Архитектор Дэвид Маника уже почти 20 лет занимается проектированием спортивных сооружений. Но эта "узкая" специализация его, кажется, ничуть не расстраивает.
"Это единственный тип зданий, который я по-настоящему люблю. Спортивные сооружения – тот вид архитектуры, который бы я назвал "живым" искусством", – говорит Маника.
В его копилке проектов – стадион в столице Катара Дохе, претендующий на проведение Чемпионата мира по футболу 2022 года, "Арена Мерседес-Бенц" в Шанхае, Пекинская олимпийская баскетбольная арена, "Арена О2" в Лондоне и, конечно, реконструкция стадиона "Динамо" в Москве.
Как обещает американский архитектор, после завершения проекта "Динамо" превратится в футуристический и даже фантастический стадион, не имеющий аналогов в мире.
Какой будет "ВТБ Арена" (официальное название проекта), от чего решили отказаться проектировщики после того, как стадион не попал в список московских площадок ЧМ-2018 по футболу и почему "Динамо" будет уникальным спортивным объектом даже в мировых масштабах, Маника рассказал в интервью РИА Новости.
– Дэвид, добрый день! Недавно мэру Москвы Сергею Собянину
показали, как изменился проект реконструкции стадиона "Динамо" после
того, как стало ясно, что на нем не будет проходить чемпионат мира по
футболу. Расскажите, в чем разница между старым и новым вариантом
проекта?
– Как вы наверняка знаете, предыдущий вариант предполагал
строительство футбольной арены на 45 тысяч мест, предназначенной для
проведения четвертьфинальных матчей чемпионата мира по футболу. После
того, как "ВТБ Арена Парк" не попал в окончательный список площадок для
ЧМ-2018, исчезла необходимость так тщательно соблюдать все требовать
ФИФА, как нужно было прежде, и мы смогли сократить число посадочных мест
на футбольной арене до 27 тысяч. Конечно, здание по-прежнему должно
соответствовать основным правилам, по которым строятся современные
стадионы, но мы можем не выполнять наиболее жесткие условия. В любом
случае футбольная арена будет соответствовать всем требованиям УЕФА.
Последний вариант внешнего вида стадиона "Динамо" после реконструкции.
Я согласен с мнением экспертов ФИФА о том, что в Москве матчи
чемпионата мира могут принимать не больше двух стадионов - в противном
случае ее транспортная инфраструктура будет явно перегружена. Доволен я
решением ФИФА и потому, что быстрая адаптация к сокращенным требованиям
по вместимости позволила значительно улучшить наш проект в интересах
жителей и города.
- Насколько я знаю, в новом варианте проекта вы решили
отказаться от поворота футбольной арены, так что теперь она будет
расположена так же, как и старый стадион "Динамо"...
- Таким образом мы смогли лучше вписать стадион в окружающую его
застройку и приблизить проект к старому, историческому стадиону.
- Кстати, а почему к Ленинградскому проспекту ближе
решили расположить именно малую арену, а футбольное поле будет дальше, в
окружении Петровского парка?
- Мы считаем, что малая арена будет использоваться гораздо чаще
из-за своей многофункциональности. А вот домашних матчей на футбольной
арене будет достаточно немного. Логично было приблизить часть стадиона,
куда будут чаще приходить людей, к крупной транспортной магистрали.
Малая арена стадиона "Динамо" после реконструкции. "Хоккейный вариант".
– Что еще изменилось в проекте?
- Стало меньше VIP-лож: в предыдущем варианте их было около ста,
теперь их сорок. Мы также уменьшили число мест бизнес-класса с 6 тысяч
до 3 тысяч. Поскольку само здание будет меньше, мы смогли отказаться от
"ног", на которые должен был опираться стадион. Арены - и футбольная, и
малая - будут располагаться несколько ниже, чем мы планировали
изначально. Если в первом варианте они были на высоте 18 метров над
первым этажом, то теперь - на высоте 8 метров. Одновременно проект
стадиона уменьшен на один этаж паркинга и один этаж коммерческой
недвижимости. Именно такой вариант позволит использовать стадион с
максимальной эффективностью. Кроме того, мы снизили расходы на
стройматериалы и издержки по эксплуатации стадиона.
- Изменилась ли конструкция крыши?
