Были времена, когда на футбол народ шел косяками, когда трибуны собирали биток без всяких агитационных штучек и ухищрений промоутеров, когда аншлаги были даже на матчах первенства области.
В ту пору жизнь была другой: выступали за идею, на стадионах не было жесткого милицейского контроля, игра была чистой, а футбол одухотворенным.
Сегодня на матчах первенства Беларуси зрителей совсем не густо: время, а вместе с ним новые условия и обстоятельства провели тщательную прополку, оставив на длинных стадионных рядах лишь одинокие пучки.
Болельщики, представлявшие раньше единую и нерушимую массу, перестали сегодня существовать как класс, разделившись на несколько отдельных групп, которые и составляют куцую зрительскую прослойку: фанатские молодежные организации, специалисты, родственники и друзья футболистов и тренеров. Рабочий класс (или «кузьмичи», как их презрительно стали называть в последнее время), составлявший самый массовый и мощный кулак болельщицкого штата в СССР, нынче от футбола отвернулся, а новая гвардия, увы, не сформировалась.
Привлечь народ на трибуны — цель, которую в нашем футболе озвучивают
не первый год. Как это сделать — вопрос непростой. Да, зрителю нужны
комфортные условия и удобства на стадионах, да ему нужен качественный
футбол. В этом направлении наш чемпионат движется хотя и медленно, но
довольно уверенно. А что делают сами клубы, чтобы продвигать свой
продукт в массы? Какая работа по привлечению зрителей на стадионы ими
ведется?«Шахтер»
Средняя посещаемость домашних матчей — 1.734 (8-е место)
Вы
были на футболе в Солигорске? Немного потеряли. «Шахтер» не первый год
ходит среди лидеров нашего чемпионата, а зрителей на матчи команды ходит
смешное количество. Почему? Легче всего все свалить на «специфических
солигорских болельщиков» и сказать, что поддерживать родной клуб они не
умеют. Да, народ на «Строителе» не совсем обычный, много шахтеров —
людей простых и прямых. Однако что делается для того, чтобы привлечь на
трибуны другую социальную городскую прослойку? Ответа на этот вопрос нет
— видимых, заметных телодвижений в этом направлении в клубе, увы, не
предпринимают. Никаких. Возможно, считают, что зрители для команды не
главное. К слову, в ясную погоду смотреть футбол на «Строителе» дело
невыносимое: трибуна расположена таким образом, что солнце печет прямо в
лоб и за 90 минут легко можно превратиться в подгоревший бифштекс.
БАТЭ
Средняя посещаемость домашних матчей — 3.949 (2-е место)
В
Борисове давно поняли, что футбол и команда существуют для болельщиков,
но никак не наоборот. За БАТЭ болеют красиво, о зрителях здесь
заботятся, с ними ведут разговор, им пытаются угодить. Неудивительно,
что группа поддержки у БАТЭ растет стремительными темпами. С вводом в
эксплуатацию нового современного стадиона их число наверняка еще более
увеличится. Из последних пиар–ходов нашего чемпиона отметим несколько.
Буквально со вчерашнего дня всем поклонникам клуба предлагается новый
сервис — инфолиния ФК БАТЭ. Позвонив на городской борисовский телефон
730–888, можно узнать о результате последней игры «желто–синих» и о
времени начала следующей, о приобретении клубной атрибутики и билетов на
домашние матчи нашей команды. В записи информации приняли участие
Виталий Родионов, Александр Глеб и Артем Радьков. На стадионе
«Городской» есть ростовые фигуры Виталия Родионова и Виктора Гончаренко,
с которыми можно сфотографироваться. Ход простой, как грабли, но
многие, увы, не способны даже на него. Ну и стоит отметить, конечно,
снятый недавно пропагандирующий футбол видеоролик с участием Виталия
Родионова. Хотя в нем и не рекламируется БАТЭ, все равно прекрасная
работа!
«Гомель»
Средняя посещаемость домашних матчей — 4.175 (1-е место)
С
болельщиками в Гомеле стали работать давно, и это постепенно приносит
свои плоды. Троллейбус, разукрашенный в клубные цвета, курсирует по
городу уже не первый год, меняет маршруты и не устает призывать
болельщиков на футбол. Сходить на футбол в Гомеле, к слову, это совсем
не стресс. Здесь уютный стадион «Центральный», на который приятно прийти
всей семьей. Принцип руководства клуба — максимум интерактивности.
Контакт с болельщиками поставлен в основу, задать интересующий вопрос
директору клуба и главному тренеру может каждый, а задав, оперативно
получить ответ. Как видим, такая обратная связь неплохо работает.
