Рубэ. Стотысячный городок на самом севере Франции, пригород Лилля. Бывший центр угольной промышленности ныне переживает не лучшие с точки зрения экономики времена, и всё же изо всех сил старается заботиться об экологии, немалый удар по которой в свое время был нанесен местными угольными шахтами.
Однако не этим он славен. Раз в год взгляды всех любителей велоспорта прикованы к маленькому велодрому, построенному еще в 19 веке. С тех пор он не единожды реконструировался, однако основные очертания его остались прежними.
Любой, кто хоть сколько нибудь знаком с шоссейными велогонками, сходу назовет три главных события велосипедного сезона - три Гранд Тура: Джиро, Вуэльту, и, конечно, вершину всего - Тур де Франс. Те же, кто хоть немного углубился в тему, несомненно вспомнят про "пять Монументов велоспорта", классические однодневные шоссейные гонки (впрочем, назвать часть их пути "шоссе" и язык-то не всегда повернется).
Это самая длинная из "классик", 300-километровая Милан - Сан Ремо. Льеж - Бастонь - Льеж, по длинным тяжелым подъемам которой гонщики колесят с 1892 года. "Гонка Листопада" по дорогам Ломбардии украшает собой финиш велосезона в каждом октябре, а Тур Фландрии осложняет жизнь спортсменам ненавистной брусчаткой.
Однако брусчатка является визитной карточкой пятой гонки из этого славного списка. Наиболее почитаемой, известной и престижной. Впервые проведенная в 1896 году на призы текстильной мануфактуры города Рубэ, гонка брала паузу лишь во времена двух Мировых Войн. За более чем столетнюю историю старт гонки был перенесен с улиц Парижа в пригород Компьен, сохранив, впрочем, вывеску "Париж-Рубэ".
Однако те, кто хоть раз проехал эти километры, называют ее совсем иначе.
"Северный Ад".
Протяженность гонки всегда колеблется в районе цифры 250 километров. И всё бы ничего, но более полусотни из них проходят по брусчатке. Самый короткий участок - лишь сотня метров, самый продолжительный кусок - под четыре километра.
Часть дорог дошли до наших времен еще с эпохи Наполеона. Некоторые представляют историческую ценность (или просто не соответствуют современным требованиям) и открываются для проезда только один день в году. День гонки Париж-Рубэ.
Какой велосипед вы выберете чтобы выехать на брусчатку? Горник с мягкой подвеской? Вам будет уютно и комфортно, но в скорости вы проиграете очень сильно. Гонщики выходят на трассу на обычных шоссеных байках, которые позволяют развить максимальную скорость, но каждый новый булыжник сопровождается отдачей по всему телу. Сумеете ли вы удерживать в уставших руках ходящий ходуном руль, пытаясь выжать из непослушных педалей всё что можете?
Скажите, любите ли вы падать с велоспеда на большой скорости? Никто не любит. Что ж, тогда вам придется быть очень аккуратным. Сцепление шин с отполированной за десятки и сотни лет брусчаткой, покрытой слоем мелкой пыли, оставляет желать лучшего. Грунтовка же никогда не позволяла рассчитывать на комфортную езду.
Что касается собственно брусчатки - за ней бережно ухаживают. Ямы на дороге никому не нужны, но и облегчать жизнь гонщикам в планы организаторов не входит.
Каждую весну сотни добровольцев разных возрастов выходят на трассу гонки чтобы подлатать прорехи. Работают на совесть, брусчатка лежит долгие годы. Главная беда для "полотна", по словам директора гонки, - зрители, каждый из которых норовит урвать булыжник на память.
Итак, вы решили выйти на старт Париж-Рубэ. Что вам нужно сделать в первую очередь? Первым делом нужно попросить у небес хорошей погоды. В сухой солнечный день вы отделаетесь лишь тем что наглотаетесь пыли.
Ну а если апрель ниспослал на север Франции сырость и слякоть - тут уж придется еще тяжелее.
Плюс ко всему в апреле бывает холодно даже в этих краях. Ехать по уши в грязи под дождем при температуре немногим выше нуля - удовольствие не из изысканных.
Гравийные же дороги вовсе становятся похожими на дорожки для велокросса.
Булыжники брусчатки создают немалое сопротивление движению. Эффект очень похож на то, будто вы едете в гору. С небольшим дополнением - ваш велосипед при этом трясет как самолет в зоне турбулентности. Нередко гонщики жмутся к обочине, пытаясь избавиться от невыносимой тряски, пусть даже ценой потери времени на гравии и в траве.
Одна из многочисленных легенд, связанных с этой гонкой, гласит, что культовая личность в мире велоспорта, Бернар Ино, единственный спортсмен, как минимум дважды побеждавший на каждом из Гранд Туров, после победы на Париж-Рубэ 1981 года, поднимаясь на пьедестал, произнес: "Как же я ее ненавижу!"
В конце пути гонщиков ждет "круг почета", финишные 750 метров по полукилометровому овалу Велодрома Андрэ Питриё.
О престижности этой гонки говорит хотя бы тот факт, что победитель "Северного Ада" получает в зачет Мирового Рейтинга 100 очков. Победитель этапа легендарного Тур де Франс - лишь 20.
Лишь двум гонщикам удавалось побеждать на французской брусчатке четырежды. Этой весной к Роджеру де Влэминку присоединился Том Бунен, одержав победу благодаря смелому и дерзкому отрыву за 60 километров до финиша.
В качестве чемпионского трофея победитель гонки получает кусок брусчатки. Для многих спортсменов этот приз дороже любых кубков и медалей. На фото знаменитый Фабиан Канчеллара целует заслуженный приз после своей победы в гонке 2010 года.
Победитель 2007 года, австралиец Стюарт о'Грэди, описал свои эмоции от гонки очень коротко: "Я страдал, как никогда прежде. Но боль закончится, воспоминания останутся навсегда"
Чтобы подвергнуть себя такому испытанию - нужно быть решительным спортсменом, уверенным в своим силах. Готовы ли вы?