- Мы как раз работаем над конструкцией крыши, конкретно – над ее
инженерией. Наша задача – спроектировать крышу так, чтобы она могла быть
легко собрана внутри довольно ограниченного пространства исторических
стен при том, что размер и форма стадиона в целом больше, чем
исторические стены, и крыша как бы "парит" над ними. Сложность в том,
что конструкцию крыши, по всей видимости, придется собирать из частей
уже внутри стен стадиона. При этом мы планируем обойтись без применения
больших кранов, что сэкономит проекту и деньги, и время. Что касается
внешнего вида, то, поскольку здание будет меньше, конструкция крыши
станет проще. Но основная идея, которая была заложена в проект,
останется все же без изменений. Мы должны сохранить визуальную концепцию
даже при том, что очертания будущего стадиона несколько изменятся по
сравнению с первоначальным вариантом.
– Из чего будет сделана часть крыши над футбольной
ареной? На всех макетах, которые я видела, кажется, что футбольное поле
ничего не накрывает…
– Важный вопрос. Все современные футбольные арены должны быть с
крышей. В нашем случае она будет сделана из стекла или прозрачного
поликарбоната, чтобы солнечные лучи беспрепятственно достигали
натурального газона. Применяться такие крыши начали лишь в последние 20
лет, когда при сооружении стадионов стали использоваться новые
строительные материалы. При этом мы отдаем себе отчет в том, что стекло –
достаточно сложный строительный элемент. Например, надо учитывать
ограничения по размерам каждого конкретного стеклянного фрагмента, к
тому же стекло не подвергается сгибам. Тем не менее, ромбообразный
дизайн купола ВТБ Арены позволяет избежать всех этих минусов, усилить
конструктивную опору и оптимизировать максимальный размер стеклянных
фрагментов. К тому же стекло придает более позитивную атмосферу футболу.
В мире я знаю несколько примеров покрытия стеклянной крышей
старых стадионов, но проект ВТБ Арена парк следует считать уникальным.
Крыша над футбольным полем "ВТБ Арены".
- Многие активисты, стремящиеся сохранить исторические
здания в Москве, переживали из-за того, что разобрана часть стены
старого стадиона "Динамо"...
- Есть два факта, которые мы должны признать, говоря о связи
нашего проекта с историческим стадионом "Динамо". Во-первых, далеко не
все стены старого стадиона действительно являются историческими, потому
что стадион не раз перестраивали - например, там изначально не было
окон. И, во-вторых, к сожалению, конструкцию далеко не всех исторических
стен можно было сохранить вообще. Это просто было опасно. Что мы смогли
сделать, так это спасти наиболее значимую с исторической точки зрения
часть стен - я имею в виду трибуну, расположенную вдоль Ленинградского
проспекта, ближе всего к входу на станцию метро "Динамо". Ее ожидает
реставрация. Признаюсь, это стало одной из самых сложных наших задач.
Конечно, сохранение исторической стены придает неповторимую красоту
фасаду, но создает много трудностей при проектировании. В остальном,
стадион будет построен заново с использованием самых современных и
качественных материалов.
Как выглядел стадион "Динамо" до начала реконструкции. 1980 год.
- Как бы вы могли охарактеризовать архитектурный стиль проекта? Думаете, он впишется в застройку Ленинградского проспекта?
- Самое интересное и даже фантастическое в проекте то, что он
сочетает в себе несколько подходов, дополняющих друг друга. С одной
стороны, его основание позволяет сохранить память о том, каким был
стадион "Динамо" раньше. С другой стороны, там будет и другая часть
здания, при строительстве которой мы сможем применить самый последний
мировой опыт стадионостроения. Я жду, что новый стадион станет
доминантой сложившегося городского района, сохранив баланс прошлого и
будущего. Более того, убежден, что такой баланс является одной из самых
примечательных черт нашего проекта. Важен и социальный аспект. Проект
вернет этому замечательному московскому району спорт и жизненную
энергию. Он возвратит футбольный клуб "Динамо" в родные пенаты, а
появление арены и торговой зоны привлечет сюда новых посетителей. Такие
проекты во всем мире считаются амбициозными и значимыми. Они сами по
себе бросают вызов тем невероятным трудностям, которые так приятно
преодолевать в ходе их реализации. Наш проект футуристический, фееричный
и символический. (Улыбается).
