Попасть на стройплощадку стадиона на Крестовском острове без проблем может разве что премьер-министр. Что Дмитрий Медведев и сделал на днях, дав нагоняй всем за разгильдяйство. Корреспондента же «ССФ» остановили на подступах. Правда, и так было видно, что шевелится один кран из двенадцати, а работяга на проходной выдал тайну: на площадке трудятся человек 300, а могло бы 1500…
Почему столь разрекламированная стройка затянулась на долгие годы и конца ей не видно? В этом мы и попытались разобраться.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
28 декабря 2004 года выходит постановление правительства
Санкт-Петербурга «О реализации проекта по строительству нового
футбольного стадиона в западной части Крестовского острова». Основным
партнером города в рамках проекта становится «Газпром». Планируемая
вместимость арены – 50 тысяч зрителей. Предварительная стоимость –
2,5 млрд руб. Ориентировочные сроки окончания строительства – конец
2008 года.
МИЛЛИОН ПРОЦЕНТОВ УВЕРЕННОСТИ
В 2005‑м выясняется, что Крестовский остров назначен местом
реализации проекта без предварительных изысканий. Расчеты специалистов
показали, что затраты на снос старого стадиона и сооружение нового могут
оказаться значительно выше предполагавшихся. Под вопросом оказывается
даже техническая возможность строительства.
– Разборка стадиона имени Кирова и возможная намывка территории –
очень тяжелая процедура, требующая сумасшедших сумм. На Крестовском
острове нельзя построить стадион, отвечающий современным требованиям,
там недостаточно места для такого проекта, – утверждает глава КГИОП*
Вера Дементьева.
17 апреля перед матчем «Зенит» – ЦСКА губернатор Валентина
Матвиенко и глава «Газпрома» Алексей Миллер объявляют, что стадион все
же будет построен на Крестовском. Строительство будет вестись из бюджета
города за счет налоговых отчислений «Газпром нефти» после
перерегистрации компании в Санкт-Петербурге. 27 декабря тогдашний глава
спорткомитета Санкт-Петербурга Вячеслав Чазов делает опрометчивое
заявление. «Я на миллион процентов уверен, что уже в 2009 году «Зенит»
будет играть на новом стадионе. Но, возможно, удастся успеть и к
2008‑му», – мечтает Чазов.
ЛЕТАЮЩАЯ КАСТРЮЛЯ
23 августа 2006 года экспертная комиссия выбирает проект всемирно
известного японского архитектора Кисе Курокавы под условным названием
«Космический корабль». Детище Курокавы рассчитано на 62 тысячи зрителей,
оборудовано выдвигающимся за пределы арены полем, по образцу домашней
арены «Шальке-04», и крышей, которая будет складываться на манер веера.
Бюджет строительства рассчитан практически до копейки – 6 млрд 451 млн
214 тыс. 290 руб. Позже его назовут неоправданно низким. Японский
зодчий, мол, совершенно не учитывал российские реалии. Срок окончания
работ – 15 декабря 2008 года.
27 октября Курокава представил градостроительному совету Петербурга
доработанный проект. Выдвижные эвакуационные лестницы заменены
стационарными, остеклены проемы в стенах, чтобы зрители не мерзли
на ветру зимой, изменена конструкция опор. Стадион утратил воздушность
и подорожал на 13 млн долларов. Злые языки поговаривали, что летающая
тарелка, которую своими контурами напоминал исходный проект,
превратилась в кастрюлю.
ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ
Демонтаж стадиона имени Кирова доверили дочерней структуре
«Газпрома» – ООО «Мосстройтрансгаз». Московская компания вызвалась
снести стадион за минимальную цену – 139 млн руб. Стадион снесли
к ноябрю. Зрелищные кадры демонтажа колоссальных башен освещения одного
из самых больших стадионов СССР показали все местные и центральные
телеканалы. Теперь можно сказать, что это единственный этап грандиозной
стройки, выполненный в срок.
