Главная » 2012»Грудень»31 » Стадион на Крестовском: "не особо криминальные" хищения
13:33
Стадион на Крестовском: "не особо криминальные" хищения
"Факты свидетельствуют о необоснованном и бесконтрольном расходовании средств бюджета Санкт-Петербурга и возможных признаках коррупционного характера" – отчет КСП по строительству стадиона на Крестовском обнаружил хищения и незаконные траты бюджетных средств на миллиарды рублей. Вердикт аудиторов пока официально не опубликован – в распоряжении редакции оказалась рабочая версия документа.
При этом Георгий Полтавченко поспешил заявить, что "ничего криминального" в отчете нет. Что наводит на мысль о том, что документ будет официально представлен в несколько "откорректированном" виде.
Ревизоры анализировали эпопею строительства еще с того момента, когда на Крестовском острове стоял стадион имени Кирова, а власти вкладывались в его ремонт. Получившийся документ сплошь состоит из эпизодов хищений, оплат заведомо завышенных смет и т.д. Однако даже это – мелочи по сравнению с тем обстоятельством, что в результате неоднократного нарушения регионального и федерального законодательства все судьбоносные контракты, заключенные в последние годы по строительству объекта, не имеют юридической силы.
До основанья, а затем…
Весной 2002 года администрация Петербурга, возглавляемая тогда
Владимиром Яковлевым, принимает решение о реконструкции стадиона имени
С.М. Кирова. И уже на следующий год тратит 6 миллионов рублей на ремонт
инженерных сетей. Новой хозяйке города Валентине Матвиенко такое решение
приходится, видимо, не по душе. В 2004 году городское правительство
принимает постановление о строительстве на Крестовском острове нового
стадиона. В 2005 году Матвиенко инициирует исключение стадиона имени
Кирова из списка федеральных памятников. Идея находит одобрение в Москве
– рекомендуется включить стадион в список памятников регионального
значения. Вместо этого летом 2006 года правительство города принимает
решение об уничтожении объекта в связи с его "моральным износом". КСП
отмечает, что "моральный износ" не является достаточным основанием для
уничтожения недвижимого имущества города.
Подготовка к сносу стадиона началась фактически в 2005 году. КУГИ
передал его имущество в уставный фонд ОАО"Стадион им. С.М. Кирова".
Имущества тогда насчитали на 45,5 миллионов рублей (земельный участок,
10 зданий, 5 инженерных сооружений и т.д.). В эту же сумму вошли и
инженерные сети, за два года до этого уложенные за 6 миллионов.
В августе 2006 года комитет по строительству заключает контракт с ООО
"МостСтройТрансГаз", которое должно было разобрать стадион. Однако КУГИ,
согласовав работы, не оформил передачу имущества стадиона комитету по
строительству. "Последнее повлекло за собой не только отсутствие должных
правовых оснований для демонтажа стадиона, но и невозможность
установить площадь земельного участка, а также состав государственного
имущества, переданного ООО "МостСтройТрансГаз", - пишут аудиторы КСП. -
Кроме того, не представляется возможным установить на каком основании
имущественный комплекс стадиона 
им. С.М. Кирова был исключен
из Реестра собственности Санкт-Петербурга". К слову, тот факт, что
границы земельного участка не были определены, в дальнейшем позволил
осуществлять махинации с грунтом, который вывозили со стройплощадки.
Представителям счетной палаты удалось обнаружить лишь акт приемки
стройплощадки. Согласно документу, городское имущество ООО
"МостСтройТрансГаз" передавали главный инженер стадиона некто В.М.Жуков и
ведущий инженер ГУП "УКС Реставрация" Л.А.Лагутин. "Документы, согласно
которым указанным должностным лицам предоставлялись полномочия по
передаче государственного имущества, к проверке не представлены", –
говорится в отчете.
"УКС Реставрация" – это унитарное предприятие, с которым в феврале 2006
года комитет по строительству заключил договор – ГУП должен был
осуществлять контроль за ходом проектирования и строительства стадиона,
принимать выполненные работы. В январе 2009 года комитет по
строительству заплатил ГУПу 73,5 миллиона за оказанные услуги.
Фактически эти два года именно ГУП нес ответственность за происходящее
на стройплощадке.
