Показатель средней посещаемости матчей чемпионата России – величина в последние годы на удивление стабильная.
Можно бы этому обстоятельству и порадоваться, но, к сожалению, без роста посещаемости нет никаких причин говорить о том, что отечественный футбол прогрессирует.
Общая динамика примерно такова. За первые 10 лет существования
самостоятельного чемпионата России, пока страна думала только о
выживании, а футбол был беден, но по инерции горд, интерес к игре вырос
примерно вдвое: с 5998 зрителей в сезоне-1992 до 12355 в 2001-м.
Следующее десятилетие принесло российскому футболу большие (огромные,
гигантские, фантастические – определение на ваш выбор) деньги, но, как
ни странно, не добавило зрителей. Самые высокие цифры средней
посещаемости зафиксированы в 2007 году – единственном, когда этот
важнейший показатель перешагнул отметку 13 тысяч болельщиков в среднем
на матче (13108, если точнее).
Но вообще точкой отсчета вот уже который
год подряд являются 12 тысяч – плюс-минус тысяча. Скажем, последние три
сезона выглядят в этом разрезе так:
2010.............. 12402
2011/12......... 12904
2012/13......... 12734
Для сравнения приведем показатели средней посещаемости ведущих европейских чемпионатов в сезоне-2011/12.
Германия.... 45116
Англия......... 34601
Испания...... 28403
Италия......... 22493
Стоит при этом отметить, что отношение к «цифре раздора» у нас
принципиально разное. В России она абстрактна, оторвана от реалий и
часто пригодна только лишь для форм различной отчетности. Поэтому
болельщиков у нас принято считать «на глазок», округляя и чаще всего
завышая базовый показатель.
В Европе каждый зритель, пришедший на футбол
или, напротив, охладевший к нему, пахнет деньгами. Он совершенно
конкретен, этот человек, он осязаем, у него есть имя, социальный статус и
кошелек. Он – одна из несущих опор жизнедеятельности любого
профессионального клуба, важнейший источник дохода. Поэтому цифрам
средней посещаемости, которыми оперируют в цивилизованной футбольной
Европе, нужно верить.
Футбол России, по-прежнему сидящий на дотационной игле, к зрителю, в
сущности, безразличен. От количества болельщиков размеры губернаторской
(президентской, мэрской) помощи прямо не зависят. И это – главная
причина стагнации.
Россия, если не брать в расчет частные клубы, за
зрителя не борется, он ей неинтересен. А вот соседней Украине, например,
- очень даже интересен, потому что в украинской премьер-лиге нет ни
одного клуба с невнятной формой собственности.
Там в футбол играют
только частные деньги, поэтому зритель – считанный. И когда средняя
посещаемость матчей чемпионата Украины растет в течение года сразу на 22
процента (сезон-2010/11 – 9225 зрителей, сезон-2011/12 – 11295), клубы
начинают жить лучше. Соответственно, и обратная зависимость вполне
материальна.
Календарь нынешнего сезона РФПЛ загоняет пару туров в жестяной декабрь.
Футболисты с активной жизненной позицией (Роман Широков, например)
давно высказались по теме, не особо стесняясь в формулировках. Понять их
можно – что за радость гонять мяч по сугробам и рвать непрогретые
мышцы?
Зритель тоже голосует против, но его пока не никто не слышит.
Услышат в декабре, когда где-нибудь в Перми или в Казани при «минус 15»
футболисты сыграют сами для себя. Правда, пару декабрьских туров лига,
вполне вероятно, перетащит на весну, но по просьбе главного тренера
сборной России Фабио Капелло, а не в интересах футболистов и зрителей.
Средняя посещаемость и за ноябрь успеет сползти вниз, конечно, но это неважно.