«Динамо» (Минск)
Средняя посещаемость домашних матчей — 2.650 (5-е место)
С
выходом команды из чемпионата СССР «Динамо» лишилось основной массы
поклонников, которые просто потеряли интерес к футболу. Сегодня у минчан
самая многочисленная и громкая фанатская группировка. Стремятся в клубе
привлечь на трибуны и новых людей, пуская в ход самую сильную карту —
играя брэндом. «Динамо» — это действительно имя, и болеть за этот клуб
престижно. В нынешнем году была выпущена в свет прекрасная двухтомная
книга — настоящая энциклопедия динамовского футбола. Проведена
профессиональная фотосессия, город украсили рекламные бигборды. Недавно
запущен клубный видеопроект «Динамо–Inside», рассказывающий о жизни
команды.
«Минск»
Средняя посещаемость домашних матчей — 1.294 (10-е место)
«Минск»
— новый клуб, и ему только предстоит обрасти своим болельщицким мясом.
За эту работу здесь взялись рьяно. Для начала пригласили на стадион
Лионеля Месси. Картонного, но сфотографироваться с ним мог каждый. После
чего создали отдел маркетинга и пригласили возглавить его Сергея
Минского, который просто фонтанирует свежими идеями. На вещи он смотрит
более чем оптимистично: «Если мы реализуем все планы, клуб «Минск»
сможет соответствовать декрету о 50–процентной самоокупаемости к 2015
году. И мы сможем сделать это исключительно на футболе. Это
самонадеянное заявление, но, надеюсь, я смогу выполнить свое обещание.
По крайней мере, будем стремиться к этому и что–то делать». Это «что–то»
заметно уже сейчас. Ноу–хау от клуба — организация билетной программы
на домашние матчи. Ее суть в следующем: билет на домашний матч можно
обменять, как сказано в пресс–релизе, на «материальные блага». Какие?
Каждая новая игра — новый сюрприз. И еще. Посетив домашний матч
«Минска», вы точно не умрете с голоду. Предъявив билет, каждый болельщик
получит в подарок грибную пиццу при заказе любого другого блюда в
пиццерии, которая стала партнером ФК «Минск». Да, и еще! В клубе
проснулась креативность. Афиша на предстоящий матч с БАТЭ тому живое
подтверждение.
«Белшина»
Средняя посещаемость домашних матчей — 1.256 (11-е место)
Фактов работы клуба с болельщиками найти не удалось.
«Неман»
Средняя посещаемость домашних матчей — 3.156 (4-е место)
В
следующем году футбольный «Неман» будет отмечать 50–летие создания
клуба. Славные традиции в Гродно пытаются беречь и всеми силами лепят
команду–мечту. Болельщики пока присматриваются. На футбол идут, но не
столь активно, как на хоккей. По уровню комфортности стадион в Гродно,
пожалуй, лучший в стране, но для того, чтобы он заполнялся, нужны,
конечно, гораздо более активные действия со стороны маркетинговой службы
клуба.
«Торпедо–БелАЗ»
Средняя посещаемость домашних матчей — 1.925 (7-е место)
В
Жодино на футболе тоже довольно приятная атмосфера, но когда нет игры,
то нет и любви. Зато постоянное балансирование на грани пропасти
позволяет пресс–службе клуба тренироваться в остроумии и являть миру
афиши в жанре эпоса. Уже были призывы прийти на стадион в стиле
«Родина–мать зовет», воинственно смотрели друг на друга два игрока в
боксерских перчатках, а теперь публике предъявили афишку по мотивам
боевика «Рэмбо». Креативно. Но насколько действенно — вопрос.
«Днепр»
Средняя посещаемость домашних матчей — 3.363 (3-е место)
В
сравнении с другими городами в Могилеве болельщики на стадион идут, что
говорит лишь о том, что при должной работе здесь, пожалуй, можно
собирать аншлаги. А пока в довесок к не слишком высоким результатам
«Днепра» в Могилеве есть авторская программа о футболе на местном
телевидении и афиши. Пестрые, но без изысков.
«Динамо» (Брест)
Средняя посещаемость домашних матчей — 2.043 (6-место)
Радуя
и развлекая самих себя, представители фанатского движения динамовцев
выпускают к каждому поединку забавные видеоанонсы. Сами себя на игры
зовут, сами и приходят.
«Нафтан»
Средняя посещаемость домашних матчей — 669 (12-е место)
Прокомментировать
цифру средней посещаемости «Нафтана» можно только словами Швондера из
«Собачьего сердца»: «Это какой–то позор...»
«Славия»
Средняя посещаемость домашних матчей — 1.625 (9-е место)
Свои
славные времена «Славия» оставила далеко позади. Сегодня команде не до
жиру, а следовательно, и не до болельщиков. Хотя они по старой памяти
все равно тянутся на родную сердцу «Юность». Поностальгировать.