Пресс-тур по стадиону "Зенит-Арена" в ЛайвЖурнале upsya.livejournal.com.
Получив приглашение на него, буквально за 2 дня до часа Х, согласился сразу. Когда еще такой шанс выпадает, тем более будет возможность подняться на самый верхний уровень, 42ой, где сейчас происходит заливка бетона. Выше него будет уже только конструкции крыши.
Прежде всего хочу пояснить, я не собираюсь обелять кого бы то не было или выяснять куда делись деньги. Раздувать скандалы это все же не мое, мне хотелось посмотреть в какой стадии сейчас проект, что будет дальше и уж потом, как произошло, что бюджет стройки вышел таким астрономическим. Пресс-тур был организован компаниями застройщиками ОАО "Главстрой" и Проектно-Строительной Компанией "Трансстрой"(генподрядчик). Т.е. не посредственно исполнителями проекта стадиона "Зенит", заказчиком которого является комитет по строительству г.С-Петербурга.
При упоминании стройки стадиона, на ум каждому второго приходят мысли о гигантском бюджете и его роспиле. И все, дальше мысль не идет. Так как никто не знает никаких подробностей о "стройке века" в Спб. Я постараюсь немного приоткрыть эту завесу. Я не сильно силен во всех процессах, которые происходят при стройке объектов. По этому я попросил объяснить мне схему максимально просто, чтобы человеку далекому от этого было понятно. Я вам ее расскажу своими словами, а потом ниже дам четкую хронологию всего, что было связано с этим проектом.
Прежде всего насчет схемы финансирования. Объект государственный, принадлежит администрации города, которая и является заказчиком. Далее был разработан проект стадиона, включая примыкающие к нему территории. Далее проект согласуется Госэкспертизой, которая согласует все затраты на него, вплоть до цены на последний гвоздь. Затем эта документация начинает поступать в распоряжение подрядчика (строителей), т.е. им грубо говоря дали документы и смету этапа по бетонированию такого то яруса - и подрядчик начинает работать. Нет документации и сметы - работы не ведутся, подрядчик продолжает при этом платить зарплату строителям и аренду оборудования.
Самые большие затраты, а следовательно и увеличение бюджета стройки, выпали на период с 2009 по 2011, когда в связи с тем, что РФ получила Чемпионат Мира-2018 и этот стадион рассматривался для полуфинала его, выяснилось, что старый проект нужно исправлять и переделывать, т.к. по правилам ФИФА нужно было увеличить и вместимость, внести еще какие то существенные изменения (я не стал узнавать какие). И пока вносили коррективы, пока их рассматривала Госэкспертиза, пока делали документацию, все это время работы на стадионе шли вялотекущие, и практически стройка простаивала. А следовательно была убыточна для Трансстроя.
Т.е. грубо говоря, если бы не бумажная волокита, с согласованиями и прочим, сроки сдачи объекта не переносились бы так часто, и быть может сейчас бы ушли отделочные работы. А так проект для Трансстроя убыточен, но с осени 2012 работа на стадионе наконец то закипела, и сейчас , мы видели (и я уверен, что это не массовка была))) рабочих практически на всех участках стадиона.
Многовато для вступления да? Ниже еще фотки со стадиона и небольшой рассказ как все было, почему этот стадион будет уникальным, а также почему бюджет проекта будет уменьшен, и прочие интриги скандалы расследования :)
Собравшись у м.Крестовский Остров, нас на автобусе отвезли прямо на точку сбрасывания, в самый центр чаши стадиона. Предварительно охранник старательно переписал наши ФИО, телефоны и какое СМИ представляем. Благодаря ему я стал сперва Проковьевым (Прокофьев), а потом и вовсе ЛОГЕРом, вместо блогера. Тут мне не привыкать, на Байкале назвавшись тетеньке блогером она вообще выдала, что не помнит такой фамилии в списке :))
По проекту уже выполнено (по состоянию на март 2013) Конструкция чаши стадиона - 50% Мост над выкатным полем - 96% Ферма внешнего контура - 75% Металлоконструкции выкатного поля - 50% В марте же строители достигли максимальной высотной отметки возведения сектора С стадиона - 42 уровень. (инфу взял с брошюры на пресс-конференции)
Экскурсию нам вел замгендиректора ОАО "Главстрой" Карен Мдиванян, который с осени 2012 года непосредственно отвечает за строительные работы на стадионе и знает здесь каждый уголок. Помимо всех технических деталей, которыми я не хочу вас утомлять, да и к тому же я их далеко не все запомнил, он нам рассказал почему для Трансстроя этот проект остается приоритетным.
