Давно есть идея написать цикл статей, посвященных тому, как НБА делает деньги и начнем с главного и самого простого – посещаемости, билетов и прочих мелочей. Поехали.
Нет смысла рассматривать посещаемость клубов ассоциации в отрыве от городов и агломераций, в которых они расположены:
Бросается в глаза, что лишь в 9 городах из 28 население больше миллиона. Агломарация «Голден Стэйт» в таблице – Bаy Area, поэтому не стоит так удивляться сильному разбросу. Как «Юта Джаз» до сих пор цепляется за Солт-Лэйк-Сити и почему ее до сих пор не перевезли в места, отличающиеся количеством населения от Пскова, я не понимаю.
Зато вполне понятно, что лишь два города из списка (с натяжкой – можно добавить Чикаго) густонаселеннее Санкт-Петербурга и Москвы. Вполне логично, что именно в них квартируется по два клуба.
Самое главное. Внезапно, Сан-Антонио оказывается совсем не таким захолустьем, как нам всем обычно кажется. Уверен, это очередной чертов троллинг Поповича.
Идем дальше – вместимость, посещаемость и заполняемость арен:
Можно сколько угодно смотреть матчи в 4 часа утра, удивляясь заполненности стадионов, но это гребанный шок! Десять клубов в среднем за сезон имеют 100% заполняемость! 10! Это треть клубов NBA! 90% – у 25 клубов (сделав небольшое допущение для «Уизардс» и «Мэджик», в конце концов, это «Уизардс» и «Мэджик», у одних есть Диснэйлэнд, у вторых был Аринас).
Если вы до сих пор не любите Марка Кьюбана, то самое время полюбить его. Он умудряется не только заполнять арену «Маверикс» на 105% в среднем по сезону, но и куда то запихивать эту почти 1000 человек в 41 домашнем матче!
В неудачниках те, кого и ожидаешь. «76-е», конечно, не главная команда Филадельфии (если вы смотрели «В Филадельфии всегда солнечно», то объяснять не надо), но до нынешних плачевных результатов ее довел Сэм Хинки и никто иной. В сезоне-2012/2013 матчи посещало в среднем 16 717 человек, годом ранее – 17 500. Вывод напрашивается сам собой. Конкуренты Филадельфии – «Пистонс», но у них немного печальная ситуация в городе, да и посещаемость, хоть и слабо, но растет. К тому же, в Детройте есть Андре Драммонд.
Посещемость «Нетс» после переезда из Нью-Джерси выросла с 13 900 человек до 17 000 в среднем за матч. В Нью-Йорке тебя любят не за победы явно. То же самое можно сказать и про Лос-Анджелес. «Лейкерс» уже третий год играют в «Клипперс» образца пяти-шести-подставь-любое-число-летней давности, а «Стейплс» все также заполнен. И это при жутко дорогих билетах.
У всех клубов, кроме «Уорриорз», арены довольно свежие. Да и «Голден Стэйт» скоро переезжает. МСГ в расчет не берем, он будет стоять столько же, сколько и Нью-Йорк. Да и там недавно была реконструкция.
Средние цены на билеты:
Самые дешевые билеты в NBA на матчи «Пеликанс» и «Хорнетс». На Энтони Дэвиса можно смотреть в среднем всего за 30$! Хотя это и не так удивительно, как стоимость билетов на более успешных «Гризлис» и «Хокс».
Единственные команды, пробиващие отметку в 100$ – «Никс» и «Лейкерс», билеты на матчи последних стоят на 25$ дороже, чем на «Клипперс» даже с Полом и Гриффином. Неудивительно, что половина болельщиков «Лейкерс» ходит в Стейплс-центр на другую команду.
Средняя цена на билеты NBA по всей лиге – 54$. Не очень гуманно, правда? Но..
Попробуем посчитать более реальную стоимость билетов:
Намного разумнее примерять на себя стоимость билетов на матчи NBA, сопоставляя доходы в США.
Первое, что бросается в глаза – Вашингтон, Бостон, Торонто и Нью-Йорк в топе по доходам. Второе – Лос-Анджелес далеко не в топе, но обманываться не стоит, просто там официанток, мечтающих стать актрисами, как и других маргинальных элементов, намного больше, чем настоящих актрис. Третье – средний доход в Окленде – 2640 долларов в месяц, в Сан-Франциско – 3660. Давайте попробуем угадать, сколько будут стоить билеты на матчи «Голден Стэйт» после переезда. Заодно и название арены можно предсказать, я ставлю на Twitter Stadium и вместимость в 20 140 человек.
Самые дешевые билеты в своей реальной стоимости – на матчи «Уизардс» – всего 0,9% от месячного дохода. И это только средняя цена! Самые дорогие – на матчи «Никс» и «Лейкерс».
Теперь к главному, средняя цена билета на матч NBA – 2,24% от среднемесячного дохода на человека. Для Москвы это (при официальных цифрах в 55 тыс. рублей в месяц) – 1232 рубля, для Санкт-Петербурга (40,5 тыс. рублей) – 907 рублей, для Мордовии (17,5 тыс. рублей) – 392 рубля. Для своего города можете сами посчитать, но цифры уже не так пугают, мягко говоря.
Ну и напоследок. За год продажа билетов на матчи НБА только регулярного сезона приносит один миллиард двести четыре миллиона долларов выручки. Только билеты.