Генеральный директор компании — генподрядчика строительства «Инжтрансстрой-СПб» Виталий Лазуткин рассказал в интервью корреспонденту «Спорта День за Днем» о ходе работ по возведению стадиона «Зенит-Арена».
В мае 2016-го пройдут тестовые матчи
— До сдачи стадиона в эксплуатацию осталось 10 месяцев — ранее сообщалось, что он должен быть готов к маю 2016 года. Успеваете?
— Контрактные обязательства «Трансстроя» распространяются по конец 2016 года. По заданию заказчика мы должны закончить основные строительно-монтажные работы в мае следующего года. После этого приступим к пусконаладке систем.
Объект сложный, инженерная насыщенность коммуникаций очень высокая, все уникально. Поэтому тестировать и налаживать системы мы будем до конца срока.
— Получается, некоторые поторопились с заявлениями, что «Зенит» свой первый матч на новом стадионе сможет провести в мае 2016 года?
— По графику в мае будущего года смогут сыграть только тестовые матчи, например, между сборными «Трансстроя» и сборной заказчика.
— Понятно, что заказчик строительства стадиона — город, но играть на нем предстоит «Зениту». При этом Максим Митрофанов, генеральный директор «Зенита», прямо заявил: «Я не знаю, что будет, а что нет на новом стадионе». Как такое возможно?
— Клуб участвует в принятии решений, в том числе связанных с выбором систем, с их тестированием. В «Зените» визируются технические задания всей системы. Особенно то, что касается контроля доступа болельщиков на стадион.
— Представители «Зенита» на стройке бывают? Может, Андре Виллаш-Боаш, живущий неподалеку, заглядывал в гости?
— Представители «Зенита» постоянно находятся на стадионе и участвуют во всех профильных совещаниях…
— Будет ли установлена биометрическая система идентификации болельщиков?
— Да, у нас будет система распознавания лиц. Вопрос лишь в алгоритмах действия этой системы и вариантах исполнения. Эта система относится к одной из самых сложных, и сегодня существует большое количество наработок в этом направлении.
Мы много дискутировали по вопросу выбора системы. Одно из последних требований, поступивших к нам сравнительно недавно от Федеральной службы безопасности, заключалось в том, что системы должны соответствовать именно их, ФСБ, строгим критериям. Например, это должен быть отечественный производитель.
Внутри чаши будет температура 20–22 градуса
— Правда ли, что выкатное поле уже не только смонтировано, но и прошло первые тестовые испытания по перемещению?
— Прошел первый этап тестирования системы приводов выкатного поля. То есть поле в ненагруженном состоянии, только металлоконструкции, уже двигается в заданных параметрах.
При участии «Трансстроя» и Политехнического университета разработана система уникального привода, это полностью отечественная разработка.
Первый этап прошел успешно, на втором этапе мы приступаем к монтажу самих конструкций «пирога» поля и системы наддува. Поле будет совмещать в себе электросервопривод и систему воздушной подушки.
— Когда стоит ждать того же самого в отношении другой «вишенки» стадиона — раздвижной крыши?
— Раздвижная крыша — самая сложная система, монтируется на высоте. Она венец монтажа всей стационарной кровли. О тестовых испытаниях можно будет говорить лишь к октябрю-ноябрю нынешнего года.
— Какая температура в чаше стадиона зимой при закрытой крыше?
— Минимальная температура всего стадиона в морозные дни — семь градусов тепла. Ниже этого порога мы никогда не должны опускаться. Если стадион пуст, то при закрытой крыше мы его опускаем в экономичный режим — 7–10 градусов. Если же планируются какие-то мероприятия, то внутри чаши будет 20–22 градуса.
— Во время чемпионата мира в Бразилии пришлось столкнуться с колоссальными проблемами: Wi-Fi работал только в пресс-центре, на трибунах «поймать» его было невозможно. То же самое периодически происходит и с сетями даже крупных операторов сотовой связи. Вы держите в уме этот вопрос?
