В весеннем отрезке сезона-2013/14 сыграно пять туров. Но, несмотря на аномально теплый март, будто зазывавший болельщиков на стадион, и редкую по накалу чемпионскую гонку, посещаемость российской премьер-лиги осталась на уровне летне-осеннего цикла.
«Советский спорт» разобрал причины.
На зимние каникулы чемпионат ушел с худшим показателем посещаемости за последние девять лет – 11 640 человек.
Тем не менее можно было рассчитывать на изменение ситуации к лучшему. Ведь по статистике именно весной наблюдается повышенный зрительский интерес к футболу.
Так, после зимнего перерыва сезона-2012/13 посещаемость чемпионата взлетела на 20,3 процента по сравнению с летом и осенью!..
Но не случилось и этого – увеличившись всего-навсего на полтора процента, посещаемость остается самой низкой за последние годы. И вряд ли уже заметно улучшится.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ
СТАДИОННЫЙ КОЛЛАПС
Осенью московские клубы скитались по крохотным аренам; «Спартак» в поисках пригодного поля добрел аж до Екатеринбурга, где в 12-м туре сыграл с «Тереком».
Теперь инфраструктурное ненастье перекинулось на провинцию. «Томь» первый весенний матч сыграла в Перми; «Крылья Советов» только вчера провели матч 23-го тура с «Тереком», перенесенный из-за неудовлетворительного состояния газона; «Урал» из новехонького «Центрального» временно переселился в крытый манеж; «Рубин» принимает гостей на тренировочном поле.
Наивно ждать роста посещаемости, когда внушительная часть матчей проходит в столь дискомфортных условиях.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ
НИЗКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТОП-КОМАНД
В России принято болеть за ту или иную команду, пока она борется за высокие места. Такого, как в Англии, где даже на матчах аутсайдеров всегда аншлаг, у нас нет и не предвидится.
Стоит команде захворать, выбиться из победного ритма, как стадион, где она играет, начинает стремительно пустеть. Простой пример: «Кубань» и «Спартак», лидеры посещаемости последних лет, нынешней весной собирают в среднем на 6 814 и 6 341 зрителя меньше, чем в прошлом сезоне.
Аналогичный тезис можно применить и к кавказским командам – «Тереку» и «Анжи», чья аудитория, правда, хоть и упала, по российским меркам все равно остается приличной.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ
НЕУДОБНОЕ НАЧАЛО МАТЧЕЙ
Этой весной 14 матчей из 40 (то есть каждый третий) прошли в будни. А некоторые из них были назначены в рабочее время. Например, игру 22-го тура «Анжи» – ЦСКА поставили на 17.00. Сосчитать, сколько потенциальных болельщиков не попали на стадион, наверное, невозможно. Да и вряд ли это необходимо.
Куда больше волнует другое – почему те, кто верстает календарь и определяет время начала матчей, заботятся исключительно о своих интересах, пренебрегая интересами простых людей?
Удручает, что вместо того чтобы заманивать болельщиков на трибуны, создавая для них все условия, у нас на ровном месте придумывают дополнительные сложности.
ОТКЛИК
Сергей ЧЕБАН, исполнительный директор РФПЛ:
– Я не вижу проблем с посещаемостью, учитывая объективные и субъективные факторы. Идет стабильный процесс. Например, в прошлом туре на каждый матч пришло в среднем больше 14 тысяч человек.
Мы по-прежнему оптимистичны, видим, как клубы работают с болельщиками, и убеждены, что следующий сезон станет показательным.
Появится стадион у «Спартака». У «Рубина», если не «Казань-Арена», то «Центральный» будет приведен в соответствие. И посещаемость снова вырастет.
Советский спорт