В декабре 2006 года объявлен победитель конкурса на реализацию
проекта. К удивлению многих, подрядчиком становится не зарубежная
компания, обладающая опытом сооружения футбольных стадионов, а ООО
«Синтез-СУИ». Сумма контракта – 6,666 млрд руб. Один из владельцев
компании – стройхолдинг СУИ, в свое время возведший здание «Газпрома»
в Москве.
ПЕРВЫЕ МИЛЛИАРДЫ НА ВЕТЕР
Начало строительства совпадает с изменениями в структуре
генподрядчика. Компанию выкупает новый собственник, и она меняет
название на «Авант». Через полтора года генподрядчик освоит более 4 млрд
руб., потратит 1,5 млрд своих кровных в счет будущих поступлений
от заказчика, но толком ничего не построит, лишь приступит к сооружению
свайного поля. Встанет вопрос о смене строителя. Формальная причина –
четырехкратное (!) удорожание проекта.
12 октября 2007 года в Токио от сердечного приступа умирает Кисе
Курокава. Вскоре со всех сторон посыпались упреки, мол, у проекта масса
недоработок. Окончание строительства впервые перенесено на год.
– Бюджет необоснованный – японское архитектурное бюро подсчитало
стоимость работ на коленке. В Петербурге строительство стадиона
обойдется дороже, чем в Европе, из-за особенностей грунта и демонтажа
старого стадиона, – заявил президент «Зенита» Александр Дюков.
– Почему Курокава решил, что за эти деньги можно построить стадион
в таком месте, для меня загадка, – удивлялся гендиректор «Аванта»
Григорий Фельд-ман в интервью «Деловому Петербургу».
Ответить
на критику японец, понятное дело, не мог. Предъявить претензии Фельдману
тоже не получится. В декабре 2008 года, через месяц после отказа
администрации города от сотрудничества с «Авантом», бизнесмен погиб
в ДТП на шоссе в Ленинградской области.
НОВЫЕ СТРОИТЕЛИ
Повторный конкурс выигрывает подконтрольная Олегу Дерипаске
компания «Инжтрансстрой». Сумма контракта в рамках конкурса составляет
уже 18,6 млрд руб. Подразделение «Трансстроя» вызвалось осуществить
работы за 13 млрд, но вскоре заявило, что проект стоит гораздо больше.
В 2009‑м строительство движется на удивление хорошими темпами
и почти не отстает от нового графика (завершение работ – в 2010 году).
В марте полностью закончены подземные работы, начинается возведение
трибун.
– Нулевой цикл полностью завершен, и теперь стройка пойдет более
быстрыми темпами. Средств будет выделено столько, сколько сможет освоить
подрядчик, но общая сумма должна строго соответствовать заключенному
контракту, – предупреждает губернатор Валентина Матвиенко.
К 2010 году на стрелке Крестовского острова уже вырисовываются
контуры будущей арены, однако комитет по строительству корректирует
проект. Рабочая группа во главе с вице-губернатором Романом Филимоновым
разрабатывает техническое задание с целью повысить статус арены.
На увеличение бизнес-зон, изменение их расположения и расширение
проходов для зрителей предполагается потратить еще 1 млрд руб.
– В старом проекте допущена ошибка: все VIP-зоны вынесены наверх,
на седьмой уровень. Это некомфортно – слишком высокая точка обзора.
Теперь VIP-зоны будут располагаться на уровне 10–12 м и к ним будут
подходить рестораны, комнаты для переговоров и так далее. Чья была
ошибка, я не знаю, – говорил гендиректор «Инжтрансстроя» Илья Левин,
впоследствии написавший заявление по собственному желанию, ссылаясь
на состояние здоровья.
ЕСЛИ БЫ НЕ ЧЕМПИОНАТ МИРА…
2010 год рассеивает робкий позитив относительно темпов
строительства. Россия борется за право принять чемпионат мира. Новый
питерский стадион – неотъемлемая часть заявки, а значит, нуждается
в перепроектировании.
