Стадионы к ЧМ-2018 дорожают, но никак не строятся. На алтарь победы брошены и дополнительные средства, и выбитые от FIFA уступки, и даже импортозамещение в ход пошло. Не помогает. Стадионы не достроены, генподрядчики-олигархи снова денег просят, а время летит.
Генподрядчики, строящие объекты к ЧМ-2018, сразу после скачка валют в 2014 году запричитали о дороговизне стройоборудования, материалов и прочего. Так, если в апреле 2014 года предварительная стоимость стадионов, по данным РБК, составляла в среднем 14,37 млрд рублей, то со второго полугодия всё начало стремительно меняться.
И вот уже летом 2015 года президент Crocus Group, строящей стадионы в Калининграде и Ростове-на-Дону, Арас Агаларов называет «Ведомостям» новую стоимость арен - 17,5 и 18,74 млрд рублей соответственно. Вслед за ним изданию жалуется генеральный директор «Стройтрансгаза» (структура Геннадия Тимченко) Михаил Хряпов. По его словам, сметная стоимость стадионов в Нижнем Новгороде (17 млрд рублей) и Волгограде (16,3 млрд рублей) может вырасти еще на 3 млрд рублей. Аппетиты остальных избранников господряда были не меньше.
Кто строит стадионы к ЧМ-2018. Суммы указаны по состоянию на апрель 2014 г.
Речь, кстати, идет о бюджетном финансировании. Владельцы заводов, газет, пароходов на спортивные забавы не тратятся, предпочитая на них зарабатывать. В правительстве РФ никак не могли решить, как лучше потратить деньги. Поэтому министр финансов Антон Силуанов утешал олигархов тем, что расходы на чемпионат не сократят.
Вице-премьер РФ Шувалов тем временем взялся утешить простых смертных и на заседании Совета по подготовке к ЧМ-2018 в июне 2015 года заявил, по данным «Интерфакса», что бюджетные расходы на чемпионат не превысят 335 млрд рублей. Как бы то ни было, на сочинский размах в 1,5 трлн рублей казна и впрямь уже не способна. Олигархи с чиновниками вспомнили подзабытый лозунг «Экономика должна быть экономной».
Чтобы не пришлось слишком туго затягивать пояса, FIFA, как по волшебству, изменила требования к российским стадионам. И если раньше эти требования менялись только в сторону расширения арен и повышения их комфортности, с ЧМ-2018 вышло всё наоборот. Обязательное количество мест на стадионах в Екатеринбурге и Калининграде сократили с 40 до 35 тыс. Заодно и сроки сдачи объектов продлили до глубокой осени 2017 года.
Последующая череда коррупционных скандалов вокруг возглавлявшего тогда FIFA Йозефа Блаттера во многом объясняет это чудо. Самую ощутимую пользу это принесло екатеринбургскому стадиону. Дмитрий Пумпянский, которому доверено реконструировать стадион «Центральный», так спешил освоить бюджетные средства, что планировал оставить от здания один только фасад. А здание, к слову, является памятником архитектуры. Контролирующие органы смотрели на планы близкого к Кремлю олигарха более чем благосклонно. Памятник спасли только кризис с погрязшим в скандалах Блаттером.
Требования FIFA к стадионам до их пересмотра в 2014 г.
И пустились записные миллиардеры бюджетные деньги экономить. В ход пошли и конструктивное изменение стадионов, и священная корова сегодняшней экономики РФ - импортозамещение.
Так, глава Crocus Group Арас Агаларов поделился с «Ведомостями» приемами экономии на стадионе в Ростове-на-Дону. Застройщик обуздал свою гигантоманию: упростил и облегчил конструкцию крыши стадиона, а также почти вдвое сократил количество лифтов. Теперь у ростовской арены осталось 25 лифтов. Ради каких мировых рекордов первоначально их спроектировали 45 штук, Агаларов не пояснил.
Умолчал он и о бесконечных проблемах калининградского стадиона, который строят фактически на болоте. Несмотря на то, что еще в 2014 году глава оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин в интервью «РИА Новости» признал, что остров, выбранный под строительство стадиона, периодически затапливает. Времени для поиска новой площадки было достаточно, но Агаларов решил не искать легких путей.