- Что, с Вашей точки зрения, самое интересное в проекте с точки зрения архитектурных или инженерных решений?
- Визуально хотелось бы отметить стеклянную модульную
конструкцию на той части стадиона, которая выходит на Ленинградский
проспект. Это единственный элемент, который контрастирует с плавными
эргономичными формами конструкции крыши. Именно в этой части стадиона мы
предлагаем установить специальные светодиодные ленты, которые превратят
стекло ночью в гигантский монитор. Это будет невероятно, обещаю!
При этом для меня большим вызовом стало то, что нам пришлось
поднять футбольную арену над историческим уровнем стадиона "Динамо". Это
необычно даже для современных проектов - как правило, арены расположены
на уровне земли. Наш вариант проекта достаточно сложен и в плане
инженерных решений.
Еще одной непростой задачей была необходимость предусмотреть
одновременный доступ и к малой арене, и к футбольному полю. В проектах
стадионов чаще встречается другой вариант, когда единовременно может
использоваться или футбольная арена, или малая. Более того, именно
возможность одновременного проведения на площадке стадиона разных
событий делает наш проект уникальным.
- И как вы справились с этой задачей?
- У нас будут разные входы на малую арену и на футбольное поле.
Это позволит развести потоки и выстроить правильную логистику движения.
Объединять обе арены будет перешеек с ресторанной зоной. Кстати,
находясь в этой зоне, можно будет одновременно наблюдать затем, что
происходят и на арене, и на футбольном поле.
Такое архитектурное решение, кстати, стало возможным только в
результате применения специального программного обеспечения и последних
возможностей компьютерного проектирования – работая над "ВТБ Ареной", мы
использовали комплексные алгоритмы и геометрические формулы.
- А что будет со звуком, если на "ВТБ Арене" будут одновременно проходить разные события?
- Я не думаю, что будут технические проблемы со звуком, если
одновременно будут проходить спортивные события - футбол, хоккей или
баскетбол. Когда малая арена будет использоваться для концертов, звук
будет несколько громче. И хотя мы проектируем здание так, чтобы в
штатном режиме здесь могло проходить два события одновременно, возможно,
в случае с концертами было бы правильнее не проводить их в одно и то же
время с матчами.
- У малой арены будет какая-то особенная акустика?
- Качество акустики будет самой высокой - как в "Арена O2" в Лондоне.
- К разговору о зонах ответственности проекте "ВТБ Арена Парке". Вы отвечаете только за спортивную часть?
- Моя команда занимается проектированием спортивной части "ВТБ
Арена Парка" и зоны ритейла на стадионе. Изначально было предусмотрено
три этажа для коммерческих площадей, но после сокращения параметров
проекта торговые помещения займут первый этаж стадиона - за исключением
зон входа на малую и футбольную арены. Кроме магазинов, в этой зоне
планируется размещение фуд-корта, семизального кинотеатра и музея спорта
"Динамо". Мы планируем, что коммерческая часть проекта будет
использоваться каждый день - вне зависимости, есть ли в этот день игра
или нет. Ее арендопригодная часть будет равна 20 тысячам квадратных
метров.
Команда MANIKA Architecture, Канзас-Сити (США).
- В спортивную составляющую "ВТБ Арены" входит не только
собственно стадион, но и так называемая Академия спорта. Ее проект также
делаете вы?
- Да. На месте нескольких разрозненных инфраструктурных зданий
80-х годов проектируется универсальное здание Академии спорта общей
площадью 61 тысяча квадратных метров. Там будет две хоккейных площадки,
гимнастический зал, зоны для занятий фехтованием, единоборствами и
боксом. Мы хотим сделать проект экологичным и поэтому планируем
превратить крышу здания в живую зеленую лужайку площадью 19 тысяч
квадратных метров. Наверное, это будет самая большая "поляна" в центре
Москвы!
Это, между прочим, не первый наш проект с использованием зеленой
крыши – такое решение мы предложили и для проекта университетского
спортивного парка в городе Шаньтоу на востоке Китая, строительство
которого стартовало недавно. Надеемся, этот опыт будет впервые успешно
применен в Москве на проекте "ВТБ Арена парк".
Проект "ВТБ Арена Парк". Вид на парк физкультуры и спорта "Динамо" и Академию спорта.
