Сроки сдачи самого долгожданного для многих петербуржцев объекта – футбольной «Газпром-Арены» на Крестовском острове – вновь откладываются. О причинах очередного временного сбоя «НВ» узнало у главного перепроектировщика питерского стадиона, ведущего архитектора «Моспроекта-4» Дмитрия БУША. 
– Процесс корректировки проекта идет уже 21 месяц. Что происходит?
– С самого начала у нашего института было желание сделать проект 
оптимальным по конструкции, логичным и экономичным. Однако еще до нашего
 прихода на объект город уже заказал для стадиона три тысячи тонн 
металла, который частично был привезен на стройку и даже смонтирован. Но
 в нашей концепции раздвижной кровли он был не востребован, так как в 
варианте «Моспроекта-4» дырка над полем не прямоугольная, а закрывалась 
куполом с радиально-кольцевой структурой ферм одинакового размера. У 
заказчика же было желание максимально сохранить в новом проекте этот 
металл. 
После нескольких совещаний, в том числе и у губернатора, заказчик 
поддался уговорам Челябинского завода металлоконструкций и 
«Мостоотряда-19», который является генподрядчиком по монтажу крыши. 
Словом, оставили старый вариант, но в нем, где из купола вырезали 
прямоугольник, все механизмы работают тяжело и неэффективно. Элементы 
такой громоздкой конструкции не унифицированы, не повторяются, 
монтировать их непросто, для монтажа требуется большое количество 
временных опор и конструкций – на треть больше, чем в нашем варианте. 
Однако именно этот нерациональный проект год назад поступил в 
Главгосэкспертизу и получил оттуда положительный вердикт. Мы были 
вынуждены подчиниться, так как заказчик всегда прав. 
– Почему же заказчик все-таки отказался от прямоугольной дырки над полем?
– Уже при подготовке рабочей документации, а это более детальный 
расчет, все участники процесса, в том числе и заказчик, поняли, что 
крыша попросту не сможет раздвигаться. Институт «Гипростроймост – СПб», 
как разработчик покрытия, представил заказчику веские аргументы, и после
 колебаний комитет по строительству с ними согласился. В начале 2011 
года заказчик получил другие варианты проекта раздвижной кровли и принял
 решение сделать ее простой в изготовлении и монтаже, с надежно 
работающими и предсказуемыми механизмами. Кроме того, новый проект крыши
 заметно повышает безопасность конструкции. В предыдущем решении 95 
процентов веса тяжелой кровли несли 8 пилонов, а сейчас только 60 
процентов веса приходится на пилоны, а 40 – на железобетонный каркас 
трибун. 
– В результате «Моспроект-4», отправив на экспертизу заведомо неэффективный и дорогостоящий проект кровли, потерял…
– Ровно год! Еще в декабре 2010 года мы могли бы получить заключение,
 которое только сейчас собираемся направлять в Главгосэкспертизу. Но для
 этого необходим, во-первых, распорядительный документ, во-вторых – 
техническое задание от заказчика, которого у нас пока нет. 
– Если в марте-апреле 2012 года из Главгосэкспертизы придет положительное решение, когда будет достроен стадион?
– Это вопрос не к нам, а к строителям. В ноябре на выездном совещании
 по стадиону вице-премьеру Дмитрию Козаку пообещали построить арену 
осенью 2013 года. Это если не случится форс-мажоров.
– Стоимость стадиона сейчас составляет 33 миллиарда рублей, 
но поговаривают, что на выходе мы получим 40–45 миллиардов… Где можно 
сэкономить, если смета превысит отведенные ей заказчиком пределы? 
– Импортных материалов, а значит резервов экономии, в нынешнем 
проекте осталось мало. Можно, конечно, ухудшить инженерное и 
технологическое оборудование, заменив их отечественными системами. Грубо
 говоря, сэкономить на общепите и отделке. 
– И какой будет разница в цене, если отделка будет из простеньких и дешевых материалов и наоборот?
– Цифры я называть бы не хотел: есть определенные обязательства перед
 заказчиком. Да и сметы объекта сегодня не существует – она появится 
только после полного обсчета всех материалов и элементов стадиона 
Главгосэкспертизой. На то и работа экспертов, чтобы достичь компромисса 
между заказчиком и подрядчиком. Но точную стоимость работ на стадии 
проекта назвать невозможно, ее можно определить только в конце стадии 
подготовки рабочей документации, да и то останется определенный процент 
на непредвиденные работы. Нигде не бывает – возьмите хоть английские 
стадионы, хоть российские, хоть бразильские, – чтобы начальная цена в 
процессе проектирования не уточнялась и не становилась, как правило, 
больше. Причем ни одна арена из мне известных не требовала такого 
масштабного перепроектирования, как стадион в Петербурге. На казанском 
стадионе, например, который строят к летней Универсиаде 2013 года, в 
процессе работы над проектом тоже появились изменения. Но там масштаб 
корректировки оценивается в 5 процентов, а в Петербурге – 75–80. И эти 
изменения оправданы и внесены для того, чтобы футбольный стадион мог 
успешно функционировать как коммерческий объект. Ведь билетами на футбол
 столь дорогостоящую стройку окупить невозможно. «Зенит», как будущая 
эксплуатирующая организация, изучил опыт английских и немецких аналогов и
 вычленил все, что может принести хоть какую-то окупаемость. Поэтому в 
проекте появились концертная площадка, увеличилось количество ресторанов
 и кафе, возросла площадь коммерческой зоны.
– А с какой стоимостью стадиона ваш «Моспроект-4» выходил в Главгосэкспертизу в прошлом году с неэффективной крышей?
– Смета составляла свыше 40 миллиардов рублей, но заказчик после ряда совещаний сумел сбить ее до 33 миллиардов.
Невское время