Sportarena рассказывает о фанатском движении итальянского Наполи.
«Помню, как мы поехали на стадион Сан-Паоло, и Карлос Тевес начал мне рассказывать о местных болельщиках. Я не предавал его словам особого значения, в конце концов, я ведь играл за Барсу! Но когда я шагнул на газон, то почувствовал нечто волшебное. Потом нас начали освистывать 60.000 человек, — знаете, я играл множество важных матчей, — но тогда, единственный раз за всю карьеру, у меня затряслись коленки. Трибуны болели словно заведенные, для неаполитанцев любовь к своему клубу — это словно любовь матери к ребенку. В тот раз я впервые я остался на поле после проигранного поединка – не мог оторваться от трибун».
Яя Туре
Неаполь, столица области Кампания – самый характерный город Медзоджорно, Южной Италии. Северяне не любят Юг – он слишком аграрный, слишком экономически отсталый, слишком коррумпированный, слишком неблагополучный, слишком нестабильный, слишком криминогенный. Все итальянские штампы, которые мы знаем из кинематографа, — все это made in Mezzogiorno.
Полноценная тифозерия появилась в Неаполе в шестидесятых годах прошлого века, когда команда переехала на новенькую арену Сан-Паоло, вмещавшую 80 000 зрителей.
И саму команду, и жителей города вообще называют «Партенопейцами» — в честь прекрасной сирены Партенопы (Парфенопы), безуспешно пытавшейся очаровать своим пением Одиссея, а затем покончившей с собой в бухте Неаполитанского залива.
Безусловно, самоубийственная экспрессия поступка Партенопы выдает в ней истинную южанку.
Наполи – четвертый по популярности клуб Италии, а численность его фанатов во всем мире достигает шести миллионов человек: саппорт из-за бугра оказывают болельщики, покинувшие Кампанию и уехавшие в другие страны в поисках лучшей жизни.
В 1972 году в Неаполе появилась первая фирма, впоследствии ставшая известной в качестве Commando Ultras Curva B. Ее основатель Дженнаро Монтуори стремился к тому, чтобы на фанатов никак не воздействовало социальное расслоение в обществе.
У CUCB была своя телепередача, радиопрограмма, и они участвовали в специальном проекте, призванном искоренить насилие на трибунах: «Насилие нас разъединяет», — с грустью сообщал Монтуори.
Конечно же, CUCB участвовала в столкновениях, но всегда декларировала своей целью мирное решение любых вопросов. Из-под крыла этой фирмы вышло сразу два женских моба – Ultra Girls (1986) и Ladies Napoli (тоже в восьмидесятых, но позже). В ту пору это казалось безумием – женщины на фанатских секторах, — но Неаполь всегда был чуточку безумным.
И «чуточку» — это еще мягко сказано.
В девяностых у Дженнаро Монтуори умер брат, он отошел от дел, а энтузиастов такого уровня больше не нашлось. В результате CUCB распалась сразу на несколько групп, а самыми крупными фирмами «Маленьких ослов» стали считаться Fedyan EAM 1979 (ушла из CUCB вследствие разногласий) и Ultras Napoli (к CUCB отношения не имела).
Фанатский движ неаполитанцев базируется на двух трибунах – Курве А и Курве Б, причем между ними нет не то, что дружбы, но даже элементарного взаимопонимания.
Курва А, дом таких мобов, как Mastiffs, Vecchi Lions, Teste Matte, Sud, Bronx, Brigata Carolina, Rione Sanita, Fossato Flegreo, более радикальна и более хулигански направлена, тогда как Курва Б более спокойна.
Раньше все было иначе – все фанаты Наполи дружили между собой и даже пытались что-то своровать во время совместных акций, но время, нетерпимый южный характер и локальные конфликты вкупе сделали свое дело.
Партенопейцы водят очень долгую дружбу, — вот уже 34 года, невероятный показатель для фанатского мира! – с тиффози Дженоа. Все началось в сезоне 1981/82, когда команды сыграли вничью 2:2 в Неаполе, что, в свою очередь, позволило Дженоа не вылететь из Серии А, а вот Милану – как раз впервые в истории вылететь.
