Два с половиной месяца осталось «Арене Львов», чтобы войти в
историю и принять на своем газоне групповые матчи Евро-2012. О
подготовке и планах управления стадионом к чемпионату много сказано.
Все проекты объекта - уже на завершающих стадиях реализации. Однако, что
ждет стадион после евротурнира? Как удастся арене стать культурным
центром Львова, который к тому же зарабатывает деньги? О послеевровой
жизни «Арены Львов» рассказал директор по эксплуатационным вопросам стадиона
Алексей Жуковин.
- Расскажите о возможностях заработка стадиона после проведения Евро-2012?
- Основными направлениями заработков стадиона будут: проведение
крупных событий с использованием чаши, футбольные матчи и масштабные
фестивали и концерты. Кроме этого, предусмотрено также использование
ресторана, конференц-залов и территории, прилегающей к стадиону. Из
последнего - это использование паркинга под организацию картинга. Вместе
с тем, обдумываем проект парка аттракционов, однако о нем конкретно
можно будет говорить уже после Евро.
- То есть, акцент будет сделан на проведение крупных событий?
- Доходная часть распределяться примерно 50% на 50%. Большие события - это очень хорошо: прибыль от кейтеринга, ресторана, а также
доход от самого контракта на проведение этого мероприятия. Остальную
прибыль будем пытаться получить от конференций, экскурсий, банкетов, а
также от эксплуатации территории возле стадиона.
- Вы упомянули о масштабных концертах. Ведете какие-то переговоры с топ-звездами на организацию таких событий?
- Есть определенные предварительные договоренности, но не хотелось
бы раскрывать все карты. Думаю, после Евро один-два больших концерта в
2012 году мы точно проведем. Они состоятся ориентировочно в конце лета -
начале осени.
- Вам импонирует идея организации на паркинге картинга. Насколько это будет прибыльно для арены?
- Учитывая территорию стоянки и те возможности, которые есть у
стадиона в плане организации питания, мы ставим перед собой задачу
организовать здесь крупнейший в Западной Украине картинг-центр. Я думаю,
его будут посещать не только жители Украины, но и жители соседней
Польши. Это может стать визитной карточкой как стадиона, так и города.
- Кроме картинга, которые еще есть идеи задействовать территорию возле стадиона в нематчевые дни?
- Есть проект еженедельной ярмарки, которая будет примыкать к
стадиону. Похожая идея реализуется в Лондоне возле стадиона «Уэмбли».
Сейчас мы рассчитываем показатели эффективности этого проекта. Здесь
есть свои плюсы и минусы. Позитив - мы используем большую площадь с
коммуникациями. Минус - удаленность от центра города и маршрутов
передвижения людей, т.е. сюда нужно будет специально ехать. А, как
известно, ярмарка - такой формат, который без большого количества людей
не будет функционировать.
- Как собираетесь наладить работу городского транспорта, так,
чтобы до стадиона было комфортно добираться не только в дни матчей, но и
в другие тоже?
- Рядом со стадионом находится торговый центр «Кинг Кросс».
Учитывая те наработки, которые разрабатывались под Евро, мы планируем
интегрировать «Арену Львов» в транспортные маршруты, которые
контактируют с этим объектом. Для общественного транспорта полтора
километра - не дистанция. Кроме этого, планируем, что после Евро мы
интегрируем арену в сетку и других городской маршрутов.
- Ранее рассматривалась возможность запуска к стадиону автобусов, и даже троллейбусов. Насколько эти планы реальны?
- Надо исходить из расчета эффективности. Основная масса людей
посещает стадион преимущественно во время крупных событий. Через полгода
- год у людей формируется устойчивый план того, как лучше добираться к
арене. А поскольку объект будет работать как домашний стадион «Карпат»,
он будет иметь достаточно сложившийся круг посетителей. Каждый из них,
после двух-трех гостин, поймет для себя, как лучше добираться: или
машиной, или шатл-басом, или пешком от ближайшей остановки общественного
транспорта.
- Вы говорили об интеграции стадиона в городскую маршрутную
сеть. Как по этому и другим вопросам организации транспорта
сотрудничаете с городом?
