Строители стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге приступили к монтажу раздвижной кровли, а значит, через два года арена будет сдана под ключ.
Залит бетон в основание одного из восьми пилонов 104-метровой высоты, которые будут удерживать конструкцию раздвижной крыши стадиона.
Это означает, что начался самый ответственный этап строительства «Зенит-Арены»: монтаж кровли.
При всех скандалах и недоразумениях генподрядчик – столичная корпорация «Инжтранстрой» – пока выдерживает график, при котором стадион должен быть сдан в эксплуатацию в декабре 2015 года.
Главный итог завершившихся пару дней назад переговоров губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и владельца группы «Базэл» Олега Дерипаски, которому принадлежит «Инжтрансстрой», – москвичи остаются генеральным подрядчиком и проектировщиком футбольного стадиона на западной оконечности Крестовского острова.
– По графику, который никто не отменял, общестроительные работы на «Зенит-Арене» должны закончиться в декабре 2015 года, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «НВ» главный проектировщик стадиона, заместитель генерального директора группы «ВИПС» Владимир Павлов. – Этот график, если он будет обеспечиваться финансами и рабочей силой, абсолютно реален.
Правда, изготовление рабочей документации технической части стадиона далеко от завершения – визу «в производство работ» пока получили чуть больше 50 процентов чертежей.
– Проектирование и строительство идёт не параллельно, как раньше, – комментирует Владимир Павлов.
– У нас есть задел в месяц-два. Сейчас корректируется расположение так называемых зон доступа – территории, которая расположена за пределами знаменитого холма Александра Никольского. Зона доступа – это городки волонтёров, зона прессы, гостевые микрорайоны и другие временные площадки, которые занимают 60–70 процентов территории петербургской части чемпионата мира по футболу. Плоскостная площадь «Зенит-Арены» будет занимать 14 тысяч квадратных метров, а разборный городок гостеприимства разместится на 70 тысячах.
Тем временем в Петербурге гуляет слух, что к 2018 году арена на Крестовском острове построена не будет и к чемпионату придётся срочно строить разборный стадион-трансформер.
– Я думаю, что строительство стадиона-дублёра – это миф, – считает Владимир Павлов. – Конечно, такую арену можно спроектировать и построить не в бетоне, а металле. Но, во-первых, за пару лет это нереально: примерно столько же занимает планировка территории, подсыпка грунта и другие подготовительные операции. «Зенит-Арена» находится на такой стадии строительства, когда в неё вбухано столько денег, что объект бросать бессмысленно.
Главный проектировщик стадиона надеется, что 35 миллиардов рублей, затраченных на возведение «Зенит-Арены», могут окупиться за 7–8 лет.
Владимир Павлов уверен: на объекте можно ежегодно проводить до 300 мероприятий неспортивного характера с аудиторией 7 миллионов человек в год. А коммерческая зона стадиона – 70 тысяч квадратных метров – будет сопоставима с футбольной территорией.
Многие специалисты сравнивают ход строительства стадиона для «Зенита» с рядом зарубежных аналогов. Мол, там и денег потребовалось меньше, и построили быстро. Но при этом забывают, что «там» был именно проект, а не архитектурная концепция, как в Петербурге, которую приходится перелопачивать на ходу.
– Пусть критики придут на стройплощадку, и перед любым из них я готов ответить на все вопросы по цене, – говорит руководитель проекта «Зенит-Арена» Карен Мдиванян. – Схожий с петербургским по сложности, многофункциональности и вместимости стадион в Монреале, предназначенный для американского футбола и проведения концертов, обошёлся инвестору в 1 миллиард 400 миллионов долларов. Замечу, что там при этом нет выкатного поля, сумасшедших петербургских ветровых и снеговых условий, а также болотистого грунта.
К слову, монтаж крыши, к которому приступили строители, займёт минимум 18 месяцев. До начала чемпионата мира-2018 остаётся 58 месяцев. Время ещё есть.