— Изначально предусмотрено, что сеть Wi-Fi будет полностью покрывать стадион. Все системы связи и обработки данных проектируются и закладываются с избыточным ресурсом, на десять лет вперед.
— Вместимость стадиона не изменилась?
— Предусмотрены два режима. Во время матчей под эгидой ФИФА мы принимаем до 68 тысяч зрителей, а в концертном режиме, когда поле выезжает, а чаша становится партером, на стадионе смогут разместиться до 80 тысяч.
— На сколько машино-мест будет парковка? Она будет платной или бесплатной?
— Мы все-таки реконструируем старый стадион, поэтому изначально были ограничены площадями старого объекта. Расчеты показали, что максимальная вместимость по парковке без нарушения норм и правил по эвакуации — 3,5–4 тысячи мест.
Очевидно, что по сравнению с вместимостью это малое количество. Поэтому в основном, чтобы добраться на стадион, придется пользоваться общественным транспортом.
— Кроме того, предусмотрено строительство пешеходного моста?
— Да, городские власти об этом уже официально объявили. Мост построят в створе Яхтенной улицы, в результате чего появятся две развязки: одна в сторону станции метро «Новокрестовская», а вторая — в сторону «Старой Деревни» и «Черной речки». Разделение пешеходных потоков — очень разумное решение.
— Когда начнет свою работу подсветка стадиона? Какие будут режимы?
— Монтаж подсветки стадиона уже начат, ведется закладка опор под мачты. Это отдельный госконтракт, который исполняет подрядчик «СЭМ № 5», а не мы. Они должны сдать систему в декабре.
Во время матчей она будет работать на максимуме в режиме светодинамического шоу. В другое время это будет просто фоновая подсветка.
Цветовая гамма еще не утверждена, но возможны абсолютно любые варианты. Светильники, кстати, петербургского производства.
— Какова ситуация с системой пожаротушения?
— Она в проекте. Роботизированный пожарный комплекс также управляется оператором, реагируя прежде всего на возгорание инженерных систем. Не надо думать, что мы собираемся тушить болельщиков (улыбается).
Дополнительные пожелания ФИФА
— До сих пор не умолкают разговоры о том, что Россия может лишиться чемпионата мира. Вам будет обидно, если так и произойдет?
— Я бы даже не хотел предполагать это. Мое мнение: спорт вне политики. В июле в Санкт-Петербурге пройдет жеребьевка отборочного турнира чемпионата мира.
— На вашей стройке нервозная атмосфера никак не сказывается?
— Нет. Наш объект находится в стадии завершения, и наша задача — завершить его в срок.
— У ФИФА сейчас большие проблемы, у них хватает головной боли из-за коррупционного скандала. Продолжают ли представители этой организации приезжать на Крестовский остров с проверками?
— Не так давно я рассматривал запрос и документ о дополнительных пожеланиях, которые ФИФА нам предоставила.
— О каких пожеланиях идет речь?
— В основном это касается архитектуры внутренних планировочных решений, решений, связанных с дизайном, с размещением каких-то служб.
— Какова готовность стадиона на данный момент?
— Есть полная уверенность, что мы сдадим объект в срок. Несмотря на объективные сложности, неуклонно идем к цели. В смете заказчика уже превысили планку в 75 процентов.
|В тему
Пешеходный мост
18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о намерениях при реализации инвестиционного проекта по созданию пешеходного моста к чемпионату мира — 2018 в Санкт-Петербурге между Санкт-Петербургом и Spicer Oppenheim Limited.
Результатом реализации проекта будет создание пешеходного моста в створе Яхтенной улицы со следующими техническими параметрами:
— общая длина — 672 м (длина пролетного строения — 409 м);
— длина с учетом подходов к сооружению с обеих сторон — 941 м;
— ширина проезжей части — 9 м;
— общая ширина пешеходной и велопешеходной части — 5,75 м.
Ориентировочная стоимость создания пешеходного моста составляет 1,8 млрд руб.
Спорт день за днем