Главная » 2013»Квітень»9 » Минский стадион «Трактор»: история спортивно-инвестиционного поражения
11:46
Минский стадион «Трактор»: история спортивно-инвестиционного поражения
На базе минского стадиона «Трактор» не будет построен многофункциональный комплекс. Во всяком случае, в ближайшие годы. Надежда на скорое возрождение второй по значимости футбольной арены белорусской столицы жирно перечеркнута президентским указом, в соответствии с которым расторгается инвестиционный договор с литовской инвестгруппой Ukio banko investicine grupe (UBIG).
Обозреватель портала www.interfax.by вспоминает, как год за годом таяла вера болельщиков, любителей активного образа жизни и бизнесменов на то, что резервная футбольная арена Олимпиады-80 наконец-то станет спортивным объектом, за которую не стыдно и в XXI веке.
«Проект мечты»
Еще в апреле 1998 года Мингорисполком заострял внимание на том, что стадион «Трактор» не соответствует современному уровню. Ранее глава государства распорядился привести арену в божеский вид. Обследование состояния спортивного сооружения показало, что реконструкции подлежит практически весь объект, включая наружные инженерные сети. Минский тракторный завод, бывший в то время хозяином «Трактора», не смог своими силами справиться со столь масштабным объемом работ.
Позже, конечно, стадион все-таки обновили. Были установлены пластиковые сиденья, вместо земляных трибун появились железобетонные, подтрибунные помещения стали более современными.
Но еще ранее появился «проект мечты» — предложение построить на улице
Ванеева спортивный культурно-развлекательный центр на базе «Трактора».
Предлагаемая планировочная структура состояла из трех объемов:
стадион на 15 000 зрителей;
спортивно-оздоровительный комплекс;
гостиница на 725 мест с бизнес-центром.
Центром и доминантой всего комплекса могла бы стать 34-этажная гостиница. А строительство предлагалось осуществить в два этапа: на первом — стадион с объектами торговли, общепита, офисными помещениями и стоянками для автомобилей, на втором — все остальное.
Чашу нового стадиона, полагали авторы проекта, с двухъярусными трибунами и помещениями для VIP-гостей можно было бы частично накрыть светопрозрачным козырьком. Торговые площади было намечено сделать по принципу пешеходных улиц, а в подземном 4-уровневом пространстве можно было бы разместить 2400 автомобилей.
В составе комплекса предполагалось открыть универсальный многофункциональный спортивный зал 63х33 м с трибунами на 3000 зрителей, где проводить тренировки и соревнования по всем игровым видам спорта, включая теннис и хоккей. А также футбольный манеж 105х68 м с искусственным покрытием и балконами для зрителей.
Версия №2, переработанная
Переход от идеи к попытке ее воплощения случился во второй половине прошлого десятилетия. Проект по строительству многофункционального комплекса на базе стадиона «Трактор» (тогда цена вопроса была равна $325 млн) решилась реализовать литовская компания Ukio banko investicine grupe (UBIG). В рамках этого инвестиционного предложения в 2006 году было создано совместное белорусско-литовское предприятие «Стадиум», для которого отводилась роль главного исполнителея задуманного, а в 2007-м был подписан инвестиционный договор между Беларусью и UBIG. Завершить строительство комплекса планировалось в течение 3 лет с момента получения разрешения на проведение работ — предположительно к 2011-2012 гг.
Правда, потом о проекте надолго замолчали. А в 2010-м в то время исполняющий обязанности председателя Мингорисполкома Николай Ладутько сообщил: «Реконструкция минского стадиона «Трактор» будет начата в текущем году». Однако, как в старом анекдоте, «легенда изменилась». Старый стадион было решено оставить, но модернизировать, а рядом возвести крытый спортивный объект на 3500 мест, торгово-развлекательный комплекс, две гостиницы и административное здание.
А на сайте СЗАО «Стадиум» появилась следующая информация о новой версии будущего комплекса.
Стадион «Трактор». На месте нынешней чаши —
футбольная арена с естественным газоном на 6000 зрителей. Полностью
крытые с одной стороны зрительские трибуны будут максимально приближены к
игровому полю. Инфраструктура соответствует требованиям ФИФА и УЕФА для
проведения национальных футбольных первенств и соревнований высокого
международного уровня.
Арена. Крытый футбольный стадион — спортивная арена с
искусственным покрытием, рассчитанная на 18 000 зрителей. ФИФА и УЕФА
также довольны. Арена может легко трансформироваться и использоваться
для проведения концертов, выставок и других мероприятий.
Многоэтажный паркинг. Надземная многоэтажная
автостоянка на 215 машино-мест и подземная многоэтажная автостоянка на
402 машино-места, оборудованные современными системами контроля и
распределения потоков транспортных средств.
Торговый центр. Три уровня центральных галерей между
центральным входом и спортивной ареной. Первый и второй этажи — для
торговли, на третьем — центр развлечений и досуга с кинотеатрами,
боулинг-центром, казино, игровой площадкой для детей и административными
помещениями.
Бизнес-центр. 12-этажное здание — часть гостиничного
комплекса, включающего также гостиницы уровня 3-4* и 5*. Помещения,
предназначенные для арендаторов, обеспечены современным оборудованием и
средствами коммуникации.
Гостиница 3-4*. 18-этажное здание на 280 номеров,
интерьер, оснащение и сервис которого соответствуют бренду, стилистике и
стандартам будущей компании – гостиничного оператора.
Гостиница 5*. 25-этажное здание на 400 номеров. Широкий перечень услуг класса люкс, высочайшая степень комфорта.
Конфликт и агония
Время шло, а проект так и оставался на уровне согласований. Стороны
копили недовольство друг другом. Инвестор не выдержал: в 2012 году
компания UBIG распространила сообщение
о том, что готовит документы для обращения в международный арбитраж в
Стокгольме по поводу компенсации убытков. «UBIG всеми способами пыталась
изыскать возможности договориться с Беларусью о продолжении реализации
проекта, однако лишь сталкивалась с нежеланием функционеров что-либо
менять», — говорилось в сообщении.
Кто прав, кто виноват в этой ситуации, простым минчанам не так уж важно. Как, по большому счету, мало дела и до того, почему реализация «спортивных» проектов литовского бизнеса в Минске пока не складывается. Им важно, что стадион «Трактор» в обозримой перспективе реконструирован не будет. Как признался еще пару лет назад столичный мэр Николай Ладутько, на обновление сразу двух футбольных арен в минской казне нет средств. Реконструкция стадиона «Динамо» — приоритетный проект. А «Трактор»?.. «Трактор» подождет.
"глава государства распорядился привести арену в божеский вид................... Были установлены пластиковые сиденья, вместо земляных трибун появились железобетонные, подтрибунные помещения стали более современными."