Стоимость постройки стадиона «Зенит» в Санкт-Петербурге превысит 43 миллиарда рублей. Столь высокая сумма — следствие амбиций построить лучший стадион в Европе и невероятного стечения обстоятельств.
История самого известного российского долгостроя — стадиона «Зенит» на Крестовском острове — может войти в учебники по управлению строительством.
Сроки строительства переносились уже много раз, завершение стройки отодвинулось уже на шесть лет. Бюджет превысил первоначальные ожидания властей Санкт-Петербурга более чем в пять раз.
За семь лет реализации проекта с ним произошло, кажется, уже все, что
могло случиться: многочисленные смены проектировщиков, подрядчиков и
заказчика, постоянные перепроектирования и частичный демонтаж
построенного.
Этой осенью проект получил еще один шанс. Стройка вновь началась, ее
завершение запланировано теперь на сентябрь 2015 года. Окончательную
стоимость строительства должна определить в декабре «Главгосэкспертиза»:
ожидается, что новая смета потянет на 43,8 млрд рублей. В декабре свои
результаты расследования должна опубликовать и Счетная палата.
Семь бед, один ответ
Проект начинался оптимистично. В 2006 году провели международный
архитектурный конкурс, где победила концепция известного японского
архитектора Киши Курокавы. Японец
предложил построить стадион в виде летающей тарелки и обещал, что
стоимость уложится в заявленные администрацией Санкт-Петербурга 250 млн
долларов. У экспертов сразу возникли сомнения, что столь сложный стадион
с огромной раздвижной крышей размером 150 на 90 метров и выдвигаемым за
пределы стадиона полем можно построить за такие деньги. Однако
знаменитый японец заверил, что это совершенно реально.
В 2007 году началось строительство. Генеральным подрядчиком была
выбрана компания «Авант», специально созданная под этот проект и не
имевшая опыта. Строить начали без утвержденного плана и сметы
строительства. «Авант» параллельно со стройкой руководил и работами по
созданию полноценного проекта на основе концепции Курокавы. Уже через
год подрядчик потратил почти весь выделенный на стройку бюджет, но смог
только сделать проект и построить энергоцентр, причал для грузов и часть
свайного поля. К этому моменту стройку «осметили» в
«Главгосэкспертизе», и оказалось, что полная стоимость превысит 23 млрд
рублей. Госконтракт с подрядчиком был расторгнут в ноябре 2008 года.
Второй заход на стройплощадку был более цивилизованным. На аукцион
выставили подряд на строительство с уже готовыми проектом и сметой.
Победила компания «Инжтрансстрой», предложившая 30-процентное снижение
по отношению к стартовой цене в 18 млрд рублей. Возвести стадион
планировалось в 2011 году, и потому уже в начале 2009-го стройка
закипела, на площадке работало 1,5–2,5 тыс. человек. Однако в начале
2010 года становится понятно, что проект будет пересмотрен, и стройка
затихает.
Первая причина пересмотра проекта связана с тем, что Россия подала
заявку на проведение чемпионата мира по футболу. В Санкт-Петербурге
планировали провести полуфинал, а для этого необходимо было увеличить
вместимость стадиона с 62 тыс. человек до 67 тыс. Другая причина в том,
что будущий оператор стадиона — футбольный клуб «Зенит» — решил,
наконец, разобраться, какой стадион ему нужен, и заказал исследование
консалтинговой компании IMG. Отчет консультантов, до того принимавших
участие в проекте строительства лондонского стадиона «Уэмбли», показал,
что строят в Питере совсем не то. Новый стадион не будет соответствовать
требованиям УЕФА. Чтобы он был коммерчески успешен, его надо
кардинально изменить: повысить комфортность, резко увеличить количество
лож и ресторанов и т. д.
В апреле 2010 года комитет по строительству Санкт-Петербурга проводит
конкурс на перепроектирование стадиона, и его выигрывает столичный
«Моспроект-4». Проект выходит из экспертизы в конце года: новая цена —
33 млрд рублей. Подрядчик демонтирует ряд теперь уже ненужных элементов
стадиона.
В скором времени оказывается, что нужно еще одно перепроектирование,
чтобы привести в соответствие рабочую документацию. Кроме того, власти
Санкт-Петербурга все-таки решились на изменение проекта крыши. О том,
что он далек от оптимального, знали и раньше, но до последнего не хотели
менять, так как металл для крыши уже был закуплен.
В мае 2012 года проект прошел «Госэкспертизу», но к этому времени уже
фактически поменялся и сам заказчик стройки. В августе 2011 года кресло
губернатора Санкт-Петербурга вместо Валентины Матвиенко занял Георгий Полтавченко.
Новая команда стала разбираться, что же делать со стройкой.
С «Инжтрансстроем» был подписан новый договор, по которому стадион
должен быть построен к сентябрю 2015 года. Новая сметная стоимость
станет известна в декабре: ожидается, что она составит 43,8 млрд рублей.
С учетом дисконта подрядчика 6 млрд рублей городу стадион обойдется
примерно в 37 млрд.
