КПМГ опубликовала исследование, где советует России более тщательно разрабатывать строительство стадионов. Ведь на этом можно много выиграть.
В работе раскрывается потенциал России с точки зрения подготовки
футбольной инфраструктуры к чемпионату мира 2018 г. "Большая пятерка"
европейских футбольных лиг может расшириться за счет России, если страна
возьмет на вооружение современные методы строительства и эксплуатации
стадионов, утверждают аналитики.
За последние два десятилетия в
Европе футбол стал одним из важнейших видов бизнеса. В течение сезонов
2009/2010 на европейском футбольном рынке наблюдался умеренный рост,
ведущие клубы получили выручку в размере более 11 млрд евро.
Футбольный
рынок является концентрированным: немногим более 10% клубов получают
почти 70% совокупной выручки европейских команд, играющих в высших
дивизионах. Кроме того, примерно 80% клубов, выручка которых составляет
более 50 млн евро, играют в так называемой «Большой пятерке» лиг Англии,
Франции, Германии, Италии и Испании.
Футбольные клубы получают
операционную выручку из трех основных источников:
• выручка за игровые дни: билеты на домашние матчи, сезонные абонементы,
места премиум-класса и т. п.;
• выручка от продажи прав на телетрансляции: сделки по продаже прав на
телетрансляции заключаются централизованно через УЕФА, по контрактам
лиг, с принадлежащими клубам телеканалами и т. п.;
• другие источники: спонсорство, торговля, лицензирование и т. п.
Более
20% выручки клубов из «Большой пятерки» лиг — это выручка за игровые
дни. Однако самую большую долю выручки (46%) эти клубы получали по
договорам на продажу прав на телетрансляции и еще треть выручки — из
других источников. Однако выручка клубов из Восточной Европы
распределяется по-другому. Из-за невысоких показателей посещаемости,
нехватки современных стадионов и относительно недорогих билетов доля
выручки за игровые дни в общем объеме выручки менее 10%.
Сравнение
выручки показывает, что находящиеся в частной собственности стадионы по
большей части опережают по этому показателю государственные или
муниципальные стадионы. Отчасти это объясняется тем, что включенные в
выборку стадионы, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, как правило, были построены очень давно, тогда как
некоторые из частных стадионов были открыты только недавно, и в ходе их
проектирования и строительства большое значение придавалось именно
получению выгоды.
Роль стадионов в получении выручки очень важна, уверена КПМГ.
Благодаря
проведению чемпионата в 2018 г. у России появится прекрасный шанс
модернизировать футбольные стадионы по всей стране. Для потенциального
строительства и реконструкции заявлено 16 площадок, из которых в
конечном итоге, по мнению ФИФА, должно быть отобрано 12.
В ходе
подготовки к чемпионату намечена масштабная реконструкция "Лужников".
Изначально были представлены проекты реконструкции на 1,6 млрд евро,
однако ожидается, что сумма инвестиций будет скорректирована до 500 млн
евро. Также будет проведена реконструкция "Динамо" и проведено
строительство футбольной арены в Казани для постоянного в последнее
время участника европейских кубков ФК "Рубин" (инвестиции составят
порядка 200 млн евро).
При планировке вышеперечисленных
футбольных стадионов архитекторы постарались учесть все стандартные
удобства, характерные современным аренам: рестораны, торговые помещения,
отели, конференц-залы, VIP-ложи.
Однако, при более
внимательном изучении планов строительства остальных стадионов в России,
становится понятно, что все они проектируются и обустраиваются, исходя
из минимальных требований, предъявляемых ФИФА к стадионам стран–хозяек
чемпионатов мира. Стандартные размеры проектируемых стадионов и
одинаковое количество VIP-мест свидетельствуют о недостаточности усилий
по созданию спортивных объектов с учетом специфики спроса на местах.
Чтобы избежать большинства проблем с использованием спортивных объектов
после проведения этого чемпионата, до начала строительства необходимо
провести тщательное бизнес-планирование.
У России есть более
веские основания для реализации масштабной программы строительства и
реконструкции футбольных стадионов, чем, например, у Польши или Украины,
в силу более успешных результатов, ожидаемого роста экономики и
нынешнего размера рынка, сопоставимых с аналогичными показателями
«Большой пятерки».
Проекты строительства новых стадионов требуют
тщательной доработки и адаптации к рыночным условиям конкретных
регионов, а также должны учитывать демографическую ситуацию. При условии
продуманного и грамотного управления строительством новых стадионов и
их использованием после проведения спортивных соревнований Россия вполне
может войти в состав ведущих европейских футбольных держав.