26 марта на стадионе «Арена Львов» состоится матч между молодежными сборными Украины и Польши.
Хотя футбол на этом стадионе — скорее исключение, этот поединок отложил на несколько дней отключения электроэнергии спортивной арене из-за долгов перед «Львовоблэнерго».
С 1 января государство прекратило финансирование стадиона, построенного к Евро-2012.
Случилось то, о чем не уставали повторять еще задолго до строительства новой спортивной арены многочисленные эксперты и специалисты: стадион «Арена Львов» после Евро — бесхозный, хотя на бумаге — государственный. Неудобное расположение, отсутствие транспортного сообщения, слишком энергозатратный объект, который интересует предпринимателей. Из государственного бюджета на строительство спортивной арены во Львове потрачено 250 миллионов евро, то есть из карманов налогоплательщиков. Сначала говорилось о сумме вдвое меньше, но в течение строительства она резко возросла.
Мэрия Львова не слушала советы специалистов
Городская власть не прислушивалась к советам специалистов — реконструировать стадион «Украина», который расположен в удобном районе, недалеко от центра и только на 7 тысяч мест меньше, чем «Арена Львов». Более того, владелец клуба «Карпаты» Петр Дыминский даже предлагал деньги на восстановление этого стадиона, где постоянно играет его команда. Впрочем, правительство и городские чиновники во главе с мэром Андреем Садовым настояли на строительстве нового спортивного объекта, на содержание которого нужно минимум 20 миллионов гривен в год.
Где взять такие деньги, сегодня не знает никто. Правительство, львовская областная и городская власти единогласны в том, что на «Арене Львов» должен играть футбольный клуб «Карпаты», а для этого нужно создать выгодные экономические условия, отметил Радио Свобода начальник управления архитектуры, градостроительства и инфраструктурных проектов львовской облгосадминистрации Владимир Лаврин.
«В этой ситуации сегодня клубу выгоднее играть на стадионе «Украина», где они зарабатывают деньги. Просто нужно работать над тем, какие условия им создать, чтобы клуб был заинтересован в переходе. Стадион «Украина» является коммунальной собственностью, не частным, поэтому нелогично стадион «Арена Львов» передать в частные руки, никто этого не сделает, не подарит 250 миллионов евро. Стадион должен быть в государственной или коммунальной собственности, это тоже рассматривается. Должен прийти эффективный собственник, должен развивать спортивную зону, смежную территорию», — говорит чиновник.
ФК «Карпаты» представили власти свои условия
Сейчас идут переговоры между Кабинетом министров и руководством футбольного клуба «Карпаты» о переходе команды на спортивную «Арену Львов». Договоренностей не достигнуто. Для руководства ФК «Карпаты» важны экономический фактор и комфорт болельщиков. Клуб на содержание стадиона «Украина» тратит в год 3 миллиона гривен, что в семь раз меньше, чем необходимо для «Арены Львов».
Поэтому одним из условий перехода клуба на новый стадион есть 10-12 миллионов гривен дотаций каждый год и власти должны предложить клубу компенсационный механизм, подчеркивает генеральный директор ФК «Карпаты» Игорь Дедишин. «Других препятствий для нашего перехода на стадион нет. Единственное, что будем добиваться, чтобы власть обеспечила транспортное сообщение, а дальше уже комфорт для болельщиков мы сами обеспечим. Стадион должен быть полноценным коммерческим объектом», — говорит руководитель клуба.
Прежде чем перейти на «Арену Львов», руководство клуба «Карпаты» потребует оценить реальное состояние стадиона относительно его безопасности, выдать государственный акт о сдаче в эксплуатацию спортивного объекта, а также городские власти Львова должны выполнить обещание 2008 года — передать имущественный комплекс стадиона «Украина» и прилегающие земельные участки ФК «Карпаты».
Строительство стадиона к Евро за бюджетные деньги оказалось нецелесообразным и невыгодным для общества в целом. Например, в Австрии часть стадионов, построенных к Евро разобрали из-за неэффективности использования, но эти арены в несколько раз были дешевле, чем в Украине. «Мы должны дать политическую оценку людям, которые принимали решение о строительстве стадиона во Львове, — говорит депутат горсовета Владимир Гирняк, который был против строительства нового стадиона. — На сегодня мы имеем два стадиона. Это был бесхозяйственный подход».
У власти на сегодня есть два варианта — выполнить все условия футбольного клуба «Карпаты» или разобрать спортивную арену на стройматериалы.