Почему так дорого?
Стоимость стадиона «Зенит» составит более 13 тыс. евро за одно
зрительское место. По данным KPMG, средняя стоимость строительства
стандартных европейских стадионов 4–6 тыс. евро за место. Даже
фешенебельный лондонский 90-тысячный «Уэмбли» стоил чуть более 10 тыс.
евро за место. Почему же «Зенит» так дорог?
Есть целый спектр ответов на этот вопрос. В России более жесткие
строительные требования к стадионам, и потому проект объективно требует
большего количества материалов. У нас по-разному с Европой считается
стоимость стадиона: в смету «Зенита» включены не только затраты
подрядчика, но и расходы на проектировщика и заказчика, а также совсем
уж посторонние вещи. Например, учитывается постройка находящегося рядом
причала (полмиллиарда рублей) и концертное оборудование.
В Санкт-Петербурге очень сложные грунты: для того чтобы построить на
болотистом основании стадион, пришлось забить более 12 тыс.
дорогостоящих буронабивных свай на глубину 30 метров. Известный
питерский климат с обильными снегопадами, большой влажностью и большими
ветровыми нагрузками (стадион находится на берегу Финского залива) тоже
объективно удорожает стройку.
Смета росла и из-за многочисленных перепроектирований. Тему расходования средств на объекте сейчас проверяет Счетная палата.
И еще один, наверное, самый важный фактор: в Питере решили построить
чуть ли не лучший в мире стадион. По крайней мере в Европе ему не будет
равных. Это ведь не просто один из крупнейших европейских стадионов.
Это, по сути, всесезонный крытый спортивный зал на 67 тыс. зрителей.
Аналоги есть только в Северной Америке — крупные баскетбольные и
хоккейные арены ценой порядка миллиарда долларов (см. «Сравнивать
"Зенит” с европейскими стадионами некорректно»).
На стадионе «Зенит» дорогостоящая крыша (вся конструкция стоит
порядка 5 млрд рублей) и системы искусственного климата. Футбольное поле
выкатывается со стадиона целиком, чтобы лучше росла трава (более 1 млрд
рублей). Чтобы такое стало возможным, пришлось под трибунами сделать
огромный проем с пролетом 100 метров. Еще есть более 50 лифтов и десятки
тысяч метров коммерческих площадей. Наконец, в смету входит
светомузыкальное оборудование последнего поколения для концертов (1,5
млрд рублей). И вообще, в эту смету заложена очень дорогая инженерия
только от лучших производителей. Стадион строят по самому дорогому
разряду. Если в его смете оставить только расходы как на типичный
европейский стадион, то «Зенит» получился бы не дороже своих собратьев
из Европы.
С какой стати дотационный Санкт-Петербург с годовым бюджетным
дефицитом в 25 млрд рублей стал строить лучший в Европе стадион за
миллиард евро? Ответ прост. Фактически стадион возводит для своей
футбольной команды «Газпром». Между городом и корпорацией еще в тучные
докризисные времена было заключено пакетное соглашение. Одна из его
частей: «Газпром» регистрирует в Санкт-Петербурге несколько своих
«дочек», и с полученных дополнительных налогов строится, в частности,
стадион. Глава газовой монополии Алексей Миллер
утверждает, что за эти годы город получил денег на несколько стадионов.
Но в бюджете денег все равно мало, и городские власти не прочь еще
получить денег или с «Газпрома», или из федерального правительства, как
другие принимающие чемпионат мира по футболу города.
Можно ли сегодня сэкономить какие-то деньги на проекте? Сейчас в
Санкт-Петербурге работает городская комиссия по оптимизации бюджета
стадиона «Зенит». Уже приняты решения отказаться от отделки части
помещений за счет бюджета. Отказались и от покупки оборудования в сотни
миллионов рублей для ресторанов и кафе. Можно отказаться от концертного
оборудования, переложив эти затраты на оператора стадиона.
Однако кардинально снизить цену уже вряд ли удастся — поздно.
Невозможно отказаться от дорогостоящего выкатного поля — затраты по нему
уже произведены. Бессмысленно отказываться и от раздвижной крыши. Она
не сделана, но связанных с ней затрат было уже много, и весь проект
заточен под то, что она будет. К тому же такой вариант потребует нового
перепроектирования, это займет еще год.
История строительства «Зенита» весьма актуальна сегодня, когда в
стране начинается массовое строительство стадионов для чемпионата мира
по футболу. Уже практически построен Олимпийский стадион в Сочи, который
будет использован на полную катушку только несколько раз: на открытии и
закрытии Игр да на паре-тройке матчей футбольного чемпионата мира. В
остальное время он городу не нужен: неудобно расположен, да и сильной
команды в Сочи нет. Стоимость «сорокатысячника на пять матчей» составила
«всего лишь» 15 млрд рублей. В Калининграде поговаривают о 35–40 млрд
за весьма ординарную арену.
Новые стадионы замышляются с размахом. Но еще не поздно продумать
рациональные концепции с умеренной себестоимостью и эффективные схемы
реализации проектов.