Мультистадион в Петербурге обещает быть прибыльным
Городские власти Петербурга намерены достроить стадион на Крестовском острове в 2016 году. В 2018-м арена должна гарантированно принять матчи чемпионата мира по футболу.
Но эксперты задаются вопросом: станет ли после мундиаля «Зенит-арена» для города прибыльным вложением немалых денег?
Опрошенные «Фонтанкой» специалисты возлагают надежды на коммерческие площади арены, которые смогут привлекать посетителей, а значит, и деньги на стадион, даже во время, когда матчи там не играют. Доходы от аренды этих помещений – несколько сотен миллионов рублей в год - позволят окупить расходы на эксплуатацию стадиона. А концерты и массовые шоу позволят выйти на прибыль.
Отметим, что во время перепроектирования, которое проводилось с 2010 года, площади коммерческих и вспомогательных помещений были серьезно расширены. С одной стороны, это стало следствием новых требований по безопасности и доступности арены для маломобильного населения, выдвинутых ФИФА и УЕФА, а с другой - желанием построить в Петербурге не просто стадион, а настоящий многофункциональный комплекс.
В результате в новом проекте строительства предусмотрено возведение 150 тысяч кв. метров (вспомогательных или коммерческих) площадей. Планируется, что там будет организовано пять ресторанов, пять баров, пресс-бар и несколько буфетов. Также планируется организовать магазин атрибутики, музей.
«Мы строим не просто большой стадион в соответствии с требованиями FIFA и не только главный стадион Санкт-Петербурга для ФК «Зенит». Мы строим объект мультифункционального назначения, который будет полезен 365 дней в году, - говорит директор по проектированию ЗАО «Инжтрансстрой», генподрядчик «Зенит арены» Сергей Копыл. - Крыша, которой будет оснащен стадион, позволит поддерживать стабильный климат, что дает возможность разместить в нем стационарное концертное оборудование.
Благодаря выкатному полю можно будет проводить футбольные и концертные мероприятия с небольшим интервалом. Прекрасное с точки зрения панорамы расположение стадиона делает его особенно привлекательным для посещения туристами.
Сам факт того, что «Зенит-арена» находится в Петербурге, создает уникальные условия, чтобы включить эту площадку в график европейских турне мировых музыкальных звезд. Как показывает опыт таких спортивных площадок, как O2 Arena и Manchester Arena, сделать знаковый стадион востребованным и прибыльным – более чем реально».
«В текущей экономической ситуации строительство стадионов должно идти с оглядкой на их дальнейшую многолетнюю жизнь в постсобытийный период, когда отгремят фанфары и разъедутся международные участники спортивного праздника, - добавляет генеральный директор ЗАО «Арена Парк Менеджмент» (ВТБ-Арена) Кирилл Макарищев.
- Здесь начинается ежедневная кропотливая работа не только по управлению объектом, но и его достаточно дорогостоящая эксплуатация, на которую нужны постоянно значительные финансовые средства. Если не закладывать изначально в проект возможность дополнительного заработка, он не сможет быть не только конкурентоспособным, но и хотя бы окупать свое содержание, не говоря о прибыли.
Необходимо заранее планировать график загрузки объекта, желательно наличие домашней команды для стадиона, что само по себе уже гарантирует минимальную загрузку объекта событиями, а значит, и возможность реализации вменяемой билетной программы».
«Не секрет, что строительство чисто спортивных объектов без вспомогательной коммерческой инфраструктуры не является привлекательным вложением для частных инвесторов, поскольку такие инвестиции в большинстве случаев являются неокупаемыми, - отмечает эксперт.
- Именно по этой причине почти все крупные спортивные стройки последнего десятилетия являются проектами со сложной и развитой инфраструктурой, способной привлечь разного по типу и достатку потребителя и обеспечить его пребывание и активный досуг в дни не только когда на основном спортивном магните проходит событие, привлекающее десятки тысяч фанатов или поклонников звезд шоу-бизнеса, но и в дни отсутствия мероприятий. Это единственный способ не только окупить затраты на создание объекта, но и в дальнейшем рассчитывать на возврат своих инвестиций.
«Окупить затраты по строительству стадиона можно с помощью строительства многофункционального комплекса, когда в состав проекта входит не только стадион, а также другие спортивные и коммерческие объекты: малая арена для проведения концертов и спортивных мероприятий (баскетбол, волейбол, бокс, борьба, гимнастика и др.), отель, торгово-развлекательный комплекс, ночной клуб, возможно офисы и апартаменты.
Таким образом, прибыльная коммерческая составляющая вытянет убыточный по определению стадион», - говорит директор отдела корпоративных финансов КПМГ в России и СНГ Степан Светанков.