– Изменения в первоначальный проект были внесены, чтобы иметь
возможность принять полуфинал ЧМ и в связи с изменением норм ФИФА и УЕФА
по безопасности проведения матчей, – объясняет «ССФ» председатель
комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга Вячеслав
Семененко.
Конкурс на перепроектирование вы-игрывает МНИИП «Моспроект-4».
С самого начала отношения заказчик – проектировщик – подрядчик далеки
от идеальных.
– Объект непростой, у нас споры с генеральным подрядчиком
по работам и стоимости. Замечания заказчика не устраняются. Но это
вопросы производственного характера, – утверждает Семененко.
Сроки
сдачи объекта снова отодвигаются – речь идет уже о конце 2011 года.
Согласованная стоимость – 24 млрд руб. Петербуржцы привыкли к стройке
в устье Невы, а воображение легко трансформирует ее в черную дыру,
пожирающую время и деньги. Исходный проект приходится менять чуть ли не
на 75%.
«ЗИМОЙ ПОД КУПОЛОМ БУДЕТ +12 ГРАДУСОВ»
– В результате корректировки число зрительских мест увеличилось
до 68 тысяч во время футбольных матчей и до 84 тысяч – во время
концертно-зрелищных мероприятий, чего не было предусмотрено
первоначально. Повышена безопасность. Вместо металлических
конструктивных решений трибун решено использовать железобетонные,
сделать угол наклона трибун более вертикальным для оптимального обзора
поля и заменить конструкции крыши. По предложению «Зенита» в новом
проекте предусмотрен прогрев пространства под куполом в зимнее время.
В чаше стадиона будет поддерживаться температура на уровне не менее плюс
5 градусов, а во время мероприятий – не менее плюс 12, – хвастает
Семененко.
КРЫША ПОЕХАЛА
В декабре 2010 года «Моспроект-4» отправляет в Главгосэкспертизу
новый проект. Он тоже вызывает немало нареканий. Забракован
первоначальный вариант конструкции крыши как ненадежный в условиях
повышенной снеговой нагрузки, а главное, заказчика совершенно
не устроила смета – 40 млрд. Импортный металл и отделочные материалы
заменены отечественными. Это позволяет снизить расчетную стоимость
до «каких-то» 33 млрд. После споров с заказчиком «Инжтрансстрой»
согласился на сумму 28,7 млрд. Новый срок завершения работ – ноябрь
2012 года. Он до сих пор значится на щите «Трансстроя» у ворот
стройплощадки, хотя всем понятно, что раньше 2014 года строительство
стадиона не будет закончено.
Пока проектировщики корпят над новыми чертежами крыши, техника
на Крестовском простаивает без дела. В 2011 году из-за постоянных
задержек поступления проектной документации стройка почти не движется.
Одновременно на стройплощадке работают 300 человек, а могли бы – в пять
раз больше. Более того, время от времени приходится разбирать отдельные
конструкции, чтобы привести их в соответствие с новым техзаданием. После
долгих мучений генпроектировщик в начале этого года отдает
на экспертизу проект с исправленной крышей.
– Мы свои расчеты сделали и передали заказчику, – говорит главный
архитектор «Моспроекта-4» Дмитрий Буш. – Конструкции стадиона
удовлетворяют требованиям заказчика и ФИФА. Смета – вне зоны нашей
ответственности, но она уж точно не уменьшилась, так как увеличился
объем несущих конструкций крыши и потребуется больше металла.
«СТАДИОН ГОТОВ НА 35%»
Заключение Главгосэкспертизы по технической части проекта получено
в конце мая. Осталось понять, сколько теперь стоит все удовольствие.
Генеральный директор «Трансстроя» Игорь Панкин говорит о 44 млрд руб.,
но понятно, что без поддержки федерального центра администрация
Петербурга такую сумму не согласует. Если генподрядчик упрется, придется
тратить время на новый конкурс, а стройка в перспективе неизбежно
подорожает. В ожидании новой сметы движение по ту сторону забора вокруг
будущей арены снова замирает, хотя строительство не останавливается
полностью.
