У стадиона «Зенита» появится конкурент по стоимости
У будущего стадиона «Зенит-Арена» вполне может появиться конкурент за звание самого дорогого стадиона в мире — спортивный комплекс «Динамо» в Москве.
Накануне подписания нового контракта с застройщиком "Зенит-Арены" компанией «Трансстрой» и разговоров о возможном удешевлении сметы, представители проектировщика арены УП МНИИП «Моспроект-4» утверждают, что стоимость любого стадиона нужно оценивать исходя из целого комплекса его технических особенностей.
— Сумма может быть любой — хоть 20 млрд рублей, хоть 40 или 60 млрд, — прокомментировали «Известиям» Дмитрий Буш, главный архитектор «Моспроект-4». — Все зависит от технического задания и тех конструкторских решений, которые необходимо реализовать в проекте. Это и инженерная подготовка, и архитектура, система выкатного поля, раздвижная крыша, искусственный климат. Без них стадион будет проще и дешевле, но в этом случае речь не идет об арене мирового уровня.
Самые крупные арены чемпионата мира который пройдет в России — это стадион в Лужниках (85 тыс. зрителей) и стадион «Зенит» (69 тыс. зрителей). Остальные девять объектов рассчитаны не более чем на 46 тыс. зрителей. По расчетам консалтинговой компании KPMG, именно после порога в 45 тыс. зрителей стоимость сооружения растет по экспоненте и уже не может быть ориентирована на «среднюю стоимость» одного зрительского места.
При этом все стадионы выполнены или проектируются с традиционным функционалом, без инженерных излишеств и конструкций. Проекты строящихся стадионов, в том числе «Спартака» и «Рубина» не предусматривают конструкции крыши — только навес над трибунами. Их инженерное решение также достаточно консервативное: нет навесных конструкций стен чаши стадиона и выкатных футбольных полей. В настоящее время арен с технологией закрывающейся кровли и выдвижным полем только три: «Фелтинс-Арена» (стадион «Шальке»), «Гелредом» в голландском городе Арнхайме (28 тыс. зрителей), «Юниверсити Финикс» в США. Нужно учесть, что все эти стадионы меньше по вместимости и находятся в более южных широтах, чем "Зенит-Арена". Такое географическое положение позволило существенно облегчить их конструкцию. В отличие от этих сооружений стадион «Зенита» рассчитан исходя из снеговых нагрузок — 200 кг на кв. м.
Проектирование происходило с учетом ошибок коллег: В 2010 году из-за снегопадов крыша «Фелтинс Арены» дважды проваливалась.
Группа независимых аналитиков при помощи крупнейшей консалтинговой компании KPMG выяснила, что самой дорогой спортивной стройкой может стать отнюдь не зенитовский стадион, а спорткомплекс «Динамо» (ВТБ-Арена). Напомним, на сегодняшний момент смета первого составляет 44 млрд рублей, а второго — 23,25 млрд рублей. По мнению экспертов из KPMG, если убрать из стоимости «Зенит-Арены» те конструктивные решения, которых нет на «Динамо», — раздвижную крышу (1,2 млрд рублей), устройство выкатного поля и моста над ним (2 млрд рублей), строительство причала на Крестовском острове и многое другое, то смета уменьшится до 37,45 млрд рублей. Кроме того, нужно учесть, что в проект строительства спортивной арены ФК «Зенит» входит порядка 70 тыс. кв. м площадей коммерческого назначения, которые по проекту «Динамо» предусмотрены в отдельных сооружениях комплекса — за отдельные деньги. Стоимость всего комплекса сооружений «Динамо», по расчетам аналитиков, составит 46,5 млрд рублей.
Также аналитики заявляют, что строительство стадиона «Зенит» уже находится в той фазе, когда все нюансы проекта выяснены и учтены, все детали просчитаны. Проект стадиона «Динамо» имеет лишь оценочную стоимость строительства, укрупненное проектное решение, которое уже сейчас пересматривается (по заявлению руководства «ВТБ Арена»). В результате дальнейшей проработки и детализации проекта, как показывает практика, стоимость работ может вырасти в цене.
— Стадион «Динамо» даже не прошел экспертизу, так что это во многом виртуальный проект, его стоимость оценить просто невозможно, — говорит Буш.
Еще один аспект, который нужно учесть: стадион «Зенит» является объектом государственного финансирования. «Динамо» — это инвестиционный проект. На момент старта проекта инвестор может поражать воображение общественности грандиозностью замыслов, а позже отказаться от некоторых функциональных или декоративных особенностей, сократить и упростить первоначальный план.
Инвесторы «Динамо» уже пошли по этому пути — макет стадиона, выигравший конкурс, в своем решении содержал раздвижную кровлю. Сегодня инвестор отказался от нее. Первоначальный проект подразумевал сохранения исторической части фронтона стадиона — но строители практически полностью снесли стадион, сохранив лишь детали старого здания.
Сегодня «ВТБ Арена» заявляет о сокращении емкости стадиона, вероятно, следующим шагом инвестора станет отказ от заявленной площади в 200 тыс. кв. м спортивной части здания арены.
Банк ВТБ в 2009 году объявил о приобретении 75% ЗАО "УК "Динамо"" и его имущества — стадиона на севере Москвы и девелоперского проекта "Петровский парк" по строительству по соседству жилья, офисов и гостиниц. Сегодня собственником земли, где ранее находился стадион "Динамо" и девелоперским проектом "Петровский парк" является ЗАО "ВТБ Арена".