Главная » 2015»Травень»6 » Подозрительные лица. Как РФПЛ теряет сотни тысяч зрителей
10:51
Подозрительные лица. Как РФПЛ теряет сотни тысяч зрителей
В нынешнем сезоне РФПЛ биты все рекорды по матчам, прошедшим в нештатном режиме (без зрителей или перенесенные в другие города). И в этом главная причина того, что посещаемость рухнула на рекордно низкую планку за последние девятнадцать лет.
Sovsport.ru иллюстрирует самые печальные тренды розыгрыша-2014/15.
ТРЕНД ПЕРВЫЙ: БЕЗДОМНЫЕ КЛУБЫ И МАТЧИ БЕЗ ЗРИТЕЛЕЙ
По разным причинам (санкции КДК, отсутствие инфраструктуры и т.д.) каждый девятый матч был недоступен (ограничен) для болельщиков: 19 из них были сыграны в других городах (в основном здесь фигурируют «Торпедо» и «Уфа»), 2 прошли на нейтральном поле, 5 – без зрителей («Зенит» и «Торпедо»). Простые вычисления показывают: только на этих матчах РФПЛ недосчиталась порядка 119 тысяч (!) болельщиков.
А ведь были и другие неприятные казусы: закрытие виража на первых матчах «Зенита», переезд «Урала» в трехтысячный манеж, а «Рубина» – на поле базы, и временное прикрытие «Ахмат Арены» для замены газона. По факту все они прошли в родных городах, а болельщикам вход был разрешен. Не придерешься. Хотя «Терек», вторая по посещаемости домашних матчей команда, потерял порядка 20 тысяч своей аудитории. У «Рубина» все еще хуже: после переезда его посещаемость упала примерно в шесть раз.
ТРЕНД ВТОРОЙ: ДЛЯ КОГО ПРОВОДЯТ ЧЕТВЕРТЬ МАТЧЕЙ?
Переносы матчей негативно сказываются на посещаемости, это факт. Представьте, сколько поклонников искусного футбола «Уфы» могут позволить себе ездить в Пермь? Регулярные вылазки в Раменское интересны лишь малочисленной торпедовской молодежи, но не так называемым «кузьмичам». Тула, конечно, относительно недалеко от Москвы, но потратить день на путешествие в столицу и обратно ради 90 минут игры – весьма сомнительное удовольствие.
Тем не менее, таких матчей все же сравнительно немного. И это, как говорил классик, только полбеды. На 52 (из 208) матчах РФПЛ аудитория не превысила даже пяти тысяч зрителей – вот где катастрофа. Спросите любого футбольного чиновника, для кого проводятся матчи. От всех без исключения получите ответ: для болельщиков. Но разве цифра пять тысяч соответствует футбольному матчу уровня премьер-лиги? Выходит, что на четверть матчей нет зрительского спроса. А значит, они проводятся для галочки.
ТРЕНД ТРЕТИЙ: ПЕРМЬ – ТРЕТЬЯ ФУТБОЛЬНАЯ СТОЛИЦА РФ
«Уфа», которой запретили играть на своем стадионе, нашла пристанище в Перми. Замечательный город, спору нет, и стадион «Звезда» соответствует всем требованиям РФПЛ. Одна загвоздка: в этом городе не так чтобы сильно любят футбол; даже на родном «Амкаре» аншлаги собираются, как правило, только по случаю приезда «Спартака». Совокупная заполняемость «Звезды» на матчах «Амкара» и «Уфы» составляет лишь 29%. А в последнем туре на матче «Уфа» – «Мордовия» здесь был установлен новый антирекорд посещаемости (не считая матчей без зрителей) – 200 человек.
ТРЕНД ЧЕТВЕРТЫЙ: РЕКОРДНО НИЗКАЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ
С учетом всех изложенных факторов вряд ли стоит удивляться тому, что посещаемость премьер-лиги в этом сезоне рухнула на самую низкую за последние девятнадцать лет планку. Даже в смутные времена конца 90-х народ охотнее шел на стадион. Сейчас же, когда появляются новые арены («Открытие Арена», «Ахмат-Арена», «Казань Арена»), клубы имеют колоссальные финансовые возможности, о которых еще десять лет назад и мечтать не могли, а на поле играют дорогостоящие легионеры, футбол мало кому стал нужен.
