Старший вице-президент ВТБ и руководитель проекта «ВТБ Арена парк», в рамках которого возводится новый стадион московского «Динамо», Андрей Перегудов в интервью корреспонденту «Известий» рассказал, какая судьба ждет барельефы советского скульптора Сергея Меркурова, а также о том, как избежать низкой посещаемости на строящейся арене.
— В какой стадии готовности стадион и комплекс в целом в настоящее время?
— Все бетонные работы будут закончены через несколько месяцев, тогда же завершится и монтаж металлических конструкций крыши. После этого начнется отделка. От нее будет зависеть, насколько стадион будет комфортным.
Окончательно строительная техника покинет территорию в 2018 году, когда будут доделаны элементы ландшафтного дизайна.
Футбольный стадион «Динамо» не является официальной ареной чемпионата мира по футболу, но станет тренировочной базой для кого-то из его участников.
Никакой спешки нет — стараемся всё тщательно планировать, особенно в плане импортозамещения. По возможности пытаемся заменять дорогостоящие материалы на более доступные по ценам, но не в ущерб качеству.
— Были ли скорректированы затраты на строительство комплекса с учетом мер по оптимизации расходов?
— Проект делится на валютную и рублевую составляющие. Курс рубля изменился, а некоторые части проекта изначально просчитаны в валюте. Мы пытаемся экономить.
Определенные виды техники, инженерного оборудования, которые мы раньше собирались закупать в Европе, теперь приобретаем в России или в тех странах, где они дешевле.
У нас есть надежда, что мы сможем сохранить финансовую составляющую проекта в ранее заявленных цифрах — это порядка $1,5 млрд. Все цифры выверены — есть внешний контроль, банковский контроль, был уже не один аудит.
С точки зрения цены и качества у нас будет абсолютно правильный продукт. Но понятно, что в целом давление на национальную валюту ощущается.
— Новый стадион мюнхенской «Баварии» окупился уже через 9 лет. Арена «Динамо» сможет когда-либо прийти к такому показателю?
— Я думаю, что чисто футбольные объекты не окупаются никогда, если не говорить, например, об Англии, Германии и Бразилии, где посещаемость стопроцентная, потому что там футбол — национальный вид спорта.
Построить первоклассный стадион в России на 20 матчей в год — слишком дорогое удовольствие. Поэтому большинство арен строят на деньги из федерального или муниципального бюджета.
Не надо забывать и о наших климатических условиях — это одна из причин, по которой мы спроектировали еще и малую арену, где планируем проводить хоккейные и баскетбольные матчи, а также концерты. Мы хотим, чтобы в нашем комплексе всегда было многолюдно.
— В России недавно было построено два суперсовременных стадиона — «Казань Арена» и «Открытие Арена». Несмотря на низкую стоимость билетов они не заполняются даже на 50%. Как избежать подобного стадиону «Динамо»?
— По сравнению с предыдущим проектом стадиона на 45 тыс. зрителей сейчас вместимость стадиона сократилась до 27 тыс., он стал на 10 м ниже. Мы считаем, что для «Динамо» это оптимальный размер.
Нам повезло, что решение о том, что «Динамо» не будет участвовать в чемпионате мира, было принято вовремя. И мы имели возможность перепроектировать стадион на меньшее количество мест. С этим согласен и футбольный клуб.
Недавно я был в Казани, где спросил у владельцев «Рубина», какая у них средняя посещаемость. Ответ меня, если честно, шокировал — 8 тыс. зрителей. То есть тот футбол, который у нас сейчас есть, с точки зрения маркетинговой раскрутки не привлекает зрителей.
Посещаемость в Химках, куда временно переехало «Динамо», примерно такая же.
Мы знаем по крупнейшим стадионам мира, что количество зрителей увеличивается в два раза, если стадион удобный, находится в правильном месте, там вкусно кормят и есть место для парковки машины.
Если у нас будет по 16–20 тыс. приходить на каждый футбольный матч, значит, задачу мы свою решили.
— До реконструкции «Динамо» собирало по 50 тыс. зрителей.
— Сегодня еще один стадион на 50 тыс. в историческом районе Москвы в принципе строить не нужно. Если только там не будут проходить матчи чемпионата мира или Европы.
