Дагестанский Каспийск не станет претендовать на право проведения в 2018 году летних Юношеских олимпийских игр. Правительство РФ сослалось на то, что сложно будет проконтролировать процесс подготовки республики к соревнованиям, учитывая что примерно в эти же сроки состоятся Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу.
Дагестан не станет претендовать на проведение в 2018 году летних Юношеских олимпийских игр. Совместным решением правительства РФ и президента страны было решено, что ОКР не будет выдвигать в МОК кандидатуру одного из городов республики.
Четверг является последним днем, когда олимпийские комитеты стран могут направить в МОК письма с просьбой подтвердить ту или иную заявку города в предвыборной борьбе за право принять летнюю Юношескую олимпиаду, которая пройдет в 2018 году.
Изначально Россия была одной из стран, которая намеревалась принять эти Игры. Еще 13 декабря прошлого года стало известно, что Дагестан отправил в ОКР заявку на проведение соревнований. Тогда глава республики Магомедсалам Магомедов на заседании совета при полномочном представителе президента РФ в Северокавказском федеральном округе (СКФО) обратился к заместителю председателя правительства России, полпреду СКФО Александру Хлопонину и главам субъектов округа с ходатайством поддержать инициативу проведения Юношеской олимпиады в республике.
В частности, глава Дагестана сообщил, что в заявке в ОКР фигурирует Каспийск.
Известно, что инициатива руководителя республики на тот момент была поддержана руководителями субъектов округа, которые согласились с мнением Магомедова о том, что проведение Игр должно положительно повлиять на имидж региона, а также на социально-экономическое, культурное и гуманитарное развитие как республики, так и всей страны в целом.
Напомним, что Россия уже подавала заявку на проведение летних Юношеских игр (в предвыборной гонке за право принять соревнования в 2010 году принимала Москва), однако столицей первых в истории олимпийского движения Игр такого рода стал Сингапур. На этот раз состязания намерены принять Великобритания, Азербайджан, Колумбия, Аргентина, Нигерия и Нидерланды. Столица второй в истории летней Юношеской олимпиады будет названа в июне 2013 года.
Еще в начале февраля пресс-служба администрации президента Дагестана сообщила, что заявка республики на проведение соревнований была признана перспективной в ходе совещания с участием первого вице-премьера Дмитрия Козака, который, как известно, с конца прошлого года стал главой оргкомитета по подготовке российских спортсменов к участию в зимней Олимпиаде и Паралимпиаде в Лондоне, Сочи и главой оргкомитета по подготовке и проведению международного форума «Россия – спортивная держава». Как сообщают «Ведомости», тогда сотрудники аппарата правительства получили от Козака поручение доработать заявку для рассмотрения ее исполкомом ОКР. 18 февраля зампред поручил главе Дагестана вместе с инвесторами (ОАО «Курорты Северного Кавказа» и ЗАО «Нафта-Москва») подготовить проектирование для строительства всей необходимой инфраструктуры Юношеских игр. Отметим, что владелец «Нафты» (являющийся также и владельцем футбольного клуба «Анжи») Сулейман Керимов был готов в рамках этого проекта вложить в экономику республики $1 млрд, из которых направить $450 млн на строительство многофункционального футбольного стадиона в Махачкале. Также компания планировала построить комплекс из ста футбольных полей, двух тренировочных баз и двух пятизвездочных отелей в Махачкале и Дербенте.
Однако федеральное правительство решило в этот раз не форсировать события, учитывая, что в 2018 году в стране пройдет и чемпионат мира по футболу.
Источник сообщил, что Козак рекомендовал президенту Дмитрию Медведеву взять паузу, учитывая как то, что примерно в те же сроки пройдут Олимпиада в Сочи и футбольный Кубок мира, а также то, что пока Дагестан не готов принимать столь ответственные соревнования, учитывая сложную внутриполитическую ситуацию в республике и отсутствие какой-либо должной инфраструктуры: все ведь планируется строить с нуля. Основные же бюджетно-административные ресурсы сейчас брошены на подготовку двух вышеупомянутых соревнований.
В республике же отмечается, что решение правительства стало в регионе неприятным сюрпризом, учитывая, что упомянутые инвесторы уже занимаются реконструкцией ряда местных спортивных арен, а КСК с 2013 года приступает к строительству туристической зоны. Допускается тот факт, что, во-первых, частные инвесторы предложат правительству выкупить построенные ими объекты, а во-вторых, суммарная стоимость постройки всей инфраструктуры, необходимой к Играм, существенно ниже, чем затраты на зимнюю Олимпиаду и чемпионат мира – всего 44,5 млрд рублей. В то время как на зимние Игры предполагается выделить свыше 1 трлн рублей, а строительство только одних футбольных арен в городах страны оценивается уже в сумму свыше $3 млрд.
В то же время говорится, что Минспорттуризма предложило уже подать заявку Махачкале либо Дербенту на право проведения юношеских соревнований – зимних Игр-2020 или летней Юношеской олимпиады 2022 года.
Это является основанием для надежды, что план обновления спортивной и туристической инфраструктуры в республике будет выполнен, с учетом заключенного летом прошлого года трехстороннего соглашения между правительством Дагестана, «Нафтой-Москва» и КСК. «Все объекты, которые планировалось построить, будут введены в рамках строительства туркластера и за счет тех же инвесторов, – сообщил «Известиям» заместитель генерального директора КСК Ростислав Мурзагулов. – Для продвижения Северного Кавказа как курорта нам, возможно, было бы полезно провести игры в 2018 году, но с точки зрения государственной политики это решение, конечно, правильное».