- Во время первого тестового мероприятия на арене у нас было тесное
взаимодействие с городскими службами, согласно той схеме, которая будет
действовать на Евро. Точки отъезда и высадки пассажиров работали именно
там, где они будут функционировать во время чемпионата. Такая схема
имеет немало преимуществ: когда на расстоянии километра от стадиона
располагается точка высадки и посадки пассажиров - это дает нам
возможность распределения потоков болельщиков, а также это значительное
преимущество для безопасности - когда после стадиона люди немного
пройдутся - у них несколько утихнут эмоции. Так удастся снизить
напряженность в городе после крупных футбольных поединков.
Дистанция в полтора километра является оптимальной и для
организации входа на стадион. Когда у нас такое расстояние - мы не будем
иметь проблем с переполненным входом. За время пешей дороги люди успеют
растянуться и прибывать на входы достаточно равномерно. Это позволит
снизить нагрузку на турникетные группы, а также облегчит давление на
стюардов при осуществлении досмотров.
- Какой штат стадиона и изменится ли он после Евро-2012?
- По той системе, что мы работаем, для полноценного
функционирования арены нам нужен штат в количестве около 70 человек. Это
постоянные работники и посменные дежурства, необходимые для
обслуживания систем безопасности и охраны стадиона. После Евро,
возможно, некоторые процессы отойдут другим компаниям на условиях
аутсорсинга. Это случится, когда мы поймем, что нет необходимости в
таком количестве персонала для обслуживания тех или иных систем. Мы
планируем удерживать людей на ключевых должностях и направлениях работы
по проектам, а вся рутина может быть отдана на конкурсной основе
аутсорсинговых компаний, которые имеют необходимый штат, необходимые
мощности и операционные резервы для максимально эффективного
обслуживания стадиона.
- Какой опыт работы имеют работники арены и проходили ли они какое-то обучение?
- Очень трудно найти подготовленных работников для работы на
стадионе, тем более, что таких объектов, как «Арена Львов», в Западной
Украине больше нет. Поэтому первое, что мы сделали - привлекли к работе
более или менее подготовленных специалистов, которые работали в футболе и
в сфере организации крупных мероприятий. Другой наш шаг - задействовать
профессионалов из других сфер, чтобы использовать их опыт при освоении
навыков работы на арене. В работе на стадионе, конечно, есть своя
специфика. Однако профессионалы быстро улавливают ее.
В общем, учитывая тот операционный процесс, мы организовали:
наличие планов, регламента по всем процессам и описание процедур -
выполнение операционной работы формализуется.
- Предусмотрены у вас сотрудники, которые будут заниматься продажей коммерческих площадей, услуг конференц-сервиса?
- У нас будет три основных направления работы на стадионе -
обслуживание арены, управления безопасностью и коммерческая служба.
Последняя имеет ряд отделов, которые работают для привлечения
мероприятий на стадионе и по проектам футбола, концертов, конференций и
т.п.
- Как будет организовано продвижение «Арены Львов»?
- Вопросы формирования имиджа стадиона возлагаются на коммерческий
отдел. Реклама матчей и привлечения болельщиков - лежит в зоне
ответственности футбольного клуба «Карпаты». В свою очередь, мы ставим
перед собой задачу создать максимально комфортные условия на стадионе и
это будет лучшим с нашей стороны решением по популяризации арены для
посещений. Здесь схема такая - за первое посещение отвечает футбольный
клуб, а за последующие - футбольный клуб своей игрой, а стадион - своим
комфортом.
- Планируется изменение цен для входа на футбол?
- За формирование цен на матчи сборной Украины, которые пройдут на
«Арене Львов», отвечает компания УФИ. Относительно Чемпионата Украины -
как будут вести «Карпаты» свою бизнес-стратегию, то думаю, что цены на
некоторые категории билетов увеличатся из-за того, что на стадионе
«Украина» нет мест с таким комфортом, которые есть на «Арене Львов»,
т.е. произойдет диверсификация ценового предложения на билеты. Изменение
стоимости пропусков на матч будет за счет бизнес-мест и скай-боксов.
- Сколько денег нужно на содержание стадиона в год? Когда он сможет зарабатывать на свои операционные расходы?
- Думаю, в 2013 году у нас есть все шансы не быть убыточными. У нас
есть понимание того, как это сделать, есть в наличии необходимый
ресурс. Эти возможности позволят нам удерживать этот объект. Тем более,
что в ближайшие годы у нас не будет необходимости финансирования
инфраструктуры стадиона, поскольку он построен по последним образцам. Мы
можем только улучшить качество комфорта и предоставляемых услуг, а
также саму операционную деятельность.