Главная » 2012»Березень»7 » Россия недостаточно тратит на футбольные арены и мало собирает с них
15:04
Россия недостаточно тратит на футбольные арены и мало собирает с них
В своей заявке 2010 года на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году Россия выражала готовность построить и реконструировать 16 стадионов, однако после отказа Подмосковья количество желающих участвовать в проекте сократилось: заявки подали 15 российских городов, готовых построить или отреставрировать стадион вместимостью свыше 43 тысяч мест. К октябрю из 15 проектов на 750 244 тысяч мест стоимостью 2,822 миллиарда евро оргкомитет «Россия-2018» отберет 10.
По требованиям FIFA, каждый из стадионов должен принимать около 45 тысяч болельщиков, для полуфиналов — более 60 тысяч, для финала — свыше 80 тысяч. Не менее 64 тренировочных баз должно находиться в 20 минутах езды от стадионов. Не менее 1 тысячи человек в час должны принимать аэропорты выбранных городов, из которых только аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи соответствуют этим требованиям. Не менее 7500 номеров, из них 20% на уровне 4–5 звезд, должен составлять гостиничный фонд каждого из городов. Наименее подготовленными в этой части считаются сейчас Саранск и Волгоград.
Недостаточно проработанными, по мнению аналитиков KPMG, составивших отчет «Европейские стадионы», можно признать проекты всех заявившихся городов. Об этом пишет сегодня «Коммерсант».
В среднем на российских стадионах VIP-ложам отводится 1,51% от общего числа мест: в московских «Лужниках» после реконструкции Большой спортивной арены на 89 300 мест на VIP планируется выделить 1440 мест, или 1,61%. На строящемся в Петербурге стадионе «Зенит» на 69 500 — 1360 тысячи или 1,96%. Средняя себестоимость строительства стадионов такого уровня — 6 тысяч евро за место, на лондонском «Уэмбли» — 10 140 евро за одно место.
Наблюдатели отмечают возможность коррекции параметров заявляемых стадионов. Так, за пять лет с начала строительства «Зенита» проект пересматривался четырежды, и сейчас общая смета с учетом сопутствующей инфраструктуры (примерно половина площадей приходится на офисы и магазины) составляет примерно 33 миллиарда рублей или 825 миллионов евро.
Некоторые эксперты заявляют, что заявка на проведение чемпионата была подана без детальных расчетов, футбольный бизнес в стране убыточен, и такие объекты вряд ли окупятся. Так, по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2010 году клуб «Зенит» при выручке примерно в 101,26 миллиона евро получил убыток в 22,83 миллиона, ЦСКА — 19,47 миллиона евро и 0,38 миллиона соответственно.
В России 82% выручки клубов получают за счет спонсоров и продажи атрибутики, 13% от продажи прав на телетрансляции и 5% — от продажи билетов на матчи. У английских клубов эти показатели составляют 26%, 48% и 26% соответственно.
Разнятся и другие важные показатели: в Великобритании за сезон-2009/2010 матчи посетили 12,9 миллиона человек, арены были заполнены на 92%, а средняя выручка клуба достигла 32,9 миллиона евро; в России — 3 миллиона болельщиков, средняя заполняемость стадионов — 50%, выручка за игровые дни в расчете на один клуб — около 1,2 миллиона евро.