Такая арена будет заполняться исключительно на отдельные еврокубковые встречи или 1–2 топ-матча национального первенства.
На нашем стадионе мы сможем проводить все матчи европейских клубных турниров, кроме полуфинальных и финальных.
Заполнить большой стадион в Москве — очень трудно, столица избалована множеством разнообразных зрелищ.
На этом фоне опыт Донецка примечателен — там стадион стал градообразующим фактором и заполнялся практически всегда полностью. Горожане ходили туда семьями, как на праздник.
Это здание стало лучшим в городе — там было всё: лучший в городе магазин, музей, парковка, охрана, питание, безналичная оплата. Сейчас, к сожалению, стадион частично разрушен.
— При строительстве стадиона «Динамо» был заявлен обогрев трибун, кажущийся необходимым при действующей системе чемпионата России по футболу «осень–весна». Этот план не претерпел изменений?
— Сегодня ни на одном стадионе в России нет обогрева. Это дорогое удовольствие, учитывая, что в по-настоящему холодную погоду проходят 3–4 матча в году.
Изначально было запроектирована система с использованием инфракрасного излучения, которая должна была излучать тепло сверху.
Но специалисты по акустике и свету утверждают, что размещение обогревателей на конструкциях кровли приведет к тому, что системы отопления помешают размещению и работе систем звукоусиления и спортивного освещения.
В настоящее время мы серьезно работаем над этой проблемой.
— А газон будет с подогревом?
— Да, мы будем использовать специальные лампы, которые работают на ведущих стадионах мира. Газон на стадионе будет рулонный. В технологии предусмотрены следующие системы: дренаж, подогрев поля, инсоляция (лампы, которые компенсируют нехватку солнечного света), вентиляция.
Дополнительно изучается вопрос целесообразности системы подпочвенный аэрации, — внутрь «пирога» поля нагнетается воздух для укрепления корневой системы.
Этот выбор сделан с учетом необходимости, с одной стороны, гарантировать высшее качество натурального газона для футбольных матчей, с другой — получить возможность использовать стадион для проведения не футбольных мероприятий в перерывах сезона без ограничений со стороны технологии поля.
— Какие электронные средства будут на стадионе, в том числе средства контроля и безопасности?
— Это один самых важных факторов. Пакет слаботочных систем предусматривает размещение на объекте современной аудио- и видеоаппаратуры, систем связи, в том числе Wi-Fi-сети и системы усиления мобильных сигналов, а также комплекса электронных средств обеспечения безопасности.
Система безопасности будет состоять из двух периметров — внешнего и внутреннего. На первом периметре будут установлены турникетные группы, оборудованные системой контроля и управления доступом, видеонаблюдением и досмотровым антитеррористическим комплексом.
Второй периметр безопасности будет оборудован полуростовыми турникетами с билетно-пропускной системой. С его помощью будет осуществляться логистическое распределение посетителей мероприятий по секторам.
Контроль безопасности внутри арен будет осуществляться системой видеонаблюдения со встроенной видеоаналитикой от ведущих производителей в этой области по сценариям возможных чрезвычайных ситуаций, а также силами стюардов и сотрудников профессиональной службы безопасности.
— Недавно была анонсирована реставрация барельефов Сергея Меркурова. Градозащитники обеспокоены их состоянием...
— Барельефы стадиона «Динамо» — это одни из немногих малых скульптурных форм, которые сохранились в Москве с 20–30-х годов прошлого столетия.
За десятилетия на открытом воздухе они пришли в аварийное состояние, поэтому законсервировать и снять их было крайне сложно. Некоторые фрагменты буквально рассыпались в крошку.
Тем не менее художники-реставраторы провели сложнейшую операцию по демонтажу барельефов с портиков Северной и Южной трибун с предварительным маркированием, и теперь они хранятся в крытом теннисном манеже.
Их готовят к реставрационным работам (ведется разработка проекта реставрации), план которых будет утвержден к концу года.
Уже сейчас реставраторам ясно, что после завершения реставрационных работ оригиналы на «улицу» не вернутся — там, скорее всего, будут помещены их копии из современных композитных материалов.
А отреставрированные оригиналы мы будем устанавливать в общественных зонах стадиона. Это важный исторический экспонат, хочется, чтобы люди его увидели вблизи.
Известия