Колизей — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении восьми лет, в 72-80 годах, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.
Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавиев. Его нынешнее
название утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и
произошло, скорее всего, от колоссальности его размеров.
Колизей находится в низине, между тремя холмами. Рядом стоит известная арка Константина Великого.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом
увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов и звериные травли.
Колизей, конечно, огромен. Это самый грандиозный античный амфитеатр:
длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м,
малая ось — 155,64 м, высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких
размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.
Систематическое разрушение Колизея началось в XIV веке, совпав с
началом эпохи Возрождения, что довольно странно. Амфитеатр разбирали на
строительные материалы, которые использовали при возведении новых
сооружений, например, храма Святого Петра.
Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее,
она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал
себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее
строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того
времени, в 1,5 миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей
издревле считался символом величия Рима.
Билет в Колизей стоит 15 евро и дает право на посещение сразу трех
мировых достопримечательностей – Колизея, Римского форума и Палатинского
холма. Билет запрограммированный, входы везде через турникеты.
Заходим внутрь. Стены Колизея выстроены из травертина, качество
обработки которого и вообще уровень строительства просто потрясают.
Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к
другу.
Как античным строителям, при отсутствии соответствующих технологий,
удавалось так ровно создавать горизонтальные поверхности каменных блоков
– стыки между ними идеальны, без зазоров и прочих неровностей?
Понятно, что травертин – мягкий камень, но все же.
Внутри Колизея можно ходить практически везде и, как у многих римских античных памятников, все трогать руками.
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее,
применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов
располагаются равномерно по всему периметру здания. У Колизея таковых –
80. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и
покинуть за 5.
Зрительские места были в виде каменных скамей, ряды которых располагались над проходами. Большая часть их не сохранилась.
Схема мест рассадки в Колизее. Чем выше и дальше от арены – тем ниже
статус человека. Некоторым группам людей был запрещен вход в Колизей, в
частности могильщикам, актёрам и бывшим гладиаторам.
Арена была деревянной, а под ней находился еще этаж с помещениями и проходами.
Историки пишут, что арена Колизея заполнялась водой, на которой устраивались показательные морские сражения.
В новое время Колизей использовался в качестве христианской церкви. На память о том времени сохранился большой крест.
Вид из Колизея на прилегающую к нему площадь с аркой Константина и Палатинский холм вдали.
Большая памятная доска, прикрепленная на внешней стене Колизея,
говорит нам о том, что реконструкцию этого колосса завершил римский папа
Пий IX, живший в XIX веке.
Колизей на гравюре Пиранези, XVIII век.
Вид на Колизей с Палатинского холма.
У стен Колизея проходят две оживленные улицы. Рядом – одноименная станция метро.
Ночью Колизей красиво подсвечивается. Гулять, правда, можно только вокруг него, внутрь пускают только днем.
Туристов в Риме везде много, даже ночью. В том числе народ гуляет и у
Колизея. Здесь никого нет из-за дождя. На этом наше знакомство с
Колизеем закончилось.
Случайное фото: римский пейзаж, слева видна известная колонна Траяна.
MainFun.Ru