Такие проекты бывают не часто, т.к. строится не просто очередной стадион. И тут ваши комменты - "да на эти деньги можно 10 стадионов было построить! и уже играть на каждом". Можно было! Более того, можно было сделать 20 Петровских например, по 2 в каждый район города. Или 5-10 стадионов по проекту строящихся стадионов Рубин или Спартак. Но это будет всего лишь один из множества стадионов. Власти же выбрали такой проект на конкурсе проектов, благодаря которому город получит новый символ города! Такой как здание оперы в Сиднее, ну или если равнять стадионам, то например олимпийский стадион в Пекине, на который сейчас водят экскурсии. Чтобы к нему так же водили экскурсии, и гордились им.
Ледовый дворец ведь является лучшей хоккейной площадкой в РФ, ну или одной из них. Если смотреть с футбольной точки зрения стадион "Зенит" будет абсолютно лучшим в России, и одним из лучших в Европе, да и в мире наверно. При этом проект рассчитан и для использования его как многофункционального комплекса, по акустике он будет тоже одной из лучших концертных площадок.
Да долгострой (понятна причина уже хотя бы), да дорого, но это будет как Роллс Ройс ручной сборки, где все будет продумано для болельщиков.
Таких стадионов в настоящее время с технологией закрывающейся кровли и выдвижным полем – только три: • гельзенкирхенская «Фелтинс-Арена» (стадион Шальке) • «Гелредом» в голландском городе Арнхайме (28 тыс. зрителей) • «Юниверсити оф Финикс» в США Нужно
учесть, что все эти стадионы меньше по вместимости и находятся на более
южных широтах. Это географическое положение позволило «облегчить»
конструкцию стадионов.
В отличие от себе подобных Зенит рассчитан,
исходя из снеговых нагрузок – 200 кг/м2 (а кровля полностью – на
нагрузку в 8 тыс. тонн), и его основание соответствует нагрузке чаши и
кровли, которая серьезно отличается от европейских и американского
аналогов. Этот расчет был сделан осознанно, на ошибках коллег - В
2010 году из-за снегопадов крыша «Фелтинс Арены» дважды проваливалась. В
январе образовалась 150-метровая дыра, а в декабре площадь поврежденной
кровли достигла шести тысяч квадратных метров.) (тоже из брошюрки взял, интересная инфа же)
Кстати среди журналистской братии был замечен знаменитый фотограф Александр Петросян ака petrosphotos, было любопытно понаблюдать за его работой. А нам тем временем раздали каски и повезли на верхние уровни.
Кстати бетон, который идет на заливку ярусов стадиона производят здесь
же, по уникальной технологии, на которую уже подали патент. На стройке постоянно находятся немецкие консультанты, которые следят, чтобы все было по высоким европейским стандартам качества.
А знаете как сложно вести блог-тур или пресс-тур по объекту? Фотографы
как муравьи тут же разбегаются по всем углам, в поисках уникальных
кадров. Я вот при первой возможности сфоткал чашу стадиона сверху. Но мы поднимемся еще выше, оттуда вид будет покруче.
Высота конструкций впечатляет. Ветер с залива сильный , плюс холодрыга утренняя, пальцы коченели после пяти фотографий)
Вдали в спячке замерли теплоходы.
Пока суть да дело, Александр уже успел чуть ли не стадион оббежать, в компании других фотографов, организаторы еле поймали :)
Идем дальше, на следующий уровень. Вдали виднеется здание нового аквапарка Питерленда.
Все выше и выше :)
И вот мы на самом верху, виды отличные открываются, еще бы небо
поконтрастней, да руки мне из нормального места - супер фотки вышли б))
Мастер за работой. Интересно будет потом глянуть его фотки)
Потом был небольшой кофе брейк, я как постящийся довольствовался только кофеем. Затем была интересная конференция.
Кстати, окончательная сметная стоимость арены будет изменена, при чем существенно в меньшую сторону. По словам главы городского фонда капитального строительства Романа
Складнева, положительное заключение Главгосэкспертизы на очередную
смету стадиона ожидается через 1-2 недели уже. Насколько я понял
бюджет будет уменьшен за счет того, что будет привлечено внебюджетное
финансирование. Которое пойдет на общественные и коммерческие объекты на
территории проекта (отделка помещений стадиона, пресс центра,
ресторанов и прочее). Вроде в этом будет уже участвовать и сам Газпром.
Сверху макет первого варианта проекта стадиона, снизу второй, по которому сейчас ведется стройка.