Вместо этого миллиардер требует дополнительное финансирование из регионального бюджета на песок и сваи. И это при сметной стоимости «Стадиона Калининград» в 17,5 млрд рублей. Из них на один только песок для осушения стройплощадки было потрачено 850 млн рублей. Строительство стадионов Агаларов считает едва ли не меценатством, а примером реальной стоимости таких объектов называет стадион «Фишт» за 600 млн долларов.
Допинг для миллиардера
«Фишт», действительно, отличный пример. Пример того, сколько можно «распилить» на одной спортплощадке. Фонд борьбы с коррупцией подробно писал, как росла смета «Фишта» и сколько стоят аналогичные стадионы в Европе.
Гораздо интереснее, какой рационализм проглядывает в коррупционных схемах. Использовать одни и те же объекты несколько раз стало хорошим тоном. В Москве можно бесконечно ремонтировать улицы, а Сочи - настоящий "клондайк" для регулярной доработки спортплощадок. Стадион «Фишт», осмелимся предположить, - первая ласточка в череде реконструкций.
Строительство «Фишта» началось уже после получения Россией права на проведение ЧМ-2018. Что мешало сразу построить его с учетом требований FIFA? Ровным счетом ничего, но не резать же курицу, несущую золотые яйца! Гораздо лучше оснастить готовый стадион временными трибунами за каких-нибудь 3,54 млрд рублей. Достойнейший пример того, как надо строить.
С таким подходом даже странно, что президент Crocus Group не вспомнил «Зенит-Арену». Вот где образец выгодного для подрядчика проекта. Стадион, который начали строить 10 лет назад, до сих пор стоит незавершенным, как памятник тотальной разрухе в РФ.
Готовность объекта замерла на 85%. Сделано вроде бы немало, потрачено и того больше. Стоимость «Зенит-Арены» явно опережала темпы строительства. Если на старте цена стадиона составляла 6,7 млрд рублей, то на сегодняшний день она достигла 39,2 млрд рублей.
Черной дырой для бюджета «Зенит-Арены» стала при непосредственном участии еще одного олигарха - Олега Дерипаски. В 2008 году генподрядчик арены - компания «Авант» был заменен компанией «Инжтрансстрой-Спб», которая контролировалась «Базелом» Дерипаски. Возможно, для смены подрядчика имелись веские причины, но в таком случае и с самим Дерипаской должны были давно распрощаться. В 2009 году Дерипаска, а с ним и вся стройка, замерли в томительном ожидании.
Как только Россия получила право принять ЧМ-2018, «Зенит-Арену» решили сделать площадкой полуфинала. Сметная стоимость взметнула ввысь до 23,7 млрд рублей. Через год FIFA изменило требования к стадиону - Дерипаска получил еще свыше 9 млрд на строительство. Процесс никак не шел и в 2013 году миллиардера простимулировали еще на 2 млрд рублей.
Летом нынешнего года Смольный снова выделил на завершение «Зенит-Арены» 4,3 млрд рублей. Допинг не сработал, долгострой на Крестовском острове так и не превратился в полноценный стадион. Вместо этого «Инжтрансстрой-Спб» публично предъявил к администрации Санкт-Петербурга ряд претензий, включая недофинансирование, и заявил о приостановлении работ. Де-факто строительство не ведется с апреля.
«Заработав» свыше 32 млрд рублей, Олег Дерипаска решил выйти из игры. Якобы возмущенная демаршем администрация города ищет нового подрядчика. Смена подрядчика неизбежно приведет к новым расходам.
За восемь лет откровенного растаскивания бюджетных средств громких уголовных дел в отношении структур Дерипаски не было. Исключением стало дело о мошенничестве в особо крупном размере. Однако это скорее ответная реакция на откровенный саботаж контракта «Инжтрансстроем-Спб», чем реальная борьба с нарушениями закона.
