Что не так со стадионом в Петербурге, можно ли будет проводить на нем матчи?
Свою позицию по поводу долгостроя в беседе с Business FM изложил глава совета директоров компании «Инжтрансстрой-СПб» Кирилл Поляков.
Стадион на Крестовском острове в Петербурге, более известный как «Зенит-Арена» — это пример того, что у любого проекта должен быть один заказчик и понятный бенефициар.
«Инжтрансстрой» — бывший генподрядчик строительства стадиона на Крестовском острове. Компанию отстранили от исполнения контракта этим летом. Business FM задал Кириллу Полякову простые вопросы: что не так с этим стадионом? Почему стоимость строительства арены за несколько лет выросла в 6,5 раза, а объект до сих пор так и не сдан?
— Ваша компания была генподрядчиком строительства стадиона на Крестовском острове, который все называют «Зенит-Арена», но в июле контракт с вами расторгли в одностороннем порядке. Не могли бы в двух словах объяснить, почему? Что не так? Мы знаем официальную позицию: компания сдавала работу не вовремя, делала все не так, воду не отвела и так далее. Были заявления чиновников от Санкт-Петербурга — хотелось бы услышать вашу позицию.
— Мы можем только догадываться об истинных причинах замены генподрядчика. Наверное, город захотел привлечь к строительству более управляемую компанию.
Уже в мае 2015 года мы диагностировали ключевые пять проблем, о которых говорили постоянно с заказчиком. Это — отставание в проектировании на стороне заказчика, это дефицит бюджета строительства, дефицит текущей ликвидности, отсутствие эксплуатации и неготовность служб заказчика к управлению такой машстабной стройкой.
В течение этого года нам много что удалось сделать. Например, мы договорились о поправке в бюджете Санкт-Петербурга, об увеличении стоимости строительства более чем на 4 млрд рублей, но эти деньги так до строительства и не дошли.
Не остановили работы с нашими субподрядчиками, которые теперь переходят под управление новой компании. Вовремя освободили площадку. Но теперь, действительно, пойдем в суд.
— Что именно оспариваете, на какие перспективы рассчитываете, если вы уже все сдали? Может быть, будет сложнее даже зайти обратно, чем просто уйти оттуда.
— Зайти обратно — это уже утопия.
— Тогда зачем суд?
— Мы судимся для того, чтобы вернуть деньги за уже выполненную работу.
— Как решение властей расторгнуть с вами контракт на строительство стадиона на Крестовском острове повлияло на бизнес «Инжтрансстрой-Спб»?
— Безусловно, негативно. У компании «Инжтрансстрой-Санкт-Петербург» в свое время были объекты, связанные с реконструкцией «Пулково».
Это кроме контракта по строительству стадиона. Мы предполагали, что сможем участвовать в тендерах и на другие заказы, в частности, реконструкцию набережной Макарова, строительство моста через остров Серный и новые депо, которые планируются к строительству в 2017 в 2018 годах.
Это с учетом того, что еще одна наша организация работает сегодня на строительстве депо «Южное». У нас есть необходимая для этого компетенция. А теперь мы рискуем потерять этот бизнес.
— Бизнес по исполнению госконтрактов, я правильно понимаю?
— Бизнес по исполнению госконтрактов. С другой стороны, сегодняшнее состояние отрасли не позволяет на госзаказах получать прибыль. Зачастую это убытки.
— Тогда почему вы боитесь потерять этот бизнес, если он убыточен? Может быть, проще и уйти?
— Мы рассматриваем разные сценарии. Бизнес, действительно, на госзаказах убыточный. Кризис продолжается. После Олимпиады в Сочи с рынка ушли многие крупные подрядчики, в основном, из-за банкротств.
Еще одна проблема, которую я вижу — это отсутствие реальных бенефициаров у госзаказчиков. В коммерческих структурах в сроках и качестве стройки заинтересован акционер или конечный бенефициар. В случае госконтрактов, чиновники лавируют между законодательством и рыночными проблемами. К тому же...
— И тратят не свои деньги.
— И тратят, безусловно, не свои деньги.
— По вашим оценкам, в том состоянии, в котором вы сдали объект, новый подрядчик успеет его достроить? Его вообще реально достроить в срок, чтобы там провели Кубок конфедераций?
— Хочу отметить, что стадион на сегодняшний момент готов больше, чем на 85%. Плюс еще работы на 1,8 млрд рублей, документацию по которым мы отправили заказчику. В совокупности объем приближается к 90%.
Важно отдельно отметить, эти 85% построил именно «Трансстрой», выполнив все технически сложные работы: возвели чашу стадиона, смонтировали стационарную раздвижную крышу и выдвижное поле. На сегодняшний день осталось не так много работ и они технологически не такие сложные..
Однако вынужден констатировать, что, скорее всего, стадион не будет построен в срок, который сейчас указывается.
Либо это будет квазистадион, давайте назовем это так. По форме он будет напоминать стадион, но начинка — инженерные системы — будет монтироваться в течение следующего года.
— Ну, а безопасно ли в таком случае там проводить какие-то соревнования до того, как он будет полностью сдан? То есть можно ли себе представить, что в недоделанном стадионе Кубок конфедераций пройдет, а потом уже к чемпионату там дальше доделают?
— Я думаю, что до Кубка Конфедераций заказчик и силовые ведомства обеспечат безопасность. Но стадион к этому моменту полностью не будет готов.
— Максимально простыми словами: что не так со стадионом на Крестовском острове? Его должны были сдать, по-моему, семь лет назад. Стоимость его строительства выросла с 7 млрд до 40. Почему?
— Важно отметить, что не генподрядчик управляет ценой контракта. Это функция заказчика и зависит от того, что он в итоге хочет получить. Какие системы, какие возможности, какие решения он применяет, чтобы построить тот или иной объект. Можно сравнить с ремонтом у вас в квартире, когда ваши желания и определяют стоимость.
В данном случае заказчик сам не понимал, что он хотел построить. Просто посмотрите: за время строительства стадиона сменилось два губернатора, несколько вице-губернаторов, несколько руководителей комитетов управляли этой стройкой. Провели шесть экспертиз, будет еще седьмая.
Это означает, что с момента начала строительства до текущего момента проект изменился кардинально и сейчас строят совершенно другой стадион.
Например, сначала стадион предполагался из металлоконструкций, потом — из монолитного бетона. Сначала была одна численность, потом она возрасла.
Мы неоднократно, кстати, заявляли, что необходимо упрощать решения, в том числе отказываться от раздвижной крыши, выкатного поля, потому что во многом это НИОКР.
В столь северных широтах непонятно, как это будет себя вести. Это как раз то, о чем я говорю, когда имею в виду, что нет конечного бенефициара. Только бенефициар понимает точно, что он хочет получить.
BFM.ru
фото: instagram.com/yarinsky
=
См. также:
Южная половина раздвижной крыши стадиона «Зенит-Арена» успешно протестирована