Ради сдачи в срок многострадального стадиона "Зенит–Арена" власти Петербурга пошли на отчаянные меры. Вернули в Смольный опального Марата Оганесяна в ранге советника губернатора и попросили городских строителей помочь стройке века материально.
Бывший строительный вице–губернатор Марат Оганесян снова будет заниматься строительством "Зенит–Арены". Для него это второй шанс завершить скандальный долгострой, а для Смольного — возможность снять с профильных чиновников ответственность в случае срыва сроков.
Проект стоимостью 35 млрд рублей должен быть сдан в конце 2016 года. Но в Смольном, похоже, не уверены в успехе. По данным "ДП", чиновники ведут диалог с застройщиками об участии бизнеса в достройке стадиона. Просят помочь кто чем может: работой, техникой, деньгами. И обещают компенсировать затраты.
Нужный человек
Бывший строительный губернатор Петербурга, а ныне вице–президент банка "Российский капитал" Марат Оганесян вернулся к вопросу строительства стадиона–долгостроя на Крестовском острове. С 20 марта он начал курировать стройку в роли советника губернатора Петербурга, сообщают собеседники "ДП" в строительном блоке правительства РФ и в девелоперском сообществе Петербурга.
Источники сообщили, что заниматься стадионом он будет, в основном находясь в Москве. "Он уже принимал участие в совещаниях по финансированию стройки в двух столицах", — сообщил участник рынка. Причем инициатива о возвращении Марата Оганесяна к проекту стадиона исходила не из Смольного, а из правительства РФ, отмечают участники рынка.
Официально в администрации Петербурга возвращение Марата Оганесяна на "Зенит–Арену" отрицают. Вице–губернатор Игорь Албин сообщил "ДП", что Смольный взаимодействует с бывшим чиновником только по проблеме достройки незавершенных объектов "СУ–155" (Марат Оганесян курирует этот вопрос с марта 2016 года в статусе старшего вице–президента банка "Российский капитал").
Сам Марат Оганесян, которому дозвонился "ДП", также сообщил, что ничего о своем дальнейшем участии в достройке стадиона сказать не может.
Возможно, всеобщее нежелание публично обсуждать эту тему связано с тем, что должность куратора стройки стадиона на Крестовском считается расстрельной.
Когда Марат Оганесян покидал пост строительного вице–губернатора, в отрасли говорили, что причиной его отставки стали именно проблемы с достройкой злополучного стадиона, который он курировал в течение 2 лет. С той же причиной связывают и недавнюю отставку главы комитета по строительству Михаила Демиденко. Нового главу комитету ищут уже месяц. Участники рынка говорят, что желающего садиться в это кресло не найти. "Сроки сдачи "Зенит–Арены" постоянно сдвигают. Кто бы ни взялся за проект сейчас, неизбежно получит проблемы", — говорит один из собеседников "ДП".
Попросили по–хорошему
Строить "Зенит–Арену" начали в 2006 году (см. "Хронология…"). Общая стоимость объекта — 35 млрд рублей. Единственным инвестором выступает бюджет Петербурга, дефицит которого, к слову, на этот год составляет 58 млрд рублей.
Проект уже вышел на финишную прямую. Но, похоже, городская администрация все еще не спокойна за его судьбу и пытается "подстелить соломки" на случай проблем с его финансированием.
Как стало известно "ДП", около месяца назад Михаил Демиденко, который тогда возглавлял комитет по строительству, проводил совещание с бизнесом по достройке "Зенит–Арены". На встречу пригласили более 20 ведущих строительных компаний. Им предложили подключиться к достройке стадиона любым возможным способом и обещали в будущем компенсировать понесенные затраты и помочь с решением проблем по текущим стройкам.
"Нас пригласили на беседу в 9 утра в субботу на стадион. По–моему, ненормально в такую рань в выходной требовать с людей денег на проект, к которому они не имеют отношения. Тем более что в рамках 214–ФЗ, по которому мы строим жилые дома, непрофильные отчисления невозможны в принципе", — поделился собеседник "ДП".
"Наверное, такой формат взаимозачета интересен тем, кому что–то нужно от города. Мы к их числу не относимся. Предложение выслушали, но вряд ли чем–то поможем. С остальными коллегами переговоры, судя по всему, будут вести в индивидуальном порядке", — рассказал другой девелопер.
Вице–губернатор Игорь Албин, которого "ДП" попросил прокомментировать эту встречу, подтвердил, что девелоперов собирали на стадионе. "Но только для консультации по технологическим решениям и качеству производства работ", — уточнил он и добавил, что Михаилу Демиденко никто не давал поручений вести со строителями разговоры о помощи в достройке стадиона.
"Со стадионом все в порядке. В сентябре будем играть в футбол", — заключил Игорь Албин.
Михаил Демиденко вчера оказался недоступен для общения, а в комитете по строительству заявили, что об этом совещании даже не слышали. Впрочем, опыт показывает, что Смольный часто тестирует новые идеи, озвучивая их устами глав комитетов, а потом смотрит на реакцию строительного сообщества. Так было с идеей "десятины" (в обмен на согласование проектов безвозмездно передавать городу до 10% квартир), которая вызвала громкую критику застройщиков и в результате не получила развития.
Мост к успеху
Игроки дорожно–строительного рынка поведали "ДП" аналогичную историю о строительстве Яхтенного моста: на его строительство требуется около 2 млрд рублей.
"Нам просто сообщили, что придется скинуться пропорционально объему портфеля госзаказа каждой компании на данный момент. Больше половины суммы, исходя из этой логики, выделит "Метрострой". Причем Смольный не волнует, что у подрядчиков госзаказа могут быть маленькие прибыли. Участвовать будут все. Вопрос с финансированием стройки моста за счет бизнеса решен", — рассказал "ДП" руководитель крупной дорожно–строительной фирмы.
Дорожники говорят, что зависят от госзаказа, а коммерческих контрактов у них очень мало. Так что спорить с городом они не смогут. Особенно сейчас, когда конкуренция на любом конкурсе за господряд очень велика.
Судьба генподрядчика
Вчера на фоне новостей о возвращении Марата Оганесяна на стадион стало известно, что заявки на конкурс на благоустройство набережной рядом с "Зенит–Ареной" за 1,8 млрд рублей подали четыре подрядчика: "Возрождение", "Мостострой–12", "Леокам" и "Лендорстрой–2".
В числе участников неожиданно для всех не оказалось компании "Инжтрансстрой", которая сейчас строит стадион. Игроки рынка и источники "ДП" в Смольном были уверены, что контракт получит именно эта компания. Во–первых, это поддержало бы ее в условиях нехватки денег на строительство стадиона, во–вторых, ей было бы удобно работать на соседних площадках. В компании отказались комментировать ситуацию. Собеседники "ДП" предполагают, что это связано с отставкой Михаила Демиденко, который ее поддерживал. И с приходом Марата Оганесяна, который негативно оценивал результаты работы компании, стоившие ему должности.
Деловой Петербург
фото: Андрей Фролов