По данным контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, городской комитет по строительству не только не отслеживал целевое расходование средств, но и принимал необоснованные решения о дополнительном финансировании. Такая благожелательность к подрядчику лишний раз доказывает - «освоенные» «Инжтрансстроем-Спб» средства вряд ли вернутся в казну.
Много денег в мутной воде
Смена подрядчика «Зенит-Арены» по большому счету - решение самого «Инжтрансстроя-Спб». Но что, если подрядчик не торопится отдавать столь лакомый кусок бюджетного пирога? Увы, в этом случае он практически несменяем. Не стоит забывать, что все эти подряды получены товарищами из списка Forbes по итогам закрытого правительственного совещания. И маловероятно, что за закрытыми дверями шла конкурсная жеребьевка.
Компания «ПСО Казань» Равиля Зиганшина, которой доверили стадионы в Саранске и Самаре, с самого начала чувствовала себя обделенной. И хотя вопреки всем ожиданиям Главгосэкспертиза утвердила смету саранской арены в 17 млрд рублей, т. е. на уровне проектов Тимченко и Алагарова, стоимость стадиона в Самаре составляла до последнего времени 13,4 млрд рублей. Генподрядчика не устраивала роль бюджетного аутсайдера.
В мае этого года министр спорта РФ Виталий Мутко констатировал полную остановку работ подрядчиком. Следом в пресс-службе губернатора Самарской области заявили о смене подрядчика на объекте. На освобожденное «ПСО Казань» место прочили «Строительную компанию «Град», предложенную лично губернатором Николаем Меркушкиным.
Однако новичок бизнес-элиты Равиль Зиганшин оказался не так прост. «ПСО Казань» входит в группу «ТАИФ», контролируемую семьей бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Неслучайно, как только конфликт между «ПСО Казань» и администрацией Самарской области разгорелся в полную силу, руководство Татарстана бросилось обсуждать этот вопрос с Шуваловым, а региональные СМИ - петь панегирики Зиганшину.
Комплексные мероприятия не прошли даром. Вскоре после попытки Меркушкина сменить подрядчика, СМИ облетела информация о неком новом решении Главгосэкспертизы, утвердившем смету в 17,3 млрд рублей. Ну, а посетивший в июле Самарскую область Шувалов добавил к этой цифре еще 900 млн рублей. Забыл вице-премьер свои клятвы про неизменный бюджет чемпионата в 335 млрд рублей. Судя по скандалам вокруг самого Шувалова, для него это - копейки.
Основные коррупционные скандалы, очевидно, ждут нас после ЧМ-2018, но отдельные факты всплывают уже сегодня. Так, Счетная палата РФ в прошлом году провела мониторинг расходования средств на проектировку спортобъектов. Выяснилось, что тендеры на проектирование выиграли компании, неспособные выполнить проектные работы.
Победители ФГУП «Спорт-Инжиниринг», ГУП Самарской области институт «ТеррНИИгражданпроект» и ООО «НПО «Мостовик» привлекли к выполнению госконтрактов около 40 субподрядчиков, включая зарубежные компании. При этом тот же ФГУП «Спорт-Инжиниринг» потратил на расчеты с субподрядчиками 75% полученных средств. Оставшиеся 25%, по сути, являются премией за посредничество «Спорт-Инжиниринга» между исполнителем и заказчиком.
Заметим, что финансирование Чемпионата мира по футболу по своей непрозрачности превзошло даже Олимпийские игры в Сочи. Об этом свидетельствуют данные посвященного спорту доклада Transparency International. Как следует из материалов доклада, число ресурсов, публикующих актуальную информацию относительно чемпионата, невелико. Все они новостного характера и раскрывают лишь самую общую информацию.
Практически единственным источником информации о расходовании бюджетных средств является сайт Счетной палаты РФ, чьи мониторинги проводятся нерегулярно. При этом контракты генподрядчиков с субподрядными компаниями до сих пор остаются тайной за семью печатями. Впрочем, желание власти скрыть реальный бюджет чемпионата вполне понятно. Несмотря на тотальное обнищание страны, повторяется сочинский сценарий. «Тучные» нулевые» прошли, а привычка «беситься с жиру» осталась.
Преступная Россия
фото: Ведомости