Ко всему прочему во время проверки КСП выяснилось, что в ходе демонтажа
куда-то пропали не менее 17,9 миллиона рублей. "МостСтройТрансГаз" в
ходе разборки старого стадиона должен был получить стройматериалы,
пригодные для дальнейшего использования. Однако сотрудникам КСП в
комитете по строительству так и не смогли представить документы, из
которых бы стало понятно, что произошло с материалами на сумму почти 18
миллионов рублей.
Фиаско
21 декабря 2006 года комитет по строительству заключил первый
судьбоносный контракт на проектирование и строительство стадиона с ООО
"Синтез-Суи" (с мая 2007 года – ООО "Авант"). Сумма контракта составляла
6 миллиардов 664 миллиона рублей. Из них 5 миллиардов 654 миллиона
должны были быть выплачены на строительство, остальное – на
проектирование. Здесь начинаются самые существенные нарушения. Дело в
том, что контракт на строительство противоречит градостроительному
законодательству, поскольку на момент его заключения необходимых
положительных заключений госэкспертизы не существовало в природе. Они
появились значительно позже – в 2008 году. Кроме того, проектирование и
строительство были включены в один контракт, а не разнесены по разным,
как требуется законом.
В итоге город начал переводить "Аванту" деньги в качестве авансовых
платежей. В 2007 году комитет по строительству произвел выплату почти 1
миллиарда 660 миллионов рублей. И снова нарушил закон. Дело в том, что
госзаказчик может оплачивать авансовыми платежами не более 70% затрат,
предусмотренных на закупку оборудования и материалов. А комитет оплатил
80%.
На протяжении всего 2007 года и первой половины 2008-го председатель
комитета по строительству Роман Филимонов согласовывал "Аванту" отсрочку
погашения аванса. Более того, в апреле 2008 года, несмотря на то, что
компания не выполнила положенные работы, комитет вновь выплатил "Аванту"
аванс в размере 1 миллиарда 629 миллионов рублей (общая задолженность
компании составила почти 3 миллиарда 289 миллионов).
"При вводе в эксплуатацию будут подлежать списанию"
В ноябре 2008 года "Авант" наконец рассчитался: сдал выполненную работу
на 3 миллиарда 578 миллионов. В частности в эту сумму вошли закупленные
на 287,5 миллиона рублей 63 тысячи кресел для болельщиков. Кресла до сих
пор хранятся на стройплощадке, в чем убедились аудиторы КСП.
"Согласно паспортным данным к указанным стульям их хранение должно
осуществляться в крытом помещении. При визуальном осмотре было
установлено, что кресла находятся на строительной площадке под открытым
небом,… имеются признаки коррозии, царапины и потертости. В соответствии
с постановлением Правительства РФ "О классификации основных средств,
включаемых в амортизационные группы" указанные кресла… при вводе их в
эксплуатацию подлежат списанию, - гласит отчет об осмотре. - Таким
образом, ненадлежащее обеспечение сохранности указанного имущества может
привести к причинению ущерба бюджету Петербурга в размере 287 423,5
тыс. руб".
Ставки выше
В сентябре 2007 года правительство Петербурга внесло изменения в
контракт, заключенный с "Авантом". Изменения касались стадии
проектирования и предполагали увеличение финансирования еще на 801,5
миллиона рублей. Однако выплатил город компании еще больше – 1 миллиард
262 миллиона. "Обоснования, увеличивающие проектно-изыскательские
работы, в комитете по строительству отсутствуют", - констатировали в
КСП.
Лишние 460 миллионов образовались из-за применения повышающих
коэффициентов. Которые, как установили в КСП, применялись "неправильно",
то есть необоснованно. Так, проверка установила, что на весь объем
проектных работ были незаконно применены коэффициенты 1,5 – "за
уникальность объекта", 1,2 - за "сокращение сроков проектирования".
Необоснованно применение повышающих коэффициентов было и в других
"мелочах". Таких пунктов "выросших" коэффициентов в отчете КСП более 10.
При этом само по себе дополнительное соглашение также было заключено с
нарушением 94-ФЗ, поскольку предусматривало изменение существенных
условий контракта, отмечают аудиторы.
"Перепало" "Аванту" и за землю. В 2007-2008 годах правительство города
оплатило компании якобы полностью выполненные земляные работы на сумму
291 миллион рублей. Однако в действительности "Авант" сдал городу
работы, выполненные лишь на 61%. Соответственно, по какой причине ему
были выплачены деньги в полном объеме, остается загадкой. Ущерб,
нанесенный бюджету, составил почти 114 миллионов рублей.
"Является ничтожным"
В декабре 2008 года в истории строительства стадиона произошел новый
поворот. Смольный поменял генподрядчика и заключил договор с компанией
Олега Дерипаски ЗАО "Инжиниринговая корпорация "Трансстрой". Ей
предстояло завершать проектирование и строительство объекта. В 2008 году
комитет по строительству заключил с "Трансстроем" контракт на 13
миллиардов 42 миллиона рублей (по состоянию на 1 ноября 2012 года
оплачено 8 миллиардов 443 миллиона, работы сданы на 4 миллиарда 683
миллиона). А весной 2011 года правительство увеличило объем
финансирования с 13 до 22 миллиардов 573 миллионов рублей.
Соответствующее изменение цены было одобрено ЗакСом, законопроект
представлял вице-губернатор Роман Филимонов. И КСП видит в этом
очередное нарушение.
Дело в том, что увеличивать объем финансирования без проведения
дополнительного конкурса городским властям не позволял 94-й федеральный
закон о госзакупках.
"Поскольку указанный госконтракт заключен на срок менее трех лет, а
увеличения сроков его выполнения (в соответствии с дополнительными
соглашениями № 11 и № 16 (приняты летом 2010 года – прим. ЗАКС.Ру))
приняты в нарушение ФЗ-94, то закон СПб, увеличивающий стоимость
государственного контракта на 9 530 877,1 тыс. руб., в силу статьи 168
ГК РФ является ничтожным, не влекущим никаких правовых последствий", -
резюмирует КСП.
Сложно представить, что тогдашние власти Петербурга в лице губернатора Валентины Матвиенко, вице-губернатора Романа Филимонова и главы комитета по строительству Вячеслава Семененко, не понимали, что совершают грубое нарушение действующего законодательства.
Дальше взаимоотношения с "Трансстроем" у Смольного складывались по
отработанной схеме. Госзаказчик – Комитет по строительству - выдал
корпорации 3 миллиарда 289 миллионов аванса и обязал ее погасить
задолженность до 15 ноября 2012 года. Этого, естественно, не произошло.
КСП затребовала документы, чтобы узнать, на что были потрачены деньги.
Документы не предоставили. "Трансстрой" принялся частично разбирать то,
что до него построил "Авант", снова стал необоснованно применять
повышающие коэффициенты.
Из отчета КСП: "В ходе проверки установлен значительный объем бросовых
работ" что привело к "неэффективному расходованию" комитетом по
строительству 114,5 миллиона рублей. "Проверка выявила дополнительное
включение надбавки, что привело к увеличению сметной стоимости в 323
милиона 593,4 тыс. руб". "Внесение в сметную документацию недостоверных
сведений о применении 6 038,7 тонн каркасов… привело к завышению сметной
стоимости строительства объекта на сумму 83 миллиона 024,0 тыс. руб".
"В акты о приемке выполненных работ… вносились надбавки к ценам
заготовок за сборку и сварку каркасов… использование которых не
предусмотрено технологией производства... Перерасход: 34 миллиона 716,4
тыс. руб". "Необоснованное применение коэффициента 1,08 привело к
завышению сметной стоимости… на сумму 276 миллионов 258,1 тыс. руб".
Дела не на один миллион
Заканчивается отчет на минорной ноте. В ГУ МВД представителям КСП
сообщили, что не только успели по своей инициативе провести проверку, но
и передали ее результаты в следственный комитет по Петербургу. А
результаты у проверки, как и следовало ожидать, плачевные.
"Между госзаказчиком, в лице заместителя председателя Комитета по
строительству С.И.Логунова и ООО "СИНТЕЗ-СУИ" (ООО "АВАНТ") заключен
государственный контракт от 21 декабря 2006 на проектирование и
строительство футбольного стадиона... С.И.Логунов… превысил свои
служебные полномочия, заключив… контракт в нарушение ФЗ-94, что в
дальнейшем повлекло необоснованные траты бюджета на сумму 5 146 752,1
тыс. руб… В его действиях усматриваются признаки состава преступления,
предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ…
Генподрядчик (ООО "АВАНТ") обязался… выполнить весь комплекс работ по
проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию Объекта. Однако
обязательства им выполнены не были, при этом, госзаказчиком, в лице и.о.
председателя Комитета по строительству Н.В.Крутова, не предпринято
действий по обязанию генподрядчика к выполнению контракта… либо по
расторжению контракта… с взысканием неустойки и штрафных санкций, в чем
также усматривается признаки состава преступления, предусмотренного
частью 
2 статьи 286 УК РФ.
Стоимость работ по обустройству свай субподрядчиком ООО "Старый Город"
(данный субподрядчик согласован Комитетом по строительству) завышена
вдвое по сравнению с иными субподрядчиками. В следствии чего бюджету
Петербурга причинен материальный ущерб в размере не менее 475 млн
рублей".
О реакции из Следственного комитета на письмо ГУ МВД в отчете КСП ничего не говорится.
Послесловие
Если резюмировать данные отчета КСП, общий ущерб при реализации проекта составил около 20 миллиардов 543 миллиона рублей.
Чтобы подвести итог 100-страничному документу КСП, хватит и одного
абзаца текста. Стадион имени Кирова снесли незаконно, а имущество,
которое там оставалось (стройматериалы и т.д.) расхитили. Первый крупный
договор по строительству нового стадиона – на 5 миллиардов - заключили
незаконно. В ходе строительства постоянно завышали сметы, комитет по
строительству и КИСП заключали двойные контракты, дублирующие друг
друга, незаконно выплачивали генподрядчику – "Авант" – миллиардные
авансы. Потом стало ясно, что он свои обязательства не выполнит. Но
вместо того, чтобы истребовать с генподрядчика штраф, Смольный нашел
нового – "Трансстрой" Олега Дерипаски. Ему пообещали 13 миллиардов на
проект, а потом незаконно решили выделить еще 9. При "Трансстрое"
история повторилась – незаконное завышение смет, махинации со
стройматериалами, незаконное перечисление миллиардных авансов и т.д. Как
следствие – понимание правоохранителей, что нужно заводить уголовные
дела.
Понимают это и в КСП, где составили подробный отчет, из которого за час
можно "состряпать" десятки уголовных дел. Понимает и Георгий
Полтавченко, заместитель которого – Олег Марков -
под отчетом подписался. И, между тем, губернатор Петербурга все равно
настаивает на том, что "по его информации, там (в отчете КСП – прим.
ЗАКС.Ру) ничего особо криминального нет".
- Все уважающие себя музыканты мирового уровня привозят аппаратуру с
собой либо арендуют на время гастролей. Я честно скажу: не вижу
необходимости набивать стадион дорогущей аппаратурой сверх того, что
нужно для нормальной работы, - делится Полтавченко своими мыслями
относительно того, как можно оптимизировать расходы на стадион.
Еще губернатор предлагает не тратиться на отделку помещений предприятий
общественного питания (кстати, согласно отчету КСП, их на стадионе будет
в 4 раза больше, чем нужно по нормативам, что ведет к неоправданному
увеличению стоимости на 2 миллиарда 839 миллионов – прим. ЗАКС.Ру).
Полтавченко говорит, что компании, которые захотят разместить там свои
кафе и рестораны, "все равно придут и будут переделывать под себя".
Очевидно, что любому человеку, прочитавшему отчет КСП, понятно –
сокращать стоимость нужно не экономией нескольких миллионов на отделке
мест общепита, а конфискацией имущества у людей, расхитивших на проекте
миллиарды рублей. Наверное, понятно это и Георгию Полтавченко. Однако,
громко объявив войну коррупции, губернатор, судя по всему, в данном
случае рассчитывает избежать очередного скандала и "согласовать"
документ аудиторов в решительно откорректированном виде.
Можно предположить, что проблема в сценарии с уголовными делами
заключается в том, что фамилии Филимонова, Матвиенко, Дерипаски всплывут
сразу же за фамилиями Логунова и Крутова, которые уже фигурируют в
материалах проверки ГУ МВД. А для того, чтобы дать ход "делу Валентины
Матвиенко", нужна политическая воля в Кремле. И поэтому сейчас Георгий
Полтавченко или его предшественница сильно нервничают и размышляют над
тем, как бы так сделать, чтобы и КСП вслед за действующим губернатором
"ничего особо криминального" по итогам своей проверки не нашла. Кроме
того, возможно, в ситуации 25-миллиардного дефицита бюджета Петербурга
на 2013 год губернатор не желает обострять отношения с "Газпромом" и
Олегом Дерипаской.
Отчет КСП должен стать достоянием общественности на днях. А вот в какой
редакции его представят на суд петербуржцев и будет ли из этой редакции
неизбежно следовать суд уже уголовной юрисдикции, - зависит от того,
насколько предприимчивыми людьми в оставшиеся дни себя проявят "герои"
отчета КСП.