Благодарные фанаты из Генуи праздновали спасение прямо в Неаполе, всю ночь щедро снабжая местный саппорт алкоголем. В сезоне 2006/07 Дженоа и Наполи сыграли вничью 0:0 в Лигурии – и этот результат означал, что старые футбольные дружбаны вместе выходят в Серию А.
Эпизод из 1982 года повторился, только на этот раз ночь безумства проходила в Генуе.
Дружба поддерживается с клубами из Сицилии – Палермо и Катанией, — это так называемая «южная поддержка» (причем, Палермо и Катания сталкиваются в Сицилийском дерби и враждуют друг с другом).
За пределами Италии у «Маленьких ослов» очень теплые отношения с саппортом Университати Крайова из Румынии, Селтика из Шотландии и пловдивского Локомотива из Болгарии. Болгары настолько восхищаются фанатами Наполи, что одна из их фирм зовется Napoletani Ultras Plovdiv.
Южанина способен понять только южанин, поэтому нет ничего удивительного в том, что фан-сектор Наполи враждует с болельщиками Вероны, Аталанты, Интера, Милана, Сампдории (это главный враг Дженоа – друзей партенопейцев), Ювентуса (из-за т.н. «Южного вопроса») и Лацио. Но самые сложные отношения – с Ромой.
Римляне зачастую считают себя южанами, но хотят жить так, как на Севере. Италия разбита на пять макрорегионов, и область Лацио, где, собственно, и локализован Рим, является частью Центральной Италии, своеобразной буферной зоны между разнокалиберными во всех отношениях Севером и Югом.
Матчи между Наполи и Ромой именуются «Солнечным дерби», а первые столкновения болельщиков в этом поединке были отмечены еще в сезоне 1930/31. Рома тогда победила дома со счетом 3:1, и местный саппорт немного схлестнулся с понаехавшими в столицу южанами.
В семидесятых крупнейшие фирмы двух клубов, Commando Ultras Curva B (Наполи) и Commando Ultra Curva Sud (Рома), решили, что жить следует дружно – и следующие 15 лет все так и было.
Но в 1987 году неаполитанцы сыграли в Риме вничью 1:1, а после игры полузащитник гостей Сальваторе Баньи подбежал к хозяйской трибуне и продемонстрировал всем там собравшимся неприличный жест. «Я лишь потом осознал, что сделал, — вспоминал Баньи, — и, конечно, сразу же извинился за выходку. Но было уже поздно…»
И действительно – было уже поздно. Римляне предсказуемо высказывали недовольство поступком футболиста Наполи, а фанатам «Маленьких ослов» оставалось только защищать своего игрока. Сразу же после игры начались болельщицкие столкновения, и впоследствии отношения становились только хуже.
В 2001 году автобус с футболистами Ромы был заброшен камнями в столице Кампании, тогда как поезд с тиффози «Волков» — бутылками. Весь этот замес устраивала одна из самых радикальных группировок Наполи – Teste Matte, моб, базирующийся в Испанском квартале, центре криминального мира Неаполя.
Римляне приехали не с пустыми руками и попытались прямо на вокзале взорвать самодельную бомбу – к счастью, не сработало. Гостевые места фанатов Ромы на Сан-Паоло напоминали гигантскую клетку, что было сделано в целях безопасности.
Всю игру римлян забрасывали петардами, бутылками и прочим скамом. После финального свистка Роме оставалось сделать один шаг до скудетто, а ее фанаты принялись громить железнодорожный вокзал Неаполя.
В 2005 году столкновения в рамках Солнечного дерби привели к следующим последствиям: 15 раненых полицейских и 27 болельщиков, попавших под суд.
Римляне дошли до того, что умудрились атаковать ближайший к Сан-Паоло полицейский участок. В 2009 году партенопейцы отметились актами вандализма на римском вокзале Термини, кроме того, хуллз сошлись в ножевой драке на заброшенном шоссе.
Дженнаро Монтуори действительно хотел мирного сосуществования для всех болельщиков.
Но разрушительный южный темперамент сынов Партенопы в итоге все-таки взял верх.
sportarena.com
=
См. также:
Фанатские движения в Италии