Несмотря на мороз и сильный ветер, работа на Крестовском острове кипит. Новым этапом строительства стадиона стал выход на самую высокую точку, не считая крыш.
Эта точка находится на уровне 42 метров. Полюбоваться видом с «вершины» руководство компании «Главстрой» пригласило журналистов.
Руководитель проекта строительства стадиона, заместитель генерального директора ОАО «Главстрой» Карен Мдиванян встретил гостей в рабочей одежде и строго распоряжался по поводу передвижений по территории стройплощадки. С самого начала он напомнил об уникальности объекта. Форма «летающей тарелки» и почти висящие в воздухе края огромной кровли весом примерно в 25 000 тонн, изображенные на схеме проекта, действительно впечатляют. Монтаж кровли, как самый сложный элемент работ, займет около 21 месяца. Висящую часть кровли планируется подвесить вантами на 8 пилонов.
Сейчас идет один из важнейших этапов стройки – бетонирование конструкций. Есть уже и готовая забетонированная часть стадиона. Что касается материалов, то бетон, например, делают на стройплощадке свой. Даже собираются получить патент, как на уникальную разработку. И вообще, стараются пользоваться отечественными стройматериалами. Однако, например, материал для раздвижной крыши придется заказывать, скорее всего, в Германии.
Рабочая сила на стадионе, на первый взгляд, тоже во многом «импортная». Руководители стройки по этому поводу заявили, что нелегалов у них нет, есть трудовые мигранты, оформляющиеся на работу в Петербурге из других регионов России. Всего сейчас на площадке работает около 1200 человек, а максимальное количество работающих будет около 2500.
Металлоконструкции для выкатного поля уже почти собраны. Напомним, что в России это будет первый стадион с таким полем, а в мире таких стадионов всего три, петербургский будет четвертым. Выкатное поле сделано для того, чтобы на время, свободное от футбольных матчей, трава существовала в естественных для нее условиях. В противном случае замена газона может привести к нешуточным затратам. Таким образом, выкатное поле должно окупиться достаточно быстро, учитывая, что замена газонов может порой происходить раз в сезон или два.
Со среднего уровня стадиона открывается неплохой вид на всю стройку. Карен Мдиванян продолжал рассказывать о колоссальных объемах используемого в строительстве материала. Около полумиллиона кубометров железобетонных конструкций, 53 тысячи тонн металлической арматуры, что примерно могло хватить для 1,5 млн квадратных метров жилья. Целый микрорайон. Цифры впечатляли. Положительный эффект производил на гостей и порядок на стройплощадке, где каждый был занят своим делом.
На самой верхней точке стадиона, где будут располагаться трибуны, вид уже совсем захватывающий, пусть город во всей своей красе и не виден. Чуть ниже тут будут располагаться vip-места. Их, кстати будет около 7000. А парковочных мест вокруг и внутри стадиона будет около 6500. Так что некоторым vip-персонам, возможно, придется ездить на матчи чемпионата мира 2018 года по двое в одной машине.
После осмотра рабочей площадки, журналисты осадили строителей, прежде всего, вопросами о дороговизне строительства. Те сразу заявили – «по поводу цен, это не к нам». Заместитель гендиректора «Главстроя» по развитию и коммерции Евгений Иванов объяснял, что в России строителям заработать на крупных стройках достаточно трудно, в отличие от той же Европы, где построив дешевле, зарабатываешь сэкономленную разницу. У нас же, по его словам, выделят столько, чтобы только построить. В то же время, Иванов рассказал, что выиграть тендер «Главстрою» на строительство стадиона удалось с помощью использования некоего организационного ноу-хау, позволяющего сокращать время процессов и экономить на издержках. По его словам, это ноу-хау почерпнуто из японского опыта управления предприятиями и проектами, и применяется, в частности, на заводе «ГАЗ».
Продолжая тему уникальности, Евгений Иванов напомнил, что Петербург является одним из самых красивейших городов Европы, и в таком городе стоит строить уникальный стадион, а не такой «хороший колхозный стадион», как «Петровский». Кстати, в адрес «Петровского» вообще было отпущено немало нелестных замечаний.
В сравнение же с новой ареной идет лишь стадион «Монреаль» в Канаде, схожий по размерам и количеству мест, однако далеко не во всем. Кстати о местах: представители «Главстроя» пояснили, что решение об использовании зрительских кресел, которые заказывал еще предыдущий подрядчик, компания «Авант», принимать будет заказчик. То есть город. И к этим креслам нынешний подрядчик не имеет никакого отношения.
Коснулись и вопроса финансирования. По словам главы фонда капитального строительства Петербурга Романа Складнева, спортивная часть стадиона будет продолжать строиться за счет городского бюджета, однако социальная и коммерческие зоны будут финансироваться из внебюджетных средств. При этом не прозвучало четких утверждений о том, что именно «Газпром» будет выделять эти внебюджетные средства.
Подводя итоги, заговорили о сроках. К концу этого года планируется начать монтаж крыши. При этом Карен Мдиванян отметил, что это самый трудоемкий и сложный процесс, после которого до сдачи стадиона останется около года. Сдать стадион предварительно планируют к концу 2015 года. Видно, что работа двигается, но ее еще очень и очень много.