- Вы знакомы с другими архитекторами, которые работают над проектом "ВТБ Арена Парка"?
- Коллеги из Speech (Архитектурная мастерская "SPEECH Чобан &
Кузнецов" – ред.)? Да, я их знаю. Они создали мастер-план всего
проекта, делают жилую и коммерческую часть комплекса. Кроме того, они
будут отвечать за локализацию той части "ВТБ Арены", над которой
работает моя команда в качестве генерального проектировщика. Это очень
сильные партнеры.
- Кстати, расскажите, как вы попали в проект? Вы же не были первым архитектором, занимавшимся им…
- В 2010 году был архитектурный конкурс на концепцию стадиона,
который выиграл голландский архитектор Эрик ван Эгераат. Глава "ВТВ
Арены" Андрей Перегудов по рекомендации AEG позвал меня в проект для его
дальнейшей разработки и детализации. Моей главной задачей стала
адаптация проекта к мировым требованиям, предъявляемым к современным
спортивным объектам.
– И когда вы планируете завершить свою часть работы?
– К лету, после чего мы передаем проект местным архитекторам на локализацию. Стадия "П" должна завершиться к осени.
- Насколько я знаю, у вас есть офис в Лондоне, вы упоминали о проекте в Китае. Чем занимаетесь вы в этих странах?
- Действительно, мы работаем не только в Москве, но и в других
странах. У нас большой проект The Shantou University Sport Park в Китае,
о котором я уже немного говорил, и несколько проектов в Европе, чью
работу мы поддерживаем с помощью нашего офиса в столице Великобритании.
Но изначально все проекты рождаются здесь, в Канзас-Сити, где находится
наша штаб-квартира.
Проект The Shantou University Sport Park в городе Шаньтоу (КНР).
- Расскажите о своих основных проектах в Европе - кроме "ВТБ Арены"...
- Мы партнеры московского бюро ABD Architects по проекту стадиона
в Екатеринбурге, который строится к ЧМ-2018. Кроме того, мы работаем
над проектом в Париже, информация о котором в настоящее время не
подлежит разглашению.
Вообще, должен отметить, что у меня накоплен позитивный опыт
работы с российскими заказчиками, с ними чрезвычайно приятно
взаимодействовать, и я надеюсь осуществить еще немало проектов в
России.
- Я правильно понимаю, что проектирование спортивных сооружений - основное направление вашей работы?
- Да. Я начал проектировать спортивные сооружения 18 лет назад. И
это единственный тип зданий, который я по-настоящему люблю. Компания,
на которую я начинал работать (архитектурное бюро Populous – ред.),
занималась этим, и мне очень понравилось. Спортивные сооружения
привлекают людей, это тот вид архитектуры, который бы я назвал "живым"
искусством. Конечно, я получаю удовольствие и тогда, когда проектирую
здания с другой функцией, особенно в рамках комплексов со спортивными
сооружениями, но я счастлив, что моя профессиональная специализация -
это именно спорт.
- Тогда вопрос вам как к настоящему эксперту. В чем особенность современной спортивной архитектуры?
- Прежде всего – в подвижности и возможности менять здание,
создавая полезные функции. Как правило, когда речь идет о по-настоящему
больших проектах, то сталкиваешься с тем, что в одной конфигурации они
будут использоваться не слишком часто. Так что задача архитектора –
предложить не один, а несколько вариантов использования здания, чтобы
оно могло выполнять общественные функции и приносить прибыль своим
владельцам. Особенность современных спортивных сооружений – в их
значительных размерах. Сочетание красоты форм и технических инноваций
превращает появление каждого такого объекта в мировое событие.
- Велика ли конкуренция среди проектировщиков в этом сегменте?
- Знаете, последние 15 лет потребность в подобных зданиях
постоянно растет, и уже намного больше архитекторов, чем раньше, готовы
работать со спортивными проектами. Другое дело, что с ростом спроса на
спортивную архитектуру растут и ожидания по качеству продукта. Пока в
мире лишь немногие компании являются настоящими профессионалами в этом
деле. Я думаю, в мире есть пять или шесть действительно хороших
спортивных архитекторов, причем большинство из Соединенных Штатов, где
намного раньше, чем в других странах, начали строить современные
спортивные сооружения.