– Работы все это время велись на тех участках, которые получили
положительное заключение экспертизы и не подвергались изменениям.
Сегодня готовность стадиона – 35%, – сообщили корреспонденту «ССФ»
в комитете по строительству. – Остается установить 60 тысяч кубов
железобетонных конструкций, выполнить монтаж металлоконструкций
раздвижной крыши, а дальше можно заниматься отделкой и благоустройством.
Оптимизация сводно-сметного расчета в завершающей стадии. Окончательная
стоимость проекта прояснится после заключения экспертизы.
СПАСЕТ ЛИ СТРОЙКУ ГОСУДАРСТВО?
Все сроки на подсчет сметы вышли, но объявлять, во сколько теперь
обойдется стадион, пока никто не торопится. Дело в том, что по закону,
если новый проект окажется более чем на 10% дороже предыдущего, город
будет обязан объявить новый конкурс по выбору генподрядчика. Делать
этого в Смольном категорически не хотят, но, как сообщил вице-губернатор
Игорь Метельский, видимо, придется. Есть вероятность, что
к финансированию все-таки подключится государство, что подтвердил
губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
– Стадион должен стать украшением города. К сожалению, это будет
дорогое украшение. Возможно, мы обратимся за поддержкой к федеральному
центру, – заявил губернатор.
На неопределенность с новой сметой
повлияла и ситуация с генпроектировщиком. Город пока не продлил контракт
с «Моспроектом-4», а ведь институт не закончил выдавать проектную
документацию.
– У комитета накопились претензии к генеральному проектировщику
в части сроков и качества выполнения работ. Но «Моспроект-4» наработал
ряд проектных материалов, и сейчас мы обсуждаем, каким образом
осуществлять их передачу. Ведется работа по подготовке продления
контракта с «Моспроект-4», – поясняет Семененко.
«ЭТО НЕ ДОЛГОСТРОЙ, ЭТО ПОЗОР»
Так когда же наконец будет достроен стадион? К самому сложному –
монтажу кровли – можно приступать только после всех согласований. Работа
над раздвижной крышей займет порядка двух лет. Если смена генподрядчика
пройдет безболезненно, а в конструкцию стадиона не будет внесено новых
изменений, Петербург может получить стадион к началу 2015 года. Времени
до момента предъявления готового стадиона комиссии ФИФА остается не так
много. Уже в 2017 году новая арена должна принять матчи Кубка
конфедераций – репетиции футбольного мирового первенства 2018 года. Есть
отчего впасть в отчаяние.
Первого сентября стройплощадку на Крестовском острове посетил премьер-министр Дмитрий Медведев.
– Это не просто долгострой, это позор! – сказал российский премьер
представителям городской администрации и добавил, что за два года,
с момента как он посещал стройку в последний раз, мало что изменилось,
а без серьезных оснований Москва не выделит денег на объект.
МНЕНИЕ
Англичанин Джон Барроу, возглавляющий всемирно известное бюро
спортивной архитектуры Populous, занимающееся в России проектами нового
стадиона в Казани и главной олимпийской арены в Сочи, пришел в ужас
только от одного упоминания о питерском долгострое.
– Петербургский стадион – это катастрофа. Его стоимость постоянно
увеличивается. Большие комплексы надо заказывать людям, которые умеют
их строить и делали это не один раз. Стадионы обходятся недорого только
в том случае, когда проект хорошо проанализирован и понятно будущее
применение арены, – сказал Барроу в интервью The Village.
А КАК НАРОД?
Затягивание сроков строительства и выделение колоссальных средств
из бюджета города не могло не вызвать раздражение петербуржцев. 1 апреля
2012 года активисты движения «Гражданская ответственность» принесли
к дверям городского комитета по строительству макет стадиона, обклеенный
денежными купюрами. Макет распилили ножовками под аплодисменты
собравшихся и случайных прохожих. Участники акции заявили, что
не допустят продолжения неприкрытого грабежа жителей Петербурга и что
хотят увидеть игру любимой команды на новом стадионе.