в 40 млрд рублей. Это даже в том случае, если не
придется ничего переделывать.
И хотя вице-премьер России Дмитрий Козак
заявил о невозможности дальнейшего повышения сметной стоимости, никто
сегодня не знает, как будут развиваться события на спортивном
долгострое.
Напомним, когда на стройку пришел
«Инжтрансстрой», сумма контракта выросла до 13 млрд рублей. Некоторое
время казалось, что работы идут по плану, но затем Россия выиграла право
провести у себя чемпионат мира по футболу 2018 года. В Петербурге
решили принять полуфинал этого турнира, а для этого пришлось увеличить
вместимость арены и предусмотреть дополнительные меры безопасности.
Теперь стало ясно, что столичный коллектив «Моспроект-4», которому
поручили скорректировать проект Курокавы, с задачей не справился.
Москвичи решили сначала отвергнуть раздвижную кровлю стадиона, и год
назад по требованию «Моспроекта-4» на стадионе начали разбирать
оригинальную кровлю японца.
А ведь для нее челябинские и ижорские
металлурги изготовили четыре тысячи стальных узлов, более трехсот ферм и
прочих конструкций. Монтажники «Мостоотряда-19» оперативно смонтировали
на штатные места более 300 тонн кровли. Все это оказалось ненужным.
Москвичи задумали новую кровлю, а два с лишним миллиарда рублей утекли
даже не в чьи-то карманы, а просто в землю.
А затем строители еще и рубили окрепший
уже бетон этажных конструкций, расширяя проходы и выходы. Переделывать
смонтированное навек, разумеется, непросто да и накладно. В итоге общая
стоимость проекта подпрыгнула до 33 млрд рублей. Судя по всему, это не
предел.