Скоро поводов сходить на «Открытие Арену» будет еще больше. На конец марта здесь наметили открытие музея «Спартака». А корреспондент Sovsport.ru там уже побывал.
Да и не музей это, пожалуй. В музее ведь «руками не трогать». А здесь без рук – никак. Понятно, что потрогать экспонаты вроде бутс Алексея Парамонова не получится. С ними надо, как с хрусталем обращаться – чтобы земля с шипов не обсыпалась. А она как налипла на них в 1950-х, так и держится. Крепко. Но и поколение ведь было такое – крепкое. Алексея Александровича тут благодарили. Спасибо, мол, что забыли обувку вымыть.
Бутсы Алексея Парамонова и шахматы Игоря Нетто
Земля, которая с 1950-х осталась на шипах бутс Алексея Парамонова
Зато посмотреть видео, как играют Парамонов, Симонян, Исаев, Ильин и даже их предшественники, можно. Для этого и надо пальцами на экранах выбирать нужные кадры, фото, отсканированные варианты программок и газетных вырезок. Все как на экране айпада. Наушники у своеобразной ленты времени, выстроенной из видеопанелей, похожи на старинные телефонные трубки. Можно будет для пущей убедительности, снимая трубку, произносить: «У аппарата!».
Присев же на импровизированную тренерскую скамейку, можно выбрать видео про спартаковских тренеров. В специальной студии – набрать на экране фамилию любого футболиста, игравшего за «Спартак», а затем на стене увидеть его профиль, фото, видео голов. На другом экране – составить свою символическую сборную «Спартака» всех времен. Рядом – полистать книгу рекордов клуба. Изображение в ней появляется через проектор, за счет чего иллюстрации оживают. Но это все-таки компьютерное изображение…
Письма из заключения
А вот – подлинные вещи. Пиджак Николая Петровича Старостина. Тот самый, что был передан сюда из музея «Советского спорта». Здесь же очки спартаковского патриарха, анкета, что он заполнял на переаттестации в Высшей школе тренеров в 1984 году. Николаю Петровичу в том году 82 года, между прочим, исполнилось. Анкета весьма подробная и любопытная. Здесь не только про футбол и тактику.
Вот, например, ответ на вопрос, какой фильм вы недавно посмотрели: «Вокзал для двоих». Анкету оцифровали и ее можно изучить у стенда на экране. На стене же проецируются цитаты Старостина. Например, про то, что «спартаковский дух – это никакая не мистика»…
Гендиректор «Спартака» Сергей Родионов с пиджаком Николая Старостина в редакции Sovsport.ru
Чудом сохранились письма родным от Андрея и Александра Старостиных из заключения. Выцветшие и потертые. Настоящие. Александр, капитан «Спартака» в первом чемпионате СССР, к письму от 12 ноября 1952 года из Инты прикрепляет свое фото с подписью на обороте: «Хорош гусь! Былой красавец превратился в «печеное яблоко». Но ничего». Есть в музее и копия более раннего письма – матери Старостиных Сталину, в котором она просит освободить сыновей и «разрешить им сражаться против проклятых фашистов».
Дарственная от Рязанова
Это не просто музей клуба. Музей истории страны, судеб людей. Что неудивительно, ведь курировал работу над ним спортивный журналист, в недавнем прошлом пресс-атташе «Спартака» Алексей Матвеев. Хотя изначально он – кандидат исторических наук. И руководитель проектов на спартаковском стадионе Ирина Разинькина без преувеличения вложила душу в создание музея-мечты.
Вот спартаковская «икона» – так тут называют фото «Спартака» с подлинными автографами игроков 1938 года в раме. И правда как икона. Хотя это приз нашей газеты, тогда еще «Красного спорта», тому, кто отгадает исход финала Кубка СССР. Досталась «икона» знаменитому футбольному статистику Константину Есенину. А «Спартак» обыграл ленинградский «Электрик» 3:2.
Вот клюшка для русского хоккея защитника Виктора Соколова, шахматы Игоря Нетто, книга Эльдара Рязанова с дарственной подписью Хусаинову («Дорогому Галимзяну от болельщика «Спартака»), футболка Евгения Ловчева, игравшего в ней за сборную мира на «Маракане» в прощальном матче Гарринчи, спартаковская майка Федора Черенкова, в которой он играл 14-летним мальчишкой.
Здесь архиерейская грамота Олега Романцева, врученная ему митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием в 2002-м «во внимание к многим и прилежным трудам во славу Святой Православной Церкви Богохранимого Отечества нашего». Вот спартаковская форма синего цвета Дмитрия Ананко с матча против «Монако» в 1993-м. Даже футболка Василия Баранова есть. Он ее бросил после финала Кубка России – 2003 на трибуну. Болельщик сохранил, а теперь вот передал в музей.
Без болельщиков, без спартаковских ветеранов и их родственников, которые передавали сюда реликвии, причем безвозмездно, вряд ли можно было создать подобное. И – что важно – подать так интересно и качественно. Владелец «Спартака» Леонид Федун, которому принадлежала идея создания интерактивного спартаковского музея, сделал все, чтобы он стал лучшим.
Оказавшись тут, можно задержаться надолго. Главное – футбол не пропустить. Кстати, на стене титулов с информацией о спартаковских чемпионствах и кубках, несколько кнопок сделано про запас.
Sovsport.ru