Если бы все матчи прошли так, как положено, средняя посещаемость чемпионата была бы на порядок выше – перевалила бы за 11 тысяч, что тоже мало, но хотя бы не так катастрофично, как сейчас. Возможно, чиновникам стоит пересмотреть свою политику строгих санкций, развернутую в этом сезоне? А клубам стоит более профессионально подходить к подготовке стадионов и полей к соревнованиям? Хотелось бы, чтобы все заинтересованные лица обратили внимание на эту тенденцию. Чтобы не доводить российский футбол до еще большего абсурда.
Хорошо, что к этой проблеме постоянно возвращаются, в т.ч. солидный спортивные издания. Может, под давлением общественности что-то делать начнут? А вообще, склоняюсь к тому, что чем хуже, тем лучше. Чем ниже посещаемость и больше проблем, тем больше это заметно. Тем больше шансов, что за исправление возьмутся. Но, главный тормозящий фактор - преобразованием будут заниматься чиновники. Сейчас они ничего не делают, и это естественное их состояние. Потом им, например, вставят и заставят что-то сделать. Они это сделают "на отвали" (мягко выражаясь)... Тут прочитал статью про посещаемость НХЛ, и понял одну вещь (вообще-то очевидную), что СЕЙЧАС посещаемость зависит в первую очередь от менеджмента и маркетинга. В Америке из года в год аншлаги собирают даже аутсайдеры. Вот, играет команда плохо, постоянно "сливает", а на матчи ходит по 20 тысяч. Логистика, развлечения, современные перформансы, многочисленные точки питания. В Америке, правда, доходит до того, что народ туда приходит потусить и покушать, своё место на трибунах некоторые вообще не занимают. )) Но и у нас, например, фаны тоже часто не "на футбол" ходят. Я к тому, что посещаемостью должен вплотную заниматься клуб. Сейчас этим занимается отсилы Зенит, Краснодар, с этого года взялся Спартак. Можно назвать ещё пару-тройку клубов. В основном российские клубы бюджетные. Ими владеет государство. Потому и менеджмента никакого. Вернёмся к "чем хуже, тем лучше". Если посещаемость клуба станет совсем низкой, регион посчитает, что дешевле клуб расформировать - на выборах они потеряют совсем немного электората. Либо постараться найти по максимуму частных инвесторов. Так будет больше частных клубов, владельцы которых будут заинтересованы в увеличении посещаемости (не только прибыль, но и расширение рынка для своей компании). Оставшиеся государственные клубы может, будут учиться? Прошу прощения за длинный пост.
Может многие со мной не согласятся, но я считаю что негативно на посещаемость влияет и исчезновение футбола с федеральных (общественных) телеканалов. Раньше Первый канал, Россия 2 матчи показывали, Даже Рен ТВ одно время. Это же как с эстрадными исполнителями - если есть на телевидении то и на концерты к нему ходить будут и значит популярность на уровне. Вспомните про биатлон - про него 20 лет назад никто толком не знал - а сейчас один из самых популярных зимних видов спорта, а всё из за популяризации на телевидении.
Про биатлон ты хорошо вспомнил. Но там, насколько я помню, сперва рейтинги подскочили, потом его уже перевели на федеральные каналы. Здесь же наоборот, сперва рейтинги футбола сильно упали, потом его уже убрали из сетки вещания сами федеральные каналы.
Интересно, как они эти рейтинги считают... Вот, к примеру НТВ. Трансляцию на официальном сайте, когда идут всякие сериалы про ментов, смотрят 1000-3000 человек. Когда идет футбольный матч - под 100 000. Мне кажется эти рейтинги сериалов во многом дутые ибо каналам это выгодно - деньги стричь с рекламодателей.