«Есть билетик»? Почему посещаемость MLS вдвое выше, чем у РФПЛ. «Чемпионат» анализирует статистику посещаемости североамериканского и российского чемпионатов и пытаемся сделать выводы.
Проблема «Витька»
Тема поведения на матчах болельщика «Мордовии» Витька — персонажа, безусловно, яркого и неоднозначного — давно будоражит умы российской футбольной общественности. Пожалуй, воздержусь от оценки его поведения, комментарии по этому поводу не дал только ленивый. Но почему-то мало кто задумался над тем, что вообще породило эту тему.
А дело в том, что на «Мордовию» ходит настолько мало людей, что в телетрансляции запросто можно разобрать выкрики одного болельщика. Хотелось бы, чтобы руководители лиги задумались над этим вопросом, а не думали, как изолировать Витька от остальной публики.
Даже «Спартак» не спасает
Несмотря на многочисленные разговоры о мощном развитии РФПЛ (с игровой точки зрения развитие действительно существенное), проблема посещаемости матчей стоит довольно остро.
Минувший чемпионат собрал наименьшую аудиторию за последние 20 лет. Меньше на первенство РФ ходило только в 1995 году — 9000 человек. Средняя посещаемость игр сезона-20014/15 составила чуть более 10 тысяч человек.
Не помог даже «Спартак» с его прекрасным, ультрасовременным новым стадионом. Аудитория домашних игр красно-белых при этом значительно возросла и составила 25 000 человек.
А это значит, что на другие команды стало ходит ещё меньше болельщиков. Среднее значение посещаемости более половины клубов РФПЛ не пробило отметку в 10 000 зрителей.
Что с посещаемостью в MLS?
Для сравнения взглянем на подобную статистику в MLS и немножко удивимся. В минувшем сезоне средняя посещаемость игр в совместном чемпионате США и Канады составила 19 151 человек.
Практически наверняка статистика нынешнего чемпионата будет ещё более внушительной. За 6-7 туров до финиша регулярного сезона значение средней посещаемости матчей MLS превысило 20 тысяч зрителей.
За последние 15 лет этот показатель увеличился более чем на 40%. Динамика впечатляющая, и можно не сомневаться, что это далеко не предел.
«Сиэтл» является безусловным лидером по посещаемости в Северной Америке. В среднем на домашние игры «Саундерс» ходит более 44 тысяч человек — завидный показатель даже для топ-клубов ведущих чемпионатов Европы.
И это при том, что в городе есть прекрасная команда по американскому футболу, которая в теории должна была бы украсть всю спортивную аудиторию Сиэтла.
В топ-3 по посещаемости входят и два новых клуба MLS — «Нью-Йорк Сити» и «Орландо Сити». На команду Фрэнка Лэмпарда, Давида Вильи и Андреа Пирло ходит около 28 тысяч болельщиков, а на бразильца Кака и его друзей и вовсе приходит посмотреть практически 40 тысяч зрителей.
При всё при этом «Нью-Йорк Сити» строит собственный стадион (пока команда играет на бейсбольной арене «Янкиз»), что наверняка положительно отразится на посещаемости.
Мало зрителей? Попрошу на выход из MLS
«Колорадо Рэпидс» является наименее посещаемой командой MLS, собирая в среднее чуть менее 14 тысяч зрителей. Справедливости ради стоит отметить, что арена клуба рассчитана всего на 17 тысяч мест, так что процент вполне приличный.
В аутсайдерах по этому показателю также столичная команда «Ди Си Юнайтед» (14 115 зрителей) и «Нью-Инглэнд Революшн» (14 800 зрителей).
В российском первенстве все три команды уверенно бы вошли в топ-5 по средней посещаемости домашних встреч, значительно уступив «Спартаку» и совсем чуть-чуть чемпиону страны «Зениту».
Во многом из-за слабой статистики посещаемости по итогам прошлого сезона из MLS была исключена команда с приятным названием «Чивас».
Конечно, были и финансовые несостыковки и контрактные вопросы с руководством лиги, но малое количество зрителей на трибунах было одной из наиболее весомых причин исключения. Жёстко? Пожалуй.
Так что «Колорадо» следует серьёзно задуматься над тем, как жить дальше. Возможно, стоит усилить маркетинговый отдел или подписать звезду европейского футбола, а может, просто снизить цены на билеты.
Думаю, что разберутся и без моих советов, но что-то сделать необходимо.
Боссы MLS под микроскопом наблюдают за командами с низкой посещаемостью и могут в один момент поставить вопрос ребром, если ситуация не улучшится.
Стоит ли бояться исключения «Уфе», «Мордовии» и «Динамо»?
После таких рассуждений просто невозможно избежать сравнения с российским чемпионатом.
По статистике прошлого сезона в тройку наименее посещаемых команд РФПЛ вошли «Уфа» (4250 чел.), «Мордовия» (5250 чел.) и московское «Динамо» (7250 чел.). В топ-3 изначально входило «Торпедо», но мне хотелось бы выделить команды, продолжающие играть в Премьер-Лиге.
Можно поиронизировать над тем, что по аналогии с MLS нужно исключить «Уфу» из чемпионата России, однако проблема остаётся проблемой. На некоторые клубы РФПЛ ходит катастрофически мало людей.
Грозит ли это чем-то этим командам? С финансовой точки зрения — вряд ли. Будем честны, доходы от продажи билетов и абонементов не являются ключевым вопросом в финансовых делах клубов РФПЛ.
Руководители смотрят на заполняемость трибун больше с эстетической точки зрения, нежели с экономической.
Процент заполняемости стадионов
Необходимо рассмотреть ещё один важный фактор — процентное соотношение заполняемости трибун к общей вместимости стадионов в MLS.
В нынешнем сезоне два клуба имеют 100-процентную посещаемость домашних матчей — «Портленд» и «Сан Хосе». Вряд ли эта статистика испортится в преддверии решающих матчей чемпионата.
Стадионы канадских команд «Торонто», «Ванкувера» и «Монреаля» также заполняются практически под завязку.
Проводящему лучший сезон в своей истории «Ванкуверу», к примеру, не хватает всего одного процента до безукоризненной статистики. Почти каждая домашняя игра «Уайткэпс» собирает аншлаги.
В городе действительно любят футбол, несмотря на наличие хоккейной команды «Ванкувер Кэнакс». Да и приходить каждый на красивейшую и чрезвычайно удобную олимпийскую арену «Би Си Плэйс» — приятное дополнение к общему пакету услуг.
Стоит также отметить, что процент заполняемости трибун на всех стадионах в MLS превышает отметку в 75%, что, безусловно, является топ-уровнем. В российской Премьер-Лиге, например, лучшие показатели у «Зенита» и «Спартака» — около 63%. Цифры. Факты.
MLS круче, чем НБА и НХЛ
Ещё несколько занятных деталей. Согласно официальной статистике на матчи MLS ходит больше зрителей, чем на игры НБА и НХЛ.
Конечно, можно сделать сноску на то, что стадионы на открытом воздухе значительно более вместительны изначально, но здесь цифры довольно справедливые.
Вместимость футбольных стадионов большинства команд MLS (из общего ряда выбиваются разве что «Орландо» и «Сиэтл») вполне сравнима с хоккейными и баскетбольными аренами.
Быть круче сильнейших в своих видах спорта лиг — довольно неплохая реклама для Major League Soccer.
Догнать и перегнать Серию А
Взглянем на показатели заполняемости трибун в ведущих национальных чемпионатах по всему миру. И тут у MLS внушительные результаты. По большому счёту американо-канадская лига уступает только «большой пятёрке» европейских чемпионатов.
Если до Бундеслиги и английской Премьер-лиги MLS ещё далеко, то французская и итальянская лиги находятся в зоне прямой атаки. Средняя посещаемость этих чемпионатов едва превышает 22 тысячи человек.
В зоне видимости также и испанская Примера с её 27 тысячами. С темпами развития MLS не удивлюсь, если через 10 лет североамериканцы уже будут наступать на пятки лиге, в которой играют «Реал» и «Барселона».
Чемпионат России, к слову, ожидаемо не вошёл в топ-15 самых посещаемых национальных чемпионатов, уступив, к примеру, второй Бундеслиге, Чемпионшипу, чемпионату Китая.
Кто виноват и что делать?
С вашего позволения виноватых в низкой посещаемости игр РФПЛ мы искать вне будем. По крайней мере не сейчас и не в этой статье. А вот разобраться с тем, как можно исправить ситуацию, попробуем.
Во-первых, новые стадионы, подготовленные к чемпионату мира 2018 года, должны поспособствовать росту аудитории. Если и комфортные условия просмотра матчей не привлекут болельщиков на трибуны, то ситуацию можно действительно назвать плачевной.
Во-вторых, клубам необходимо заставить маркетинговую службу работать продуктивнее. Плакаты, рекламы с участием игроков и тренеров, развитие социальных сетей, промо-акции — зритель должен понять, почему он должен провести вечер субботы или воскресенья на стадионе, а не в ресторане или на даче.
В третьих, спортивная составляющая. Если в России появится больше команд, показывающих привлекательный футбол и имеющих в своих составах ярких исполнителей, болельщик неминуемо потянется на трибуны.
В этой связи гипотетическое успешное выступление российских клубов в еврокубках, а также национальной сборной в международных соревнованиях также обязано привести к росту зрителей на стадионах.
Нам же остаётся искренне верить, что хотя бы один из этих пунктов осуществится. Иначе придётся продолжать петь оды североамериканским чемпионатам, тихо завидуя тому, как у них всё здорово отлажено в этом плане.
Чемпионат
фото: Reuters, Mark Thor
=
См. также:
МЛС вышла на седьмое место в мире по средней посещаемости матчей