Запись в блоге "Футбольная арифметика".
На этот раз футболом заинтересовалась еще одна компания "большой четверки" - KPMG. Я уже писал об отчете PriceWaterhausCoopers «Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года» и работе первопроходцев в этой сфере - Deloitte - Football Money League. Ждем аналитику от Ernst&Young.
KPMG озаглавили свой отчет "Европейские стадионы – 2011. Перспективы
строительства и эксплуатации футбольных стадионов в Европе". Скачать его
можно тут.
По традиции несколько понравившихся мне графиков и схем.
Начинается отчет с анализа выручки футбольных клубов в разных странах.
Как
видно на графике, выручка за игровые дни, то есть денежные потоки,
которые приносит непосредственно стадион, - составляет лишь пятую часть
выручки клубов "Большой пятерки". Самую большую долю доходов (46%) эти
клубы получают за счет продажи прав телетрансляций. Однако выручка
клубов Восточной Европы (куда относимся и мы) распределяется по-другому.
Из-за невысоких показателей посещаемости, нехватки современных
стадионов и относительно недорогих билетов доля выручки за игровые дни
здесь зачастую ниже 10%.
В отчете присутствует интересный анализ возраста стадионов, который
показывает, что самые "пожилые" стадионы расположены в Шотландии,
Англии, Швеции и Италии.
Разумеется,
возраст стадиона влияет на его способность приносить доход. Еще одним
фактором, влияющим на уровень выручки футбольной арены, является ее
собственник.
Вывод очевидный - частные собственники управляют стадионами более эффективно и зарабатывают больше.
Отдельный
раздел отчета посвящен структуре современных футбольных арен, которая
также определяет их доходность в логичной пропорции - чем большее
количество услуг (в том числе "нефутбольных") может получить болельщик
на стадионе, тем больше будет выручка.
Стоимость строительства стадиона зависит от многих факторов, самый очевидный из них - вместимость арены.
Стоимость строительства в расчете на одно зрительское место обычно
оказывается выше в случае больших стадионов. В первую очередь это
связано с более высокой стоимостью опорных конструкций для большого
верхнего яруса трибун, а также с затратами на вспомогательную
инфраструктуру для обслуживания большого количества зрителей (лифты,
лестницы, парковочные места и т.д.). Еще важно, что для того, чтобы
приносить большую прибыль, крупные стадионы должны предлагать зрителям
большее количество мест премиум-класса с соответствующим уровнем
комфорта. Также, чем больше размер стадиона, тем ниже оказывается
средняя цена за билет (из-за ухудшения обзора игрового поля).
Интересная статистика по стоимости строительства одного места стадиона:
Анализ структуры затрат недавно построенных стадионов показывает, что
20-25% расходов относятся на конструкции и сооружения, примерно 20% на
машинные и электрические установки, и еще 10-15% - на внутренние стены,
двери и оттдедку. Существенные затраты могут быть связаны с сооружением
большой крыши, особенно если она раздвижная. Стоимость игорового поля,
зрительских сидений и турникетов при изменении размера существенно не
изменяется.
Структура затрат для стадионов вместимостью более 60 000 человек с
развижной крышей выглядит так (без учета затрат на землю, планирование и
получение разрешений, финансовые расходы, маркетинг, рекламу, снос,
паркинг, отделку, мебель, инвентарь, оборудование):
Болельщики Ювентуса найдут в отчете подробную информацию о строительстве нового стадиона клуба, открытого в прошлом году.
Отдельное место уделяется России. Во-первых, по мнению специалистов
KPMG, мы вместе с Турцией имеем все шансы сформировать уже не "пятерку",
а "большую шестерку" футбольных стран Европы. На мой взгляд, заявление
несколько смелое, ну да ладно. Во-вторых, в отчете рассматриваются
затраты на строительство стадионов к ЧМ-2018. Этой темой я интересуюсь
довольно давно. С момента победы заявки России на проведение Мундиаля, я
отслеживаю сообщения в СМИ, связанные с расходами по строительству
стадионов. Вот сравнение моих данных и данных KPMG:
Можно сказать, что совпадают только те данные, где разница составляет
меньше 10 млн. (это связано с курсовыми разницами). В остальном, мягко
говоря, не сходится, причем у KPMG все получается на порядок
оптимистичнее. Буду признателен за любые комментарии к этим
расхождениям, желательно - со ссылками на источники информации.
Также специалисты KPMG пришли к выводу, что почти все проекты наших
стадионов недостаточно проработаны: арены строятся с примерно одинаковой
долей VIP-мест, что говорит о "недостаточности усилий по созданию
спортивных объектов с учетом специфики спроса на местах". Так, в среднем
на российских стадионах VIP-ложам отводится 1,51% от общего числа мест.
После реконструкции Большой спортивной арены на 89,3 тыс. мест в
московских "Лужниках" на VIP планируется выделить 1,44 тыс. мест, или
1,61%, на строящемся в Петербурге стадионе "Зенит" на 69,5 тыс. —
1,36 тыс. (1,96%). Для сравнения, на восьми стадионах Украины и Польши,
где пройдет Евро-2012, под VIP-места отдается 4,05% и 2,4%
соответственно. При этом от количества премиум-мест, выручка с которых
традиционно больше, зависит уровень дохода будущей арены (Ъ).
Как-то так.