Масштабное строительство и реконструкция в столичном микрорайоне Чижовка сопровождают возведение ледовой арены, на которой в мае 2014 года пройдет часть матчей мирового хоккейного первенства.
Успеют ли дорожники и ремонтники сделать из спального микрорайона на юго-востоке Минска конфетку, за которую не то что перед своими болельщиками, но и перед иностранцами не стыдно?
Обозреватель портала interfax.by проинспектировал глобальную стройплощадку.
Аккурат к началу ЧМ-2014 года Чижовке стукнет полтинник: застройка
местных кварталов началась в 1964 году. А вообще название микрорайона
происходит от располагавшейся на этом месте деревни, которая в 1967 году
была включена в состав Минска.
5-, 9- и 12-этажная застройка, а также остатки частного сектора,
пролетарское прошлое (Чижовка в свое время заселялась преимущественно
работниками тракторного, автомобильного и моторного заводов) и
криминальный отголосок первых лет существования не позволяют отнести
данную часть города к элитным уголкам.
Впрочем, многое изменится после того, как в парке имени 900-летия
Минска распахнет свои двери перед болельщиками многофункциональный
спортивно-развлекательный комплекс «Чижовка-Арена». Он рассчитан на 9600
зрителей.
Под одной крышей разместятся две ледовые площадки — основная и
тренировочная, универсальный спортивный зал, помещения для спортсменов, а
также ряд развлекательных заведений.
Параллельно с возведением «Чижовка-Арены» идет масштабная
реконструкция главной автомобильной артерии микрорайона — улицы
Ташкентской. Она является продолжением реконструируемой нынче улицы Кабушкина, а на окраине городской черты упирается в Минскую кольцевую автодорогу. Два «с хвостиком» километра, но какой масштаб!
В 1960-х улица Ташкентская была в два раза уже, чем до нынешней
реконструкции. В 1970-х ее расширили до трех полос в каждую сторону
почти на всем протяжении. А нынче поставлена задача сделать ее
восьмиполосной.
После моста через Свислочь улица фактически представляет собой дамбу
Чижовского водохранилища с устроенной на ее поверхности проезжей частью.
Расширяют ее в сторону Минского зоопарка. Однако, поскольку сразу за
насыпью начинается озерцо, решено подпереть проезжую часть вертикальной
стеной. Жалко все-таки природу губить.
Первый перекресток — с улицей Уборевича. В последние годы он вызывал
особую тревогу сотрудников ГАИ: участились случаи ДТП с пострадавшими
пешеходами, переходившими проезжую часть Ташкентской. В результате не
так давно здесь появился светофор. А после реконструкции заработает и
подземный переход.
Кстати, переход делают с таким расчетом, что он будет обслуживать не
только пассажиров автобусов и троллейбусов, но и тех, кто воспользуется
новой линией скоростного трамвая. Во всяком случае, задел под будущую
остановку имеется.
Если широкую Ташкентскую при строительстве подземного тоннеля еще
можно перекрывать по частям, то с улицей Уборевича этот номер не
пройдет. В ГП «Минсктранс» обозревателю портала interfax.by
сообщили, что в связи с временным закрытием движения всех видов
транспорта на данном перекрестке с 3 марта, предположительно на полтора
месяца, вносятся изменения в работу общественного транспорта. Движение
автобусных маршрутов №№ 16 и 21 на участке от улицы Кабушкина до ДС
«Чижовка» организуется по улицам Ташкентской, Голодеда, Уборевича с
выполнением всех остановочных пунктов на изменяемом участке в обоих
направлениях. Из трассы маршрутов исключаются остановочные пункты
«Школа» и «Детская библиотека».
За перекрестком с улицей Уборевича транспорт по Ташкентской в
настоящее время движется по уже подвергшемуся реконструкции фрагменту
проезжей части. Но недолго: через 200 метров трасса переходит в старое
зауженное «русло».
Подобный автослалом не проходит бесследно для местных владельцев
автомобилей: выезжать из дворов им также приходится по сложным
траекториям.
Параллельно ремонту проезжей части ведется активная замена подземных
коммуникаций. Пешеходы вынуждены обходить стройку по зеленой зоне,
которую нынче превращают в дорожку, прорывая с помощью трактора
мини-траншеи в глубоком снегу.
Страдают и пассажиры. Остановочные площадки переносят на свободные от
траншей островки, делают узкими и неудобными. Автобусы-«гармошки»
помещаются здесь с трудом.
Второй подземный переход — в районе дома 20/1.
Почему именно здесь? Во-первых, рядом расположена одна из остановок
общественного транспорта. Во-вторых, в двух шагах — заезд на будущую
плоскостную стоянку «Чижовка-Арены», а также центральный вход в этот
многофункциональный комплекс.
И этот переход, и тот, что на перекрестке с Уборевича, пока не
«перешагнули» границы проезжей части. Поэтому транспорт лавирует между
котлованом и тротуарами.
А вот и сама «Чижовка-Арена». Этот комплекс станет, к великому
неудовольствию местных пенсионеров, «пупом» парка имени 900-летия
Минска. Когда-то на месте комплекса и будущих стоянок были велосипедные и
пешеходные дорожки, островки для занятий физкультурой, заготовительный
пункт вторсырья и частный сектор. Плюс футбольное поле. Ну и, конечно,
деревья, высаженные заботливыми руками прошлых поколений минчан. После
окончания строительства здесь будет чинно, благородно, людно,
автомобильно, но без прежнего спокойствия.
Что касается жилых домов, то их фасады — по крайней мере, те, что
выходят на «Чижовка-Арену», — планируется облагородить. Кое-какие дома —
как, например, этот — уже подверглись капремонту с тепловой
модернизацией. Им повезло.
Потому что ходят слухи, что часть зданий, которые сегодня выглядят не
очень презентабельно для мировой хоккейной столицы-2014, предполагается
украсить лишь снаружи - без ремонта коммуникаций и т.п.
Между тем в конце декабря 2012 года главный инженер ЖРЭО Заводского
района г. Минска Татьяна Шиляева озвучивала некоторые планы на этот
счет. По ее словам, в 2013 году в районе «рассчитывают приступить к
тепловой модернизации зданий, расположенных на улице Ташкентской».
Разумеется, данные работы «будут проводиться в рамках подготовки города к
Чемпионату мира по хоккею 2014 года». Речь идет «о первой линии домов:
для этого из городского бюджета уже выделено около Br21 млрд». А именно —
о девяти зданиях.
Еще одна новостройка к Чемпионату мира-2014 — гостиничный комплекс с
объектами бытового, торгового и административного назначения рядом с
перекрестком улиц Ташкентской и Голодеда. Изначально предполагалось, что
отель будет иметь статус «три звезды», а на ее девяти этажах общей
площадью 7300 кв. м расположатся 118 номеров. В каждом номере будет
собственный мини-бар, доступ в Интернет и интерактивное телевидение.
Особенность строительства гостиницы в Чижовке в том, что ее создатели
решили пожертвовать просторными коридорами и холлами, благодаря чему все
номера получатся просторными, комфортными и светлыми.
Ради отеля строители сделали насыпь, так что здание будет расположено
на горке, из его окон будет открываться замечательный вид на
«Чижовка-Арену» и остатки парка.
Вот еще один важный транспортный узел Чижовки — перекресток улиц
Ташкентской и Голодеда. Вернее, сейчас это фактически Т-образный
перекресток, поскольку движение по улице Голодеда в сторону микрорайона
Чижовка-6 закрыто уже несколько месяцев. Как для автомобилей, так и для
общественного транспорта.
Здесь ведется строительство еще одного, третьего по счету, подземного
пешеходного перехода. Работы масштабные, поэтому неудивительно, что
ранее озвучивавшиеся сроки восстановления движения транспорта не
выдерживаются. Как сообщили обозревателю портала interfax.by
в ГУ «Столичный транспорт и связь», на участке от улицы Ташкентской до
Ташкентского проезда движение маршрутных автобусов по временной схеме
продлится, предположительно, до 15 апреля.
Уже через год перекресток может выглядеть примерно так. Подземный
переход, поворот трамвайной линии, широка дорога. Простор и красота.
За перекрестком с Голодеда улица Ташкентская сужалась. Но к 2014 году
ее тоже расширят. В настоящее время ведется замена подземных
коммуникаций.
Этот участок улицы еще со времен проектирования Чижовки задумывался
как граница социально-культурной зоны. Чижовский рынок, кинотеатр
«Дружба», библиотека, две поликлиники...
В 2012 году хронически убыточный кинотеатр «Дружба» был продан на
аукционе. С приходом инвестора он должен получить развитие как
многофункциональный комплекс. Здесь, помимо проведения киносеансов,
будут оказываться физкультурно-оздоровительные услуги, предусмотрено
создание сопутствующей инфраструктуры.
А Чижовский рынок, тоже после продажи, со временем превратится в многофункциональный комплекс.
Венчать выезд из Минска со стороны улицы Ташкентской уже к 2014 году
должна была двухуровневая транспортная развязка. Но не получится: в
городской казне не хватает денег. Ничего страшного, сделают позже. А
когда сделают, то Ташкентская по эстакадному мосту пройдет над улицей
Уборевича и пересечет МКАД. То есть въезд в Чижовку и выезд из нее будет
обеспечен напрямую. Согласно проекту, разработанному компанией
«Экомост», предполагается непрерывное скоростное движение автотранспорта
без светофорного регулирования. Автобусную диспетчерскую станцию
«Чижовка» и все въезды и выезды с нее планируют сохранить. Количество
полос на МКАД увеличится до четырех, с переходно-скоростными полосами —
всего по 5 в каждом направлении. Развязка включает в себя эстакадную
часть и подходы.
***
После завершения реконструкции улицы Ташкентской ее пропускная
способность увеличится на 25-30%. «Чижовка-Арена» и другие объекты,
конечно же, привлекут в микрорайон дополнительных гостей. Но станет ли
после этого местный ландшафт приветливее, а жизнь горожан — уютнее? Не
стоит забывать, что многие дома еще ожидают реконструкции, а подготовка к
ЧМ-2014 замедляет данный процесс. Впрочем, красиво должно быть в любом
случае. А насчет